МААМ-картинки

Новое информационно-ресурсное наполнение образовательного процесса в ДОУ в современных условиях

Ирина Боргоякова
Новое информационно-ресурсное наполнение образовательного процесса в ДОУ в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы

Новое информационно-ресурсное наполнение образовательного процесса в ДОУ в современных условиях

В условиях стремительного роста информационного потока, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.

Если совсем недавно роль информатизации обсуждалась чаще на глобальном уровне, учитывалась теоретическая обобщенная значимость с повышением тенденции на практическое освоение, то теперь каждый педагог, на собственном опыте может сказать, что информационная база, знание компьютера, сеть Интернет и компьютерная грамотность важны как для личностного и профессионального роста, повышения уровня компетенции, так и для роста эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Публикация «Новое информационно-ресурсное наполнение образовательного процесса в ДОУ в современных условиях» размещена в разделах

Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это комплекс учебно-методических материалов, средств компьютерной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер являет собой не отдельное обучающее игровое устройство, а всепроникающую универсальную информационную систему, способную соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.

Владение информационно-коммуникационными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы (что, в первую очередь, реализуется посредством создания и наполнения, а также своевременного и корректного ведения электронного сайта организации, на котором размещается отчетная документация, важные сведения о работе учреждения, колонки для родителей, новости и памятки для родителей и т. д.). В чем еще выражается открытость учреждения, может сказать каждый. Это в системе электронной почты, возможности дистанционного обучения и повышения квалификации педагогов.

Критерий № 3 аттестационных материалов предполагает оценивание педагога на эффективное владение ИКТ – владение компетентностью как общепользовательской (владею компьютером, общепедагогической (применяю в деятельности, предметно-педагогической (применяю в деятельности по образовательным областям).

Аттестационная комиссия отмечает наличие отдельных публикаций методических материалов в сети Интернет, а также наличие собственной страницы/блога/сайта на педагогических сайтах или собственного блога/сайта, который используется в профессиональной деятельности.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ, в соответствии со стандартом образования, говорит о том, что с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.

Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

По направлениям использования информационно коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:

• использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

• использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;

• использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

Итак, кратко остановимся на первом варианте использования ИКТ. Каждый педагог стремится к тому, чтобы образовательная деятельность была эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Все это легко может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью мультимедиатехники, способствуют повышению мотивации детей. Общение с ПК вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления. Здесь педагог выбирает свои средства предоставления материала воспитанникам. Мы с педагогами готовим презентации, слайд-шоу, готовим аудиошоу определенной тематики, создаем элементы игры по типу лабиринтов, настольных игр.

Работая в ДОУ, я познакомилась с различными видами программ, в большом множестве представленными в сети Интернет. Они помогают в работе мне, а я знакомлю с ними педагогов. К таким программам относятся программы обрезки (cutterы, склейки, монтажа аудио и видеофрагментов программы серии Adobe flesh и более сложные программы для создания минусовок, песен в нужной тональности, тембре Adobe Audition). Мне очень нравится работать с ними как в рамках образовательной деятельности, так и в рамках организации воспитательных мероприятий. Использование таких программ позволяет скоординировать по времени музыкальную подборку, сделать флешмоб (программы по типу Ringtosha), наполнить видеофильм, отрывками, необходимыми педагогу и расположенными в нужной ему последовательности и многое другое. Большинство данных программ идеально совмещаются с мобильными телефонами и имеют приложения для мобильного.

Такая наглядность, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу, легко создает сюрпризный момент.

Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ:

1. Занятие с мультимедийной поддержкой. То, о чем говорилось выше.

2. Занятие с компьютерной поддержкой. Это наше будущее. Которое, в силу отсутствия тех или иных условий и недостаточности материальной базы не совсем возможны в ДОУ, но в целом предполагаются и очень важны для современного дошкольника.

Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. На таком занятии используется несколько компьютеров, планшетов, за которыми работают несколько воспитанников одновременно.

Работая с электронным учебником, планшетом, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме

Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

• исследовательский характер,

• легкость для самостоятельных занятий ребенка,

• развитие широкого спектра навыков и представлений,

• высокий технический уровень,

• возрастное соответствие,

• занимательность.

Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом :

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

При организации занятий такого типа необходимо иметь стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицензионное программное обеспечение.

Но до сих пор отсутствуют:

• методика использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ;

• систематизация компьютерных развивающих программ;

• единые программно-методические требования к компьютерным занятиям.

Как выходить из ситуации, касающейся отсутствия средств и условий? Я предлагаю следующий вариант: педагоги знакомятся с программами для дошкольников, представленными в сети Интернет в великом множестве. Они отбирают интересные и наиболее значимые для них элементы, фрагменты программы, задания, интересные и нужные им в рамках образовательной деятельности, корректируют их (обрезают, создают аналоговую презентацию и выводят как одно из заданий ОД на слайд или видео шоу).

Если такой вариант является сложным, задумку можно перенести на бумагу, представить в форме соревнования, драматизации (например, игра с Лунтиком, изучение букв в таинственном лесу, прохождение лабиринта – все, это может быть представлено и без использования ИКТ, но то, что идея взята из информационного пространства, адаптирована, правильно преподнесена, и ведет к общему результату, характеризует педагога как компетентного, грамотного пользователя ПК, умеющего избирательно организовывать образовательное пространство деятельности, находящегося в курсе последних педагогических новинок).

Если отсутствие условий в работе с детьми вызывает сложности, то, для меня, компьютерную поддержку напрямую, по типу «компьютер-обучение» удобно использовать в работе с педагогами. Очень удобно проходить курсы и при необходимости обучение и переподготовку в дистанционной форме. Заинтересованный в результате педагог будет также усердно выполнять задания и готовить себя теоретически, но сократит дополнительные расходы на обучение, благодаря возможностям компьютера. Не голословно, исходя из собственного опыта.

Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом.

В настоящее время использование ИКТ в практике ДОУ в основном заключается в следующем:

• подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);

• подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

• обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;

• создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

• использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

• использование видеокамеры

• использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.

• оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.

• использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

• создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

Мне нравится, что сейчас существует большое число программ для перевода документов из формата PDF, сканированной страницы в формат Word (OCR- программы, что в значительной мере сокращает работу, связанную с перепечаткой. Программы серии Paint, простые и удобные – изменить формат объекта, обрезать и дополнить его. Программы-шаблоны, упрощают и дают формы для творчества в проектной деятельности (шаблоны семейного древа, шаблоны лепбуков). Возможность цветной распечатки и сканирования, делает возможности педагога безграничными.

Не стоит забывать о том, что с большинством идей для творчества мы познакомились в сети Интернет.

Как старший воспитатель, я создаю медиатеки различной тематики: медиатеки минусовок хакасских песен (т. к. отстутствуют, являются редкими); медиатеки воспитательных мероприятий (с сохранением музыкального и видеооформления); медиатеки (флешмобов и танцевальных композиций); медиатеки презентаций; медиагаллереи.

Такой подход позволяет систематизировать рабочий материал, упростить его хранение и передачу, создать тематические базы по направлениям и помочь педагогам в их деятельности.

Библиотеки методической литературы также преобразуются в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях.

Использование современных технологий, в частности Интернет-сайта позволило на порядок повысить эффективность общения педагогов и родителей. Оперативные сведения новостной колонки, подробная информация о жизни дошкольного учреждения, возможность общаться с помощью электронной почты – все это помогает сделать отношения более доверительными, вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. При проведении родительских собраний, использование мультимедийного оборудования позволяет представить вниманию родителей видеоролики и фильм о жизни детей в детском саду, презентации о правильном питании, о подготовке детей к обучению в школе.

Информатизация образования, и, я с этим полностью согласна, – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми, быть творцом, автором, художником. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Презентация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках образовательного пространства в современных условиях» В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Видовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольниковВидовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольников Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, создании.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Новое информационно-ресурсное наполнение образовательного процесса в ДОУ в современных условиях
Опубликовано: 24 марта 2022 в 07:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Новое информационно-ресурсное наполнение образовательного процесса в ДОУ в современных условиях» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Боргоякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД