Валентина Мельникова
Нормативный проект «Умей дружить!» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Название нормативного проекта : «Умей дружить!»
Название организации: МДОУ детский сад «Светлячок»
Вид проекта : нормативный.
Длительность работы над проектом : краткосрочный.
Участники проекта : воспитатели группы, дети старшей группы, родители и другие члены семьи.
Актуальность.
Публикация «Нормативный проект „Умей дружить!“ в старшей группе» размещена в разделах
- Дружба. Проекты
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Перед педагогами нашей группы встала проблема частого нарушения детьми дисциплины, неумения детей конструктивно договариваться друг с другом в процессе деятельности. Между детьми часто возникают конфликты, которые зачастую лишают детей возможности договориться и действовать совместно для решения какой-либо проблемы, задачи.
Для решения данной проблемы педагогами было решено использовать нормативную проектную деятельность.
Таким образом, актуальность данного проекта обусловлена :
- проблемой регуляции поведения детей. Анализ состояния наших воспитанников показал, что в группе часто происходят конфликтные ситуации, которые характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения.
- формированием в дошкольном возрасте дружеских взаимоотношений между детьми, которые в значительной степени зависят от того, какая работа в детском саду ведется в этом направлении.
- воспитанием в детях таких качеств как сочувствие, отзывчивость, умение встать на позицию другого.
Цель проекта :
формировать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать речевую активность, умение высказывать свои предложения; помочь детям определить правила дружбы и сформировать у них сознательное отношение к соблюдению данных правил.
Задачи:
-Развивать у детей интеллектуальные, познавательные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
-Формировать у детей эмоционально-эстетическое и бережное отношение к сверстникам, близким.
-Учить детей видеть нежелательные последствия неприемлемого поведения
- Способствовать созданию в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
Ожидаемый результат:
Дети: овладение знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации;
освоение навыков бесконфликтного общения;
проявление доброты, заботы, уважительного отношение к окружающим;
возрастание речевой активности детей в разных видах деятельности, способностей анализировать свои поступки и поступки других;
выработка правил поведения в детском саду.
Родители: обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
повышение педагогической компетентности родителей.
Педагоги: творческий, личностный рост
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап.
Изучение источников информации к проекту : подборка методической, научно-популярной, энциклопедической, художественной литературы, Интернет-ресурсов по данной теме. Определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Практический этап
Работа с детьми.
Беседы на моральные темы:
1. Как жить дружно, без ссор
2. Глупые ссорятся, а умные договариваются
3. С чего начинается дружба.
4. Хорошие друзья.
5. Почему нельзя дразниться
Чтение и последующий анализ художественных произведений
В. Драгунский «Друг детства»
В. Катаев «Цветик-семицветик»
Е. Кныш «Если ты не прыгнешь в лужу…»
Н. Лукомская «Давай договоримся!»
(из серии «Сказки мамы мышки»)
В. Осеева «Синие листья», «До первого
дождя», «Три товарища»
Л. Пантелеев «Честное слово»
М. Пришвин «Как друзья познаются»
В. Сухомлинский «Мальчик с больным сердцем»
Л. Толстой «Лев и собачка», «Два товарища», «Отец и сыновья»
Обсуждение пословиц о дружбе
Друга ищи, а нашел – береги
Без друга – на сердце вьюга
Легко найти друзей, да трудно сохранить
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Друг дороже денег
Один в поле не воин
Крепкую дружбу и водой не разольешь
Друзья до черного дня
Старый друг лучше новых двух
Друг познается в беде
Прослушивание песен о дружбе.
«Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского)
«Все мы делим пополам» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского)
«Песенка друзей» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина) из м/ф «Бременские музыканты», 1969
«Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского) из м/ф «Крошка Енот», 1974
«Настоящий друг» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского) из м/ф «Тимка и Димка», 1975
«Песенка друзей» (муз. В. Быстрякова, сл. А. Вратарева) из м/ф «По дороге с облаками», 1984 «Дорога добра» (муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина) из к/ф «Приключения маленького мука», 1983
Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций.
Цель: актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта; проигрывание возможных вариантов негативного разрешения конфликтной ситуации
1. Друг взял у тебя игрушку и обещал поиграть и вернуть. Но нечаянно сломал ее. Назревает конфликт
2. Вы решили поиграть в игру «Магазин», но не можете решить, кто будет продавцом, а кто покупателем. Назревает конфликт
3 Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться
4 Мама принесла три апельсина, тебе и сестре (брату, как ты поделишь их? Почему?
5. Ребят из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?
Игры для преодоления конфликтных ситуаций у дошкольников
1. Игра «Король»
Цель: предоставление детям возможности на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая
2. Игра «Добрый волшебник»
Цель: развитие чувства коллективизма, умения дружить, сотрудничать со сверстниками
3. Игра «Паровозик»
Цель: сплочение группы
4. Упражнение «Что и когда я чувствую»
Цель: профилактика развития нежелательных черт характера, поведения детей; развитие умения выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей.
5. Игра «Ссора»
Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие, враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а так же способствовать их усвоению и использованию в поведении.
6. Игра «Сладкая проблема»
Цель: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу
Просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов,
- Сериал «Лунтик» серия «Дружба дороже». - Сериал «Три кота» серия «Ссора». - Сериал «Барбоскины» серия «Хороший друг». - Сериал «Свинка Пеппа» серия «Лучшие подруги». Советский мульт. «По дороге с облаками»
Продуктивные виды деятельности (рисование)
-Тема «Что может произойти, если один ребенок толкнул другого»
-Тема «Радуга поведения».
Работа с родителями:
1. Памятки для родителей «Правила поведения в конфликтных ситуациях», «Правила убеждения»
2. Совместный просмотр мультфильма «Цветик- семицветик» с ребенком и обсуждение.
3. Анкетирование.
3. Заключительный этап.
Создание «Книги правил в нашей группе»
Используемая литература
1. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. Н., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
2. Веракса, Н. Е., Галимов, О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
3. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н., Проектная деятельность дошкольников (5-7 лет) Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
4. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник, Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2007.
5. Электронный журнал. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №4
6. Интернет-ресурсы.