Ольга Михайлова
Новые требования — новое содержание и условия.
▼ Скачать + Заказать документы
Введение Федеральных Государственных требований (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года и Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151) вызвало много противоречивых дискуссий, кто-то критикует, кто-то поддерживает, но во всём этом виден единственно верный и неоспоримый факт - это закон и его нужно выполнять.
Необходимо уходить от старой модели работы, в результате которой лишь 20% первоклассников имеют истинную мотивацию к учению, а 80% идут в школу по совсем не тем причинам, которые должны лежать в основе и давать хорошие результаты учения.
Публикация «Новые требования — новое содержание и условия,» размещена в разделах
К слову сказать начальная школа тоже претерпела кардинальные изменения в связи с введением ФГОС.
Во главу угла и ФГТ и ФГОС, говоря доступным языком, лежит не учение, а умение учится. Эта идея не нова, её культивировали многие мыслители.
Цель обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. (Э. Хаббард)
Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.
(Г. Зиммель)
Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить. (А. Дистерверг)
Эти высказывания я привела не случайно, они помогают осмыслить суть.
Отличия ФГТ и ФГОС.
В ФГОС есть три "Т" :
требования к содержанию,
требования к уловиям,
требования к результатам.
В ФГТ требования к результатам отсутствуют.
Таким образом, у нас есть требования к содержанию - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года.
Требования к условиям - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151
Сущность изменения касается модели образовательного процесса. Из неё напрочь нужно искоренить учебную модель. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие - стоит во главе угла. Развивать нужно по средством доступного для их возраста деятельности - игры. В результате весь образовательный процесс будет встроен в игру и дети сами того не замечая будут обучаться.
Изменения касаются также позиции взрослого. Воспитатель должен взаимодействовать, но взаимодействие рассматривается не в формальном контексте (я в группе, я контролирую, делаю замечания, поучаю, а в сущностном (партнёрство). Взрослый взаимодействует с детьми: вместе ставит цели, вместе действует по достижению этих целей и вместе оценивает тот продукт, что получился на выходе.
Ещё один момент - самостоятельная деятельность детей, которая должна быть организована за счёт предметно-развивающей среды с учётом интересов детей.
О многом из вышесказанного можно прочитать в книге Н. А. Коротковой "Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста", которая, кстати, была издана в 2007 году, когда в официальных документах только появились первые упоминания о грядущей модернизации дошкольного образования. Рекомендую почитать.
И как резюме, не надо ничему учить, дети сами поймут, найдут правильный ответ в процессе организованной взрослым игры.