Приложение МААМ

Новые подходы к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста

Любовь Паштанова
Новые подходы к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Публикация «Новые подходы к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Существует много вариативных и нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий (за исключением стандартных)в детском дошкольном учреждении. Главное, чтобы они все были направлены на решение следующих задач:

- укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособностей;

- гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата;

- формирование правильной осанки;

- совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств;

- развитие психических способностей и эмоциональной сферы;

- воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Подбор средств и методов физического воспитания определяется возрастными, психологическими, моторными особенностями детей. Чтобы повысить интерес детей к занятиям по физической культуре, можно разнообразить методы и приемы проведения таких занятий. Это могут быть и сюжетные занятия, и познавательные, и логоритмика, и аэробика, и ритмопластика. очень важно включать в занятие по физической культуре музыкальное сопровождение. Звуки волн, шума моря, согласно данным научно-методической литературы - самые расслабляющие, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, овладению навыками физического самоконтроля, развитию психических способностей.

Здоровье и движение - два взаимосвязанных компонента жизни любого человека, а ребенка в особенности.

Каждое физкультурное занятие несет в себе определенную "оздоровительную дозу" в виде физической нагрузки. Пользу дает только та нагрузка, которую можно назвать оптимальной, физиологически обоснованной. Для обеспечения оптимальной физической нагрузки следует запрограммировать ее объем и распределение в ходе занятия с учетом возраста и пола детей, их здоровья, физической подготовленности.

На современном этапе развития общества по -новому ставится задача воспитания здоровья, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи необходимо воспитание у ребенка осознанного отношения к своему здоровью через создание в воображении "образа здоровья", как идеала, к которому он должен стремиться.

Большое внимание необходимо уделять задаче формирования у детей представлений о ценности здоровья и ЗОЖ, воспитанию здоровьесберегающего поведения. Поэтому относительно детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ, можно говорить о формировании у них культуры здоровья.

Под культурой здоровья ребенка понимается совокупность трех компонентов:

- осознанного отношения к здоровью и жизни человека;

- знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;

- валеологической компонентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно, осознанно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Таким образом, процесс приобщения дошкольников к культуре здоровья, можно представить в следующей последовательности:

Формирование "Образа здоровья" + практические умения + начальная здоровьесберегающая компонентность.

Работа по воспитанию культуры здоровья у детей предполагает формирование "Образа здоровья", который включает в себя следующие составляющие:

- представление о том, что значит быть здоровым, параметрах здоровья, его внешних проявлениях.

- представления о своем организме, своей индивидуальности и неповторимости.

- представления о том, как его следует охранять и укреплять, факторах положительно и отрицательно влияющих на здоровье - личной и общественной гигиене, рациональном питании, физической культуре, закаливании, рациональной организации различных видов деятельности, вредных привычках, правилах безопасного поведения в разных ситуациях и другое.

- установка/мотивация, определяющая действия по укреплению здоровья.

В настоящее время в практике педагогического процесса по организации физической активности необходимо использовать различные формы работы:

1. Учебная форма работы, которая включает физкультурные занятие (в помещении, на воздухе, под музыку).

2. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня :

- утренняя гимнастика (ОРУ, корригирующие и дыхательные упражнения)

- подвижные игры

- гимнастика после сна

- физкультминутки (имитационные движения, ОРУ)

- физкультпаузы (игры умеренной подвижности, релаксация, имитационные движения, упражнения на снятие зрительного утомления)

- минутки здоровья (точечных массаж, упражнения на релаксацию)

- гинастика в сочетании с закаливанием (корригирующие упражнения по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, дыхательные упражнения, воздушные ванны, водные процедуры)

3. Дополнительные занятия:

- физкультурный кружок

4. Активный отдых:

- физкультурный досуг 1р. в месяц

- день здоровья 1р. в квартал

- физкультурный праздник 2р. в год

5. Самостоятельная двигательная деятельность.

6. Задания на дом (утренняя зарядка, игры, физические упражнения под контролем родителей).

Физическое воспитание ребенка важно не только само по себе, оно является также необходимым средством развития его личности, ценностей и установок:

- педагоги должны способствовать формированию у детей ценностей ЗОЖ, развивать представления о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены, закаливания для укрепления здоровья.

- педагоги должны поддерживать возникающие у детей в процессе физической активности положительные эмоции, чувство "мышечной радости".

- педагоги должны помогать осознать детям для чего нужно то или иное оздоровительно мероприятие и активно участвовать в заботе о своем здоровье.

Важную роль в формировании у детей практических умений играет поддержание активных положительных мотивов выполнения гигиенических процессов и физических упражнений, контроль педагога за качеством их выполнения, поощрительная педагогическая оценка.

Публикации по теме:

Презентация «Олимпийские игры» Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного.

Все мы любим физкультуру! Все мы любим физкультуру! Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Новые подходы к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 января 2015 в 21:41
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Новые подходы к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Паштанова (УИ 231096) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД