Виктория Гмыря
НОД «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей дошкольного возраста"
Оглавление
I.Введение….2
II. Содержание мероприятия…. 3 – 7
III. Результаты мероприятия…. 7
IV.Вывод…. 7 – 8
V. Заключение….8 – 9
VI. Приложение…. 10 – 16
I.Введение
Публикация «НОД „Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность НОД: Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: осознанно – правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учить испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывать потребность в созидании, творчестве.
Новизна: При планировании непосредственно образовательной деятельности (НОД) учитывала требования ФГОС ДОоб интеграции детских видов деятельности. В данной деятельности происходит интеграция речевого развития, познавательного, художественно–эстетического, физического и социально - коммуникативного. У детей развивалось умение давать ответы полными предложениям, делать несложные умозаключения, читать наизусть стихотворения Е. Шкловского «Смотрю на глобус – шар земной». Физическое развитие – это смена видов деятельности, когда дети передвигались из одной зоны в другую и физминутка. Познавательное развитие –это проведение опытов: опыт №1. Исследование рыбки в воде, №2. Исследование распускание кувшинки, №3. Исследование влияние на воду природного материала, №4. Исследование причин загрязнения воды. Художественно – эстетическое развитие -работа с карточками у доски и рисование природоохранных знаков. Социально – коммуникативное развитие – закрепление правил поведения в природе и придумывание своих природоохранных правил.
Практическая значимость: Данная непосредственно образовательная деятельность интересна тем, что в её процессе дети знакомятся с водоёмом, заполняют его обитателями (рыбками, растениями (кувшинками, узнают, что, в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды. Так же дети узнают, что природный материал (песок, камешки, опавшие листья с деревьев) не нанося вреда пруду, а мусор брошенный человеком (фантики от конфет, целлофановый пакет, пластиковые бутылки и т. п.) наносит большой вред водоёму, всем его обитателям и природе в целом. В данной непосредственно образовательной деятельности дети знакомятся с правилами поведения возле водоёма и создают (рисуют) природоохранные знаки.
Цель: формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе, как средству развития основ экологической культуры.
Задачи:
1. Развивать поисковую деятельность, познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
2. Формировать у детей представление о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому.
3. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Контингент участников мероприятия:
Возраст детей6-7 лет, взята подгруппа в количестве 12 человек.
Методическое обеспечение:
-ёмкость с водой,
-кусочки пластилина,
-газировка,
-прозрачная стеклянная ёмкость,
- бумажные кувшинки, камушки,
-песок,
-камешки,
-листья,
-фантики от конфет,
-целлофановый пакет,
-рисунки: фантиков от конфеты, целлофанового пакета, пластиковой бутылки, камней, листьев и песка,
-атрибуты для рисования запрещающих знаков (листы бумаги и фломастеры).
II. Содержание мероприятия
Мотивация НОД:
-Жил-был маленький Прудик, такой чистый и красивый, но ему было скучно и одиноко одному. Он мечтал о том, чтобы в нём поселились золотые рыбки, росли красивые кувшинки.
-Дети, вы хотели бы помочь прудику и исполнить его мечты?
(Ответы детей)
Опыт 1. Исследование рыбки в воде.
ОБОРУДОВАНИЕ: стаканы с минеральной водой, рыбки из кусочков пластилина.
-Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него золотых рыбок сделанных из пластилина.
-Почему рыбки опускаются на дно стакана?
(Ответы детей)
-Да, они тяжелее воды, поэтому опускаются на дно пруда.
-Зачем рыбки поднимаются наверх?
(Ответы детей)
-Как вы думаете, для чего рыбки опускаются на дно?
(Ответы детей)
-Почему всплывают и снова опускаются?
(Ответы детей)
ВЫВОД. Рыбкам в воде нужен воздух, поэтому они поднимаются на поверхность воды и вдыхают его. Прудику было весело и хорошо.
А ещё Прудику хотелось, чтобы в нём росли красивые цветы - кувшинки. А так как было утро и солнышко начало восходить, то можно увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы (см. приложение №1,с. 10).
Опыт 2. Исследование распускание кувшинки.
ОБОРУДОВАНИЕ: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.
-Опустите кувшинки на воду. Что происходит?
(Ответы детей)
-Лепестки цветов распускаются. Почему?
(Ответы детей)
-А если бы это были настоящие живые кувшинки, почему тогда их лепестки раскрываются?
(Ответы детей)
ВЫВОД. С рассветом пробуждается природа (см. приложение №2, с. 10).
Опыт 3.Исследование влияния на воду природного материала.
ОБОРУДОВАНИЕ: песок, камешки, листья с деревьев.
-Но однажды подул сильный ветер.
(Предлагаю подуть на воду в тазу так, как это делает ветер).
-Что стало с водой?
(Ответы)
-В Прудик попали мелкие камушки, песок, листья с деревьев.
1. Бросаем в воду камешки и наблюдаем, как на воде образуются круги.
- Где оказались камушки?
(Ответы детей)
2. Насыпаем в воду песок и подождем некоторое время.
-Что стало с песком? Осталась ли вода прозрачной?
(Ответы детей)
3. Бросим в воду листья.
- Что происходит с листьями в воде?
(Ответы детей)
-Как вы думаете, хуже стало Прудику от того, что в воде оказались камушки, песок, листочки?
(Ответыдетей)
-Конечно, нет, природный материал не приносит вреда Прудику.
Стих ветер, и Прудик засмеялся. Ему стало хорошо от того, что в нем теперь есть не только золотые рыбки, кувшинки, но и песок, камешки, листочки. И рыбкам хорошо жить в таком пруду (см. приложение № 3, с. 11).
Физминутка:
Рыбки в прудике живут,
Вверх и вниз они снуют,
По команде 1,2,3,
Выпускают пузыри.
И кружатся и шалят,
И хвостами шевелят.
Опыт 4.Исследование причин загрязнения воды.
ОБОРУДОВАНИЕ: фантики от конфет, целлофановый пакет, пластиковая бутылка.
-Выглянуло солнышко, и Прудик заулыбался еще сильнее. В это время мимо проходили дети. Они смеялись, ели конфеты, пили газировку. Фантики от конфет они бросали в воду и целлофановый пакет, в котором лежали конфеты, и пустую бутылку от газировки тоже бросили в воду.
(Бросаем в таз фантики, пакет, бутылку).
-Где в ней находятся фантики? Пакет? Пластиковая бутылка?
(Ответы детей)
-Видны ли теперь камешки в пруду?
(Ответы детей)
-Прудику сделалось плохо, и он загрустил. А теперь понравится золотым рыбкам жить в такой воде?
(Ответы детей)
- А кувшинкам расти в таком пруду?
(Ответы детей)
- Я предлагаю вам сделать доброе дело и очистить пруд от мусора. Возьмите целлофановые перчатки и уберите мусор в ёмкость для мусора (см. приложение № 4, с. 11 – 12).
Продуктивная деятельность «Природоохранный знак».
-А теперь давайте зачеркнем рисунки тех предметов, которые нельзя кидать в пруд (см. приложение № 4, с. 12).
(Самостоятельная деятельность детей)
-А какой знак вы бы придумали еще, чтобы люди не загрязняли водные объекты? Я предлагаю вам нарисовать придуманный вами знак (см. приложение №5, с. 13 – 14).
(Самостоятельная деятельность, анализ нарисованных знаков).
Чтение стихотворения.
Воспитатель берет глобус в руки, обращается кдетям:
-Я предлагаю прочитать вместе со мной стихотворение Е. Шкловского «Смотрю на глобус – шар земной» (предварительно выучив его с детьми).
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!»
Итог НОД:
- Чем вы сегодня занимались?
(Ответы детей)
- Что особенно вам запомнилось?
(Ответы детей)
III.Результат мероприятия
Было осуществлено путешествие с детьми в сказку и осуществились мечты маленькому Прудика: его наполнили золотыми рыбками и белоснежными кувшинками, помогли в трудной ситуации и очистили его от мусора, нарисовали запрещающие знаки для людей, которые будут гулять возле маленького прудика. Воспитанники узнали, что кроме естественных водоемов на нашей планете есть и искусственные – созданные руками человека. В этих водоемах также как и в естественных развивается жизньи человек должен заботиться о чистоте всех водных объектов, которые есть на нашей планете, не загрязнять их, а сохранять. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных, растений.
IV.Вывод
Цель НОД выполнена.
В процессе опыта №1. Исследование рыбки в воде – была исследована жизнь рыбок в водоёме, где рыбки плавали не только под водой, но и поднимались на поверхность, чтобы набрать воздух, а затем снова опускались под воду, чтобы плавать и искать корм. При помощи эксперимента была создана ситуация, приближенная к естественным условиям обитания рыбок в водоеме.
В процессе опыта №2. Исследование распускание кувшинки – дети узнали, что «С первыми лучами солнца пробуждается природа» и поэтому на поверхность пруда всплывают и распускаются кувшинки, а с заходом солнца они закрывают бутоны и снова прячутся в воде, чтобы лепестки цветов прохладной ночью не замёрзли. И снова появятся эти цветы на следующий день с первыми тёплыми лучами солнца.
В процессе опыта№3. Исследование влияния на воду природного материала -дети усвоили, что природный материал, такой как песок, камни, упавшие в воду листья с деревьев не приносят вреда водоёму, а наоборот пользу – в пруду образуется почва, в которой живут микроорганизмы, которыми питаются рыбки, растут растения (водоросли, водные цветы, из листьев получается прекрасный перегной необходимый почве.
В процессе опыта №4. Исследование причин загрязнения воды были усвоены правила поведения у водоёма: «Всем людям надо охранять чистоту воды, не загрязнять водоемы: не бросать в воду и на берегу мусор, не мыть в водоемах машины. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных, растений».
В процессе продуктивной деятельности была проведена работа у доски с карточками, где ребёнок исключил путём зачеркивания, предметы, наносящие вред водоёму и природе в целом. Так же в процессе самостоятельной работы дети нарисовали природоохранные знаки для людей, которые будут гулять возле водоёма.
Непосредственно образовательная деятельность была закончена чтением стихотворения Е. Шкловского «Смотрю на глобус – шар земной», призывающим беречь природу на всём земном шаре.
Проблема, возникшие при проведении НОД заключались в том, что заранее было нужно выучить наизусть стихотворение с детьми подготовительной группы, где я не являюсь их воспитателем (НОД проводила не на своей группе). Так как НОД проводила в зимнее время, возникли сложности с материалами необходимыми для проведения опыта №3. Исследование влияния на воду природного материала, было сложно найти песок, сухие листья деревьев, камни.
Большинство детей были активны в познавательной, экспериментальной, продуктивной деятельности. Ребята могут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
V.Заключение
- Были сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе, что отражено в природоохранных знаках, которые придумали сами дети.
- Развивалась поисковая деятельность, познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
- У детей сформировалось представление о воде,как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому.
- Закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы.
- Развивалисьтворческие способности детей в процессе рисования природоохранных знаков.
-В процессе НОД воспитывалось бережное отношение к водным ресурсам.
Считаю, что при проведении НОД существенных ошибок мною допущено не было.
В следующий раз при проведении данной непосредственно образовательной деятельности с другим контингентом детей, считаю необходимым добавить больше опытов, так как занятие заняло меньше положенного времени для данного возраста.
Лучше всего НОД по данной теме проводить в начале учебного года, а не в середине, когда у детей нет ещё таких глубоких знаний в области экспериментирования.
Перспективу для данной непосредственно образовательной деятельности вижу в том, чтобы более широко представить детям жизнь обитателей пруда (уток, рыбок, лягушек, водных насекомых; животных живущих на дне пруда – рачков, моллюсков; насекомых прилетающих к пруду – бабочек, комаров, стрекоз). Более подробно изучить жизнь водоёма с детьми подготовительной группы.