Наталья Фарисеева
Новые шаги в работе с семьей, воспитывающей «особого» ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Новые шаги в работе с семьей, воспитывающей «особого» ребенка.
Фарисеева Наталья Алексеевна, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №108 г. Петрозаводска, педагог-психолог.
С 2008 года в нашем дошкольном учреждении реализуется одно из инновационных направлений, такое как инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это процесс совместного обучения обычных детей и детей с ограниченными возможностями, установление между ними более тесных взаимоотношений в процессе их воспитания в одной группе детского сада.
Темочки:
Такое включение детей со сложной структурой нарушения, не обслуживающих себя самостоятельно, полностью зависящих от посторонней помощи и нуждающихся в сопровождении, в среду более благополучных сверстников повлекло за собой массу вопросов, как со стороны специалистов, педагогов, так и их семей.
Один из таких вопросов – оказание возможной психологической помощи семьям, воспитывающим «особого» ребенка. Ведь родители, особенно матери, столкнувшись с рождением таких детей, испытывают множество трудностей различного характера. К числу наиболее актуальных относятся: принятие или неприятие родителями личности больного ребенка; организация ухода за ним; ожидание и вера в чудо или волшебного исцелителя; рассмотрение рождения больного ребенка как наказания за что-либо; нарушение взаимоотношений в семье после его рождения и др.
Но, в тоже время, именно благодаря инклюзивному образованию, в первую очередь участие матери в педагогическом и воспитательном процессе своего ребенка совместно со специалистами и педагогами группы, дает ей возможность поиска и обретения выхода из создавшейся ситуации. Путем реализации своей собственной деятельности (коррекционной работы со своим ребенком, она обретает новые жизненные ориентиры, начинается перестройка ее личности, направленная на принятие больного ребенка, на объективную оценку его достоинств и недостатков. Дополнительно, как новый шаг оказания психологической поддержки, для успешного преодоления многих внутриличностных конфликтов и проблем родителей, в дошкольном учреждении нами была организована психокоррекционная работа с матерями.
В основе проведения практических занятий с матерями больных детей легла авторская методика психологической помощи семьям Ткачевой Виктории Валентиновны: «Гармонизация отношений между матерью и ребенком : психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии». В качестве цели психокоррекционной работы выступает создание благоприятного эмоционального климата в семьях детей с отклонениями в развитии, формирование положительных установок в сознании родителей. В процессе тренинга формировались новые жизненные ориентиры у матерей относительно ребенка с отклонениями в развитии, определенные модели поведения в семье и обществе, позитивное мышление, помогающее им преодолевать или избегать стрессовые ситуации.
Проводимая мною психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, велась по двум направлениям: индивидуальная и групповая формы работы. Индивидуальная работа осуществлялась в виде бесед, структурированного интервью и служила для установления непосредственного личного контакта психолога и матери ребенка. Групповая работа включила в себя 12 занятий, которые проводились примерно 2-3 раза в месяц и заняли по длительности не менее одного учебного года. Участниками тренинга являлись матери, воспитывающие детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые не обслуживают себя самостоятельно и посещают детский сад с сопровождением. Данная группа имела малую комплектность и состояла из 3 постоянных членов, что, по мнению автора, является более эффективно.
В процессе занятий участницы тренинга проявляли интерес к проводимым групповым занятиям, а также высказывали необходимость в их посещении. Наибольшую пользу для них принесло активное участие всех членов тренинга в дискуссиях, совместный поиск решения проблем, а также поддержка со стороны группы. С каждым занятием участницы становились более открытыми, активными в дискуссиях, старались высказать свое мнение, а также поддержать друг друга. Таким образом, проведение психокоррекционной группы стало необходимым для всех участников и дало свой положительный результат. Предложенная автором, Ткачевой В. В., программа является ключиком к формированию конструктивных отношений в семье, и как результат – эмоциональной адаптации всех членов семьи, которая является важным фактором реабилитации растущей личности. Исходя из этого, нами планируется дальнейшее ведение психокоррекциооных групповых занятий с нового учебного года.
Список литературы:
1. Инклюзивное образование: право, принципы, практика / сост. Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. – М. : Владимир: Транзит-ИКС, 2009. - 128 с.
2. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М. : АРКТИ, 2007. – 80 с. (Коррекционная педагогика)
3. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие / В. В. Ткачева. – М. : АСТ; Астрель, 2007. – 318, [2] с. – (В