Фатима Абашева
Дидактическое пособие-панно «Лента времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие-панно
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27» города Глазова
Номинация "Настольная дидактическая игра"
Дидактическое пособие-панно «ЛЕНТА ВРЕМЕНИ»
для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Авторы:
Абашева Фатима Насиховна,
Воспитатель, СЗД
Наговицына Вероника Георгиевна,
Воспитатель, СЗД
Глазов, 2021
Публикация «Дидактическое пособие-панно „Лента времени“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2022
Дидактическое пособие –панно «ЛЕНТА ВРЕМЕНИ» в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на дороге
• Учебный предмет. Социально-коммуникативное развитие (Формирование системы знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения) и познавательное развитие.
• Возраст участников игры. 5-7 лет
• Краткая аннотация игры. Дидактическое пособие –панно «ЛЕНТА ВРЕМЕНИ» представляет собой складную полосу из 3-х частей, выполненных их ткани серого цвета шириной 40-50 см., которые соединяются между собой липкой лентой. Каждая из частей символизирует «древность» - «старина» - «наше время». Каждая из частей отделяется между собой красной лентой. Крайняя часть справа представляет собой настоящее. Эта часть полосы времени –настоящее, в котором мы живем. Левее располагаются предыдущие периоды или столетия, в зависимости от того, какое время мы хотим определить.
Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования, представляет
собой карточки разного размера, от крупных до мелких. Изображения на них могут быть, как реалистическими, так и иллюстрированными. Все детали крепятся на липучку, что позволяет легко изменять тематику игры. Панно привлекает внимание детей своей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании, разнообразием содержания.
• Данное пособие будет полезно для детей среднего и старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей. Панно обеспечивает развитие игровых навыков и вызывает интерес у детей не только к соблюдению правил дорожного движения, но и к изучению такого понятия как «время», «история».
• Данное пособие можно использовать, во-первых, как составную часть образовательной ситуации. Во-вторых, как форму работы в рамках совместной или самостоятельной деятельности педагога и ребенка. Может использоваться в рамках тематической недели и служить наглядным иллюстративным материалом к определенной лексической теме.
• Этот продукт предназначен для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей.
В набор панно входят: съемные машины (различные виды транспорта (грузовой, легковой, специализированный, воздушный, водный, дома, деревья, элементы дороги (проезжая часть, тротуар, светофоры, облака, солнце, волны. Все элементы заламинированы и крепятся к полотну на липучку.
• Цель работы с пособием : создание условий для расширения представлений детей об окружающем мире (правила дорожного движения).
• Дидактическая задача работы с пособием :
- Обогатить представления детей об объектах окружающей действительности в истории предметного мира;
- Закрепить знания детей о правилах дорожного движения
- Формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге через развитие познавательного интереса к окружающему миру.
- Развивать у детей память, мышление, воображение.
- Развивать у детей интерес к соблюдению правил дорожного движения.
- Воспитывать у детей доброжелательное отношение к друг другу, культуру поведения на улице.
• Игровая задача. Обыграть на панно разные игровые задания (варианты дидактических игр см. дальше)
• Вид игры. Обучающая, закрепляющая.
• Инструкция для воспроизведения игры. Дидактическое пособие-панно разложить на столе, подготовить соответствующие заданию или игре элементы. Выбрать вариант игры.
• Количество участников: 1-5.
• Легенда игры.
В период дошкольного детства происходит расширение границ познания, становление первых представлений о развитии, движении, изменении мира, осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее.
Дети начинают постепенно понимать суть многих событий, могут разнообразить и понять их смысл, восстановить картину событий.
Но время – понятие довольно абстрактное. Если говорить уж совсем откровенно, его и вовсе не существует. Человек придумал категорию «время» для собственного удобства. А поскольку в сознании прочно заложено, что прошлое было давно и находится где-то позади, а будущее – это то, к чему еще нужно идти, ничего удивительного, что и время воспринимается, как некая линия. Педагог, занимающий позицию сотрудничества, помогает детям пережить реальность освоения мира, самостоятельно моделировать будущее.
МБДОУ «Детский сад №27» г. Глазова УР является базовой площадкой по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. В своей работе с дошкольниками мы используем множество различных форм, методов и приемов, которые активно пытаемся видоизменить и разнообразить. В связи с этим перед нами возникла задача поиска эффективных методов, средств, приемов обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО. Был изучен многочисленный опыт работ отечественных и зарубежных педагогов по данной теме с использованием интернет - ресурсов. Одной из инновационных форм работы с дошкольниками по формированию навыков безопасного поведения на дороге в рамках реализации ФГОС ДО стала дидактическое пособие-панно «Лента времени».
Технология работы строится на следующих принципах:
1. Принцип доступности - предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
2. Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
3. Принцип эмоционального восприятия информации – позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
Новизна формы работы с пособием-панно «Лента времени» заключается в формировании навыков безопасного поведения на дороге через развитие познавательного интереса, активности у детей дошкольного возраста.
Отправным моментом исследования могут быть как реальные события, так и смоделированные педагогом. Работа с данным пособием помогает сформировать у детей потребность в познании истории людей, стран, предметов и т. д. Материал расположен в доступном месте, чтобы ребенок мог сам его выбрать и перенести на рабочий стол или на коврик.
• Правила игры. В начале игры участнику (ам) на игровом поле предлагается разложить картинки по темам, заданиям.
Варианты дидактических игр :
Тематика дидактических игр с использованием дидактического пособия-панно «Лента времени» :
- «Улицы и дороги»
- «Виды транспорта» (воздушный, водный, наземный).
- «Грузовые и легковые автомобили»
- «Светофор»
Варианты игр:
Дидактическая игра : «Улицы и дороги»
Цель игры :
1. Расширить знания детей об улице;
2. Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.
2. Закрепить представления детей о назначении светофора.
3. Познакомит детей с проезжей частью, с пешеходами, с велосипедистами.
4. Расположить картинки в периоды или столетия, в зависимости от того, какое время мы хотим определить
Оборудование: Панно, картинки улицы с домами, картинки-автомобилей; картинки- пешеходов; картинки- светофор ; картинки- деревья, картинки- велосипедисы.
Дидактическая игра ««Грузовые и легковые автомобили»
Цель: 1. Познакомить детей с разными видами транспортных средств, которые необходимы людям: легковая машина, пожарная, скорая помощь, самосвал, грузовик, экскаватор, автобус;
2. Учить различать их по внешнему виду и правильно называть;
3. Знать их назначение и понимать значимость в жизни человека;
.4. Расположить картинки в периоды или столетия, в зависимости от того, какое время мы хотим определить
Дидактическая игра «Светофор»
Цель: Познакомить детей с правилами перехода (переезда) перекрестка, регулируемого светофором.
Оборудование: Панно, картинки -красные, желтые, и зеленые круги, картинки- машины, картинки -детей.
Ход игры:
На панно один из играющих устанавливает определенные цвета светофора (наложением красных, желтых или зеленых кругов) картинки машин и картинки детей, идущих в разных направлениях. Второй проводит через перекресток машины
(по проезжей части) или картинки детей (по пешеходным дорожкам) в соответствии с правилами дорожного движения. Затем игроки меняются ролями. Рассматриваются различные ситуации, определяемые цветами светофора и положением машин и пешеходов.
Дидактическая игра «Виды транспорта» (воздушный, водный, наземный).Игра «Летит, плывет, едет»
Цель:Способствоватьумению детей называть, различать, классифицировать разные виды транспорта. Расположить картинки в соответствии изображения в периоды или столетия, в зависимости от того, какое время мы хотим определить.
Оборудование: Панно, предметные картинки (транспорт).
Ход игры: Педагог раздает детям картинки, предлагает рассмотреть и назвать их, а потом подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Что делает?» к каждой картинке.
Например:
Автобус – едет, сигналит, гудит, везет (пассажиров, останавливается.
Теплоход – плывет, гудит, бросает якорь, везет пассажиров.
Вертолет – летит, поднимается, гудит, везет (грузы, людей, приземляется.
Опыт работы показывает, что технология «Лента времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников
Работа с данным пособием помогает сформировать у детей потребность в познании истории людей, стран, предметов и т. д. Осознать такие понятия как, настоящее, прошлое, будущее