Виктория Викторовна Урфанян
НП «Центр временного пребывания детей». Проект «Хантыйские обереги»
▼ Скачать + Заказать документы
НП «Центр временного пребывания детей»
«Хантыйские обереги»
Подготовила: Урфанян В. В. ,
воспитатель группы «Ромашки»
г. Сургут
2018г.
Содержание
1. Описание проекта 3
2. Актуальность выбранной темы 4
3. Цель и задачи проекта 5
4. Охватываемые образовательные области и проблема проекта 6
5. Этапы деятельности 7
6. Ожидаемые результаты проекта 8
Публикация «НП „Центр временного пребывания детей“, Проект „Хантыйские обереги“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Уголки и центры в группах
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
7. Содержание проекта. Перспективный план по реализации проекта 9
8. Заключение 12
9. Список используемой литературы 14
10. Конспекты реализованных мероприятий
11. Консультация для родителей на тему «Ознакомление детей с традициями народов Севера»
15
39
Описание проекта
Проект c детьми младшего возраста:
1. Тема: Хантыйские обереги
2. Вид проекта : Информационно - творческий
3. Продолжительность проекта : краткосрочный (15.01.2018г. – 15.02.2018г.)
4. Участники проекта : Дети младшей группы, воспитатель
группы, родители воспитанников.
Актуальность выбранной темы
Мы живем на территории Югорской земли, где уже более двух тысяч лет живут ханты и манси, народы с самобытной и неповторимой культурой. Их обычаи и традиции до наших дней хранят легенды, сказки, родовые песни-сказания. Этим народам присущи своя уникальная философия восприятия окружающего мира, природы и человека, а также образ жизни в трогательном согласии с хрупкой, ранимой, хотя и кажущейся на первый взгляд суровой природой Севера.
Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – чувства и качества необходимые каждому человеку, особенно в детстве, в период становления личности. Изучение истории культуры, быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства коренных народов, погружает ребёнка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь. Северные народы – ярчайший пример неизменной любви к своей земле.
Цель и задачи проекта
Цель: изучить особенности хантыйских оберегов выявить их значение в культуре народа ханты
Задачи:
1. Познакомить с родом деятельности, бытом и традициями коренного народа.
2. Воспитывать уважение к коренным жителям, их культуре и быту, традициям.
3. Дать представление о полезной и вредной пищи для здоровья человека; Формировать любовь к малой Родине.
4. Продолжать знакомить с устным народным творчеством (загадками, сказками пословицами и поговорками народов ханты и манси).
5. Умение различать стили и образы орнаментов: (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);
6. Обучение технологии изготовления народных оберегов
Охватываемые образовательные области и проблема проекта
Охватываемые образовательные области:
Речевое направление:
• Обогатить словарь за счет:
имен существительных, прилагательных, глаголов.
• Развить способность составлять связанную речь через описательные рассказы.
• Развить умение детей отвечать на вопросы воспитателя.
Познавательное развитие
• Познакомить детей с видами кукол и историей их возникновения.
• Привлекать внимание к истории куклы и оберегов.
• Знакомить детей с обычаями и традициями своего народа.
• Социально-коммуникативное развитие
• Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям.
• Воспитывать интерес к народному творчеству народа севера.
Художественно-эстетическое направление
Развить художественно - эстетическое восприятие детей.
Этапы деятельности
1этап: Организационный(15.01.2018г. - 24.01.2018г.)
1. Изучить литературу о жизни коренного народа ханты.
2. Подобрать наглядный материал.
3. Подобрать дидактические и подвижные игры.
4. Подобрать атрибуты, связанные с жизнью ханты и манси.
5. Составить перспективный план по реализации проекта.
6. Разработать конспекты проводимых мероприятий.
2 этап: Основной (25.01.2018г. -07.02.2018г.)
1. Реализация перспективного плана с детьми, родителями.
2. Разучивание стихотворений с детьми.
3. Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми (куклы-обереги, обереги).
4. Составление консультаций для родителей.
5. Оформление выставки.
6. Фотоотчет в виде стенгазеты.
7. Составление копилки конспектов проводимых мероприятий.
3 этап: Заключительный (07.02.2018г. -15.02.2018г.)
1. Подведение итогов по проекту.
2. Представление проекта педагогическому сообществу (внутри учреждения, на сайте Центра).
3. Представление проекта педагогическому сообществу (на педагогических порталах, сайтах).
4. Участие в конкурсах разного уровня.
Ожидаемые результаты проекта
1. Систематизация знаний детей о культуре, традициях и обычаях,
укладе жизни народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО.
2. Раскрытие творческих способностей через разнообразные виды
детской деятельности.
3. Желание изучать быт, культуру, традиции коренных народов
Севера.
Содержание проекта.
Перспективный план по реализации проекта
Дата Название мероприятия Задачи Результат
25.01.2018г. Беседы о жизни и быте коренного населения Ханты. Познакомить детей с жизнью народов севера; Будут сформированы знания о быте коренного населения Ханты. .
Знакомство с гербом и флагом Ханты - Мансийского автономного округа – Югры.
Формировать познавательный интерес детей к малой родине Сформированы представления о географических, климатических, особенностях региона, о разнообразии национальностей, проживающих в Югре и Сургуте.
26.01.2018г. НОД: «Кукла Акань ищет друзей». Познакомить детей с куклой-оберегом
«Акань» Сформировано у детей толерантное отношение к культуре, быту и традициям народов Севера.
Сказки северных народов
Познакомить детей с устным – народным творчеством.
Сформировано представление о народном творчестве.
29.01.2018г. Рассматривание картин и иллюстраций животного и растительного мира северного края Продолжить знакомить детей с природой родного края Будет сформировано знания о природе севера.
Подвижная игра "Кто быстрее построит чум?" Развивать устойчивый интерес к подвижным играм коренных народностей; В играх развиты физические качества: ловкость, быстроту, выносливость.
30.01.2018г. Беседа Оберег «Глухарка сна» Расширять знания детей о традиции народа Ханты. Будет сформировано представление о традиции народа Ханты.
«Перетягивание на палках» Знакомство с подвижной игрой народов Севера:
(игра способствует развитию силы рук, ловкости воспитанию выдержки). (игра способствует развитию силы рук, ловкости воспитанию выдержки).
НОД: «В гости к ханты» Совершенствовать умение называть и различать орнаменты Сформировано умение называть и различать орнаменты
31.01.2018г. «Куклы-растения» : - «кукла-шишка» Познакомить детей с куклой – оберегом кукольной семьи. Сформировано представления о кукле - шишки
01.02.2018г. Художественно-продуктивная
деятельность (аппликация)
Оберег- «Глухарка сна»
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать патриотическое отношение к родному краю Готовый оберег
Танец "Хантеечки"
Выставка детских рисунков «Обереги» Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов ханты и манси. Национальные поэты. Их произведения.
Сформировано представление о традиции народа Ханты.
02.02.2018г. Мастер класса для
родителей «Традиционная кукла ханты и манси - Акань»
Пробудить интерес родителей и детей к традиционной игрушке народов Севера. Сформировано представления детей и родителей о культуре народов Севера – ханты;
Выставка «Обереги» Объединение детского сада и семьи посредством воплощения единого замысла. Сближение детей и родителей при осуществлении совместной работы при изготовлении тряпичных кукол.
05.02.2018г. Д/Игра «Найди пару».
Расширить представление детей о хантыйских орнаментах.
Сформировано умение сравнивать, сопоставлять, группировать.
Консультация для родителей на тему
«Ознакомление детей с традициями народов Севера». Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формировать бережное отношение к родному краю, его природным богатствам. Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями.
06.02. 2017г. Мастер- класс для педагогов
Оберег- глухарка Показ методов и приемов изготовления предметов оберегов Привлечение педагогов к проектной деятельности.
07.02.2018г. Поэтический вечер «Хантыйские мотивы» Формирование представления о родном крае, воспитание положительного отношения к коренным народам севера. Подведён итог проектной деятельности
Заключение
Проект «Хантыйские обереги» с детьми младшего возраста (3-4)
В период (15.01.2018г. – 15.02.2018г.) был реализован проект под названием :
«Хантыйские обереги».
Вид проекта : Информационно - творческий
Целью проекта является изучить особенности хантыйских оберегов выявить их значение в культуре народасевера.
Задачи
1. Познакомить с родом деятельности, бытом и традициями коренного народа.
2. Воспитывать уважение к коренным жителям, их культуре и быту, традициям.
3. Дать представление о полезной и вредной пищи для здоровья человека; Формировать любовь к малой Родине.
4. Продолжать знакомить с устным народным творчеством (загадками, сказками пословицами и поговорками народов ханты и манси).
5. Умение различать стили и образы орнаментов: (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);
6. Обучение технологии изготовления народных кукол-оберегов
В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению истории
культуры, быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства коренных народов, погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.
Северный народ – ярчайший пример неизменной любви к своей земле. Тайга для ханта и манси – это огромный, просторный чум. В ней каждую равнину, сопку он узнает по известным только ему приметам, шепоту земли в северную ночь и стужу. Манси и ханты бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для последующих поколений. В этом большую роль играют запреты: «не мучай зверя, насекомого – тебя могут постичь страшные мучения»; «не втыкай в землю железные предметы без надобности; боль земли – это боль сердца». Трудно найти человека, которого оставят равнодушным такие слова.
В течение четырёх недель мы проделали с детьми младшего возраста большую работу.
Мы изучили хантыйские обереги, их значения в жизни народов севера.
Проект в себя включил несколько этапов: организационный, основной и заключительный. Был разработан перспективный план, было дано домашние задание родителям.
В группе появились чум, люлька с маленькой хантыйкой. Маленькая девочка ни не могла уснуть.
Мы выдвинули вопрос. Почему девочка не спит? С этого момента и начался наш проект, который реализовался через четыре образовательные области: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
В исследовательской деятельности дети узнали о оберегах «Глухарка», кукле – обереге «Акань», о орнаментах и их значениях. Дети познакомились с народным творчеством. Разучивали стихотворения, пословицы и поговорки отгадывали загадки.
В ходе проекта дети научились изображать обереги в разных техниках. Цель данного вида деятельности: вызвать эмоциональный отклик на нетрадиционное художественное творчество.
Мы с детьми играли в дидактическую игру «Найди пару». В ходе игры расширили представление детей о хантыйских орнаментах. Играли, в подвижные игры у детей - развивались физические качества, обогащался двигательный опыт и воспитывался командный дух.
Для родителей был проведен мастер – класс под названием кукла «Акань», так –же совместно с детьми подготовили для родителей отчетный концерт под названием «Хантыйские мотивы».
Наш проект был краткосрочным. Как итог работы была оформлена выставка «Хантыйские обереги» ,в который вошли детские работы и выполненные работы родителей. Дети и родители с удовольствием рассматривали выставку и делились впечатлениями.
Благодаря совместной работе воспитателей, детей и родителей над проектом, дети много интересного узнали о оберегах, о быте народа севера. Работа над проектом способствовала установлению более тесного взаимопонимания между воспитателями, детьми и родителями.
Я считаю, что проект реализован в полном объём. Дети нашли ответ на вопрос почему девочка ни как не могла уснуть. Цель и задачи достигнуты.
Список использованной литературы
1. Л. С. Метлина. Математика в детском саду. М. :Просвещение, 1984.
2. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009
3. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006. - 192 с.
4. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
5. С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.
6. Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст] : Методическое пособие для педагогов. / А. Я Ветохина, З. С. Дмитренко, Е. Н. Краснощекова, С. П. Подопригора, В. К. Полынова, О. В. Савельева. – СПб. : «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010.
7. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст] / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис – пресс, 2008.
8. Интерне ресурсы.