Першина Татьяна Васильевна
Проект «Наш центр исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к презентации
Эпиграф: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». (Конфуций).
Актуальность: С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность.
Публикация «Проект „Наш центр исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Цель: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи:
Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Стимулировать желание детей экспериментировать.
Подписи к слайдам
2 слайд: Одним из условий решения задач по познавательной деятельности в детском саду является организация развивающей среды - создание центра исследовательской деятельности, наполнение его необходимыми материалами и оборудованием.
Наш центр исследовательской деятельности состоит из нескольких зон:
3 слайд: 1 зона - уголок природы. Комнатные растения подобраны с учетом возраста детей. На них оформлен паспорт комнатных растений. В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, губки, рыхлители. Есть тематические альбомы: садовые и луговые цветы, комнатные растения, насекомые.
4 слайд: 2 зона – огород. Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом и условиями роста растений. Дети с удовольствием участвуют в посадке огорода, ухаживают за ним, ведут наблюдения и делают зарисовки.
5 слайд: 3 зона – мини - лаборатория «Почемучки». Хозяева этой лаборатории мальчик и девочка - «Всезнайки», которые помогают детям найти ответы на все интересующие их вопросы. В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов; материалы, с помощью которых дети опытным путё м познают тайны живой и неживой природы:
- Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);
- Различные крупы (гречка, манка, горох, фасоль);
- Природный материал (камешки, песок, глина, семена деревьев и цветов, ракушки, шишки разных хвойных деревьев, кора дерева, гербарии);
- Приборы – помощники (лупы, компас, зеркала, различные виды весов);
-Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, термометр);
- Мир материалов (виды тканей, бумаги);
-Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т. д.).
В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по разделам:
6 слайд: «Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, контейнеры для льда, т. е. материалы для изучения свойств воды).
В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам:
-«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки, т. е. материалы для изучения свойств воздуха);
-«Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок, т. е. материалы для изучения свойств света, цвета);
-"Звук" (колокольчики, дудочки, маракасы, бубен, трещотки, т. е. материалы для изучения свойств звука);
-«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы, т. е. материалы для изучения свойств магнита.
7 слайд: В мини - лаборатории находятся коллекции: коллекция тканей, коллекция пуговиц, коллекция ракушек, коллекция бумаги, коллекция камней.
8 слайд: В этом блоке находятся модели:
- календарь природы (времена года, дни недели, частей суток, календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе, атласы, глобус, алгоритмы опытов и экспериментов.
9 слайд: Здесь же помещены различные макеты (выставляются соответственно темам недели) : домашние и дикие животные, саванна, рыбы, насекомые, птицы, рыбы.
10 слайд: Так же здесь помещены лэпбуки («Экспериментальная деятельность», Времена года: «Осень», «Лето», Зима», «Весна», «Почему вода не исчезает», «Камни», «Берегите природу»).
11 слайд: 4 зона - наша игротека. В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы. Имеются игры как покупные, так и игры, сделанные самими воспитателями.
12 слайд: 5 - зона – «Хочу всё знать». В этой зоне нашего центра находится познавательная литература. В него входят разные книги и энциклопедии. Сюда же мы поместили исследовательские проекты, выполненные родителями и детьми: семья Панягиных «Мое генеалогическое древо», Семья Шабаевых «Мои меньшие братья», семья Решетовых «Маленькие огородники».
Вывод: Грамотное сочетание материалов и оборудования в исследовательском центре способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта