Анна Лукина
Нормативно-правовое обеспечение ранней профориентации
▼ Скачать + Заказать документы
В современных нормативных документах в сфере образования большое внимание отводится социальному развитию личности, формированию личности инновационного типа, готового развиваться и активно включаться в процесс развития общества. Это в полной мере может быть отнесено и к системе дошкольного образования детей. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, что актуализирует проблему ранней профориентации на уровне дошкольного образования.
Публикация «Нормативно-правовое обеспечение ранней профориентации» размещена в разделах
Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
Данная позиция отражена в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Сегодня государство делает ставку на человека труда. И вся система общего образования ставит целью формирование личности, готовой к труду. Важнейшими нормативными документами, используемыми в работе дошкольных образовательных учреждений по данному направлению деятельности, являются:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155;
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Федеральный Закон от 24 июня 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Устав МБДОУ «Детский сад № 3 «Колосок»;
- Основная общеобразовательная программа ДО МБДОУ «Детский сад № 3 «Колосок»;
• - Планы работы с учреждениями социума (музей, библиотека, школа) Перспективный план работы по ранней профориентации дошкольников в МБДОУ «Детский сад № 3 «Колосок» «В мире профессий» на 2021-2022 учебный год
• «Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении»
Принципы и подходы к организации работы ДОУ по ранней профориентации
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация
воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка,
учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как
сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать
в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты
своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим
достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении,
завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу
выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения
работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить
желаемый результат).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность
(экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, развлечение, викторина,
беседа, игры).
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым
ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных
отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих
возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность
осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение
образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным
заказом и финансовыми возможностями региона.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.
Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду. В дошкольных учреждениях, должны обратить особое внимание на раннюю профориентацию дошкольников.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности - детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Цели и задачи ранней профориентации в ДОУ
Профориентация в раннем возрасте ставит цель: сформировать у детей начальное понятие о профессиональном мире путем проживания реальных специально смоделированных ситуаций.
Также профессиональная ориентация направлена на решение конкретных задач:
• Просвещать детей в различных профессиональных областях, прививать уважительное отношение к рабочим людям;
• Способствовать закреплению навыков выражения впечатлений через игровую и продуктивную деятельность;
• Активизировать в детях рост способностей в области познания, коммуникаций и творчества;
• Организовывать совместную работу с родителями, давать им возможность рассказать о своей профессии;
• Побуждать детей бережно относиться к труду других людей и результату этого труда;
• Содействовать в осознании важности и необходимости разных профессий.
По завершении обучения в детском саду во ФГОС определены целевые ориентиры. Отдельные пункты этого раздела относятся непосредственно к ранней профориентации детей дошкольного возраста. По результатам ребенок должен:
• Освоить наиболее важные способы деятельности, уметь быть инициативным и самостоятельным в играх, коммуникации со сверстниками и др. ;
• Иметь навыки выбора для себя занятия;
• Положительно относиться к миру, разновидностям труда, к себе и другим;
- Уметь активно взаимодействовать с детьми и взрослыми.
В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей :
- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.
- Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.
- Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.
Для того чтобы сформировать устойчивое представление у детей о ценности труда и профессиональной деятельности человека, педагог должен ставить для себя следующие задачи:
1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры);
2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда);
3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной
деятельности свои впечатления;
4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд -это основа жизни;
6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Основой работы по ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.
В практике с дошкольниками по ранней профориентации педагоги используют разнообразные методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них:
Наглядные (живые образы, к которым относятся:
экскурсии
наблюдения
дидактические пособия
рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
просмотр видеозаписей
Словесные, которые включают:
художественное слово
рассказ воспитателя
беседы
малые фольклорные формы
проблемные ситуации
высказывания и сообщения
Практические – это:
трудовые поручения
обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
игровые обучающие ситуации
сюжетно-ролевые игры
Игровые, к которым относятся:
дидактические игры
игровые упражнения
игры с правилами
словесные игры
игры-воображения
игры-шутки
сюжетно-ролевые игры
сюрпризные моменты
Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это:
показ
объяснение
обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
обсуждение труда и его результатов
оценка
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полной, формирует у них отношение к профессии, полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.
Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.
Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.
Организовывать работу по профориентированию детей в детском саду можно разными способами. Однако наиболее удачным считается метод погружения, при котором ребенок попадает в сконструированную среду, настроенную на его возможности. Там он научится выстраивать отношения и социальные связи и приобретет интересный трудовой опыт.
Работа должна быть организована так, чтобы педагоги действовать в тандеме с детьми, а так же чтобы у детей была возможность реализовать познавательный, продуктивный и самостоятельный вид деятельности.
Помимо сотрудничества с воспитателем в совместной деятельности должны участвовать родители. Комплексное взаимодействие взрослых и ребенка позволяет развить у последнего навыки коммуникаций, познания и исследований, сформировать понятие о нормах и правилах поведения представителей разных профессий. Дети должны не только наблюдать за деятельностью взрослых, но и принимать в ней участие — только в этом случае возможно дальнейшее использование полученной информации в самостоятельной работе.
Дошкольный возраст – эмоционально-образный этап, когда знания о конкретных формах труда, профессиях накапливаются через визуальное восприятие, интерпретацию образов. Также воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада: воспитателей, медсестры, заведующей, повара, дворника, охранника.
Педагоги считают, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.
Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.