Ирина Волкова
Новые пособия для логопедического кабинета
▼ Скачать + Заказать документы
Зачастую логопедические кабинеты в дошкольных учреждениях очень небольшие по площади, поэтому приходится находить способы применения пособий в нескольких ипостасях. Хочу поделиться своими находками по этому вопросу.
В своей работе я использую доску, изготовленную совместно с мужем. После ремонта в доме у нас остались обрезки пластиковых панелей, которыми мы обшивали потолок. Некоторые из них оказались довольно большие по длине, поэтому в голову пришла мысль использовать их. Мы соединили три обрезка пластин. Для обработки краёв использовали тот же материал, что и специалисты по обшивке потолка. Взяли «П – образный» кант и им обработали край. Для того, чтобы кант держался сам и держал всю конструкцию, мы приклеили его «Моментом». Получилось большое, а, главное, лёгкое полотно.
Публикация «Новые пособия для логопедического кабинета» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
На места стыков полотен мы приклеили полоски, вырезанные из того же канта. Получилась отличная демонстрационная доска с тремя «полочками». На эту доску можно выставлять картинки во время подгрупповых занятий, а так же играть в игру «Три рейки» (классификация предметов, дифференциация звуков и другое).
Обратная сторона полотна тоже не осталась без применения.
По краю полотна мы наклеили одну из частей липкой ленты, которую используют в шитье. Вторую часть этой ленты я пришила к куску фланели, по размеру, совпадающему с размером доски, – получился фланелеграф! Почему я решила сделать съёмной материю с фланелеграфа? После активного пользования детьми этой части доски, материал приходится иногда стирать для дальнейшего использования.
Так же можно приклеить эти «липучки» полосками на стыках пластин, или разбросать их по всему полю небольшими кусочками. Тогда на картинки, используемые в работе с этим вариантом доски, необходимо приклеить вторые части «липучек».
Как варианты, эти полотна можно использовать для «Родительского уголка», для игр с детьми воспитателем по заданию логопеда.
Эту доску, при необходимости, можно прикрепить к стене навесами; можно поставить на стул (большой или маленький); можно и выставить на небольшой мольберт, который необходимо снабдить ограничителями, чтобы доска не падала.
Из этих же панелей я сделала домики для букв, которые находятся в группе. Один домик я по краю оклеила красной полоской (это домик для гласных букв) и живёт в нём девочка в красной одежде, а другой домик оклеен синими полосками, но живут в нём два мальчика в зелёной и синей одежде (согласные).
Различные варианты этих досок активно используются воспитателями на занятиях математики, развития речи и рисования в нашем детском саду.
В своей работе с детьми – логопатами я часто использую игры и пособия для развития мелкой моторики рук. За многие годы работы убедилась, что развитие мелкой моторики рук у детей действительно очень помогает в развитии не только речи, но и при работе со звуками. Поэтому в своей работе я использую ещё несколько пособий, изготовленных совместно с мужем.
Игра «Паутинка». На плоскую доску размером со стандартный печатный лист (а можно и в половину) мы «Моментом» приклеили отпиленные горлышки от пластмассовых бутылок. Детям я предлагаю натянуть на эти горлышки бытовые тонкие резиночки. При этом в коробочке лежат резиночки, разные по диаметру и цвету. С этой игрой я решаю несколько задач: развитие воображения (при создании различных узоров, развитие соотношения длины резиночки с горлышками, удалёнными на разные расстояния (некоторые резиночки не могут дотянуться до противоположного угла, цветоощущение и цветовосприятие (ребёнок из всего количества резинок выбирает только те, которые были по заданию, аккуратность и внимание при снятии резиночек с горлышек (резиночка может немного «ущипнуть»).
Игра «Звуковая линейка (и не только)». Для этой игры мы приклеили 5 – 6 горлышек от пластмассовых бутылок на деревянную пластинку длиной 5см на 30 см в один ряд на одинаковом расстоянии друг от друга. Детям и их родителям я дала задание приносить из дома крышки от пластмассовых бутылок. Принесли много и очень разноцветные. Отлично! Значит, и моя игра будет интереснее! Но предварительно заклеиваю все названия на верхней части крышечек кружочками самоклеющейся бумаги соответствующего цвета. Как же использую я это пособие? С малышами просто накручиваем и скручиваем пробки с горлышек. На первых порах это даётся очень трудно, но потом… Когда дети хорошо научились проделывать эту манипуляцию, мы устраиваем соревнования – накрутить или скрутить все крышки по команде на скорость. Конечно, при подборе соревнующихся детей, я создаю команду, которая примерно одинаково владеет этой операцией, чтобы не было обид и сильного отставания при работе, и дощечки подбираю с одинаковым количеством горлышек.
Следующий вариант использования этой дощечки – запоминание цветов и их оттенков. Вначале ребёнок из большого выбора накручивает те крышечки, которые ему нравятся. Затем я предлагаю ребёнку скрутить синюю, зелёную, оранжевую и так далее по цветам, которые он накрутил на горлышки. В следующий раз задание изменяю. И ребёнок находит в коробочке и накручивает только те по цвету пробки, которые назову я. Скручивание пробок ребёнок производит на скорость с использованием песочных часов, рассчитанных на 1 - 2 минуты. Детям это задание очень нравится!
Эти дорожки с накрученными крышечками можно использовать и при автоматизации звуков. При правильном произнесении поставленного звука «Человечек» (указательный и средний пальчики ребёнка) перепрыгивает на следующую «кочку».
Когда начинаем изучать звуки родного языка (а по программе Нищевой Н. В., которую мы используем в детском саду, это начинается со средней группы, дощечки я использую и на подгрупповых и на индивидуальных занятиях. Гласные – красные крышечки, мягкие согласные – зелёные, твёрдые согласные – синие. С детьми сначала мы накручиваем обозначение изученной буквы, затем – слоги, а позже – слова.
Все эти пособия я презентовала на методическом объединении учителей – логопедов, педсовете и на родительских собраниях в своём детском саду. На консультациях с воспитателями и родителями были отмечены варианты работы с этими пособиями, поэтому дети встречаются с ними теперь не только в моём кабинете, но и в играх во вторую половину дня в детском саду, а также и дома (некоторые родители с интересом отнеслись к этим идеям).
Очень надеюсь, что мои идеи и находки понадобятся Вам, уважаемые коллеги (тем более что для изготовления этих пособий не нужны никакие личные финансовые затраты). А творчество и находчивость так необходимы нам в работе с детьми!