Евгения Петелько
Нормы правильной речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Процент дошкольников с речевыми нарушениями остается стабильно высоким. В исследованиях сообщается о нездоровой тенденции к делерации (замедленном темпе физического и интеллектуального развития).
Публикация «Нормы правильной речи дошкольника» размещена в разделах
Каждый родитель задается вопросом: «Как же в норме развивается речь ребенка?». Но не каждый находит на него ответ. Речь – это сложный психический процесс. На пути ее формирования много препятствий социального характера, но бывают и органические нарушения речи : Развитие речи ребенка – это не только звукопроизношение, но и словарный запас, умение составлять предложения, выражаться грамматически правильно. Посмотрим же, что и как должен говорить ребенок в каждом возрасте.
К концу 1 – 2 месяца жизни у ребёнка появляется гуление (гласные звуки А, О, У) звуковые сочетания – агу, агы, кха, кхы… В 3 месяца «комплекс оживления» - форма общения ребёнка с окружающими близкими людьми (мама, папа, сестричка) В 5 – 7 месяцев появляется лепет – отдельные слоги (па – па – па, ба – ба – ба, ма – ма – ма) или лепетные слова: ав – ав, мяу – мяу, бай – бай, би – би; к 1 году появляются слова.
К году ребёнок произносит 27 слов, слова выступают в роли предложений. К 2 годам словарь достигает 87 слов. В одном предложении ребёнок объединяет 2 слова, рост предложений до 3 – 4 слов. К 3 годам количество слов колеблется от 100 – 300 слов. Чаще всего это существительные – названия игрушек, предметов ближайшего окружения, реже глаголы, наречия. Из прилагательных используются слова: большой, маленький. Если до 3 лет ребёнок не заговорил, то у него задержка речевого развития, или общее недоразвитие речи системного характера. К концу 4 года жизни словарный запас ребёнка достигает приблизительно 1500 – 2000 слов. Разнообразным становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста кроме существительных и глаголов, всё чаще встречаются другие части речи : местоимения, наречия, числительные, качественные прилагательные (холодный, горячий, твёрдый, притяжательные местоимения (мой, твой, притяжательные прилагательные (папин, мамина).
К концу 4 года жизни звуковая сторона речи у детей усвоена.
К 5 годам у детей отмечается улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Поэтому если в 5 лет у ребёнка имеются дефекты звукопроизношения, то необходимы занятия с логопедом.
У ребёнка с нормальным речевым развитием к 5 годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развёрнутыми фразами, используя сложносочинённые и сложноподчинённые конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов в роде, числе, падеже.
Словарь 5 летнего ребёнка в норме составляет 3 – 4 тысячи слов, в нём представлены все части речи; ребёнок активно использует словообразование и словотворчество.
Когда идти на консультацию к логопеду?
• Речь ребенка отстает от нормативных показателей (звукопроизношение, грамматика, словарный запас).
• Речевые нарушения носят устойчивый характер.
• Речевые нарушения задерживают дальнейшее психическое развитие.
• Заикание.
Хотелось бы отметить, что многие родители обращаются к логопеду только с проблемой произношения определенных звуков, пренебрегая другими сторонами речи (лексико-грамматическая и синтаксическая). Но это неправильно. Существует огромное количество игр и упражнений для развития речи в целом.