Сомова Светланa
НОД «Время листопада»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Время листопада».
(форма проведения – целевая прогулка).
Пояснительная записка.
Ивановская земля – родина замечательных народных мастеров, поэтов, писателей. Из такого огромного духовного наследия нам необходимо выбрать то, что ближе и понятнее детям. Ведь будущее страны зависит от культуры ее граждан, от верности идеалам добра, красоты, гуманизма. Все эти идеалы формируются в процессе приобщения детей к искусству родного края, его народным традициям, природе.
Публикация «НОД „Время листопада“» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Данное занятие способствует решению части поставленных задач. Используя способ рассказа, воспитатель в доступной и интересной форме знакомит детей с природой родного на примере изучения лиственных деревьев; с красотой осеннего пейзажа; с народным творчеством.
Игровые приемы позволяют детям закрепить новый материал без особых усилий.
Знакомство с произведениями наших земляков: К. Бальмонта и В. Баркова, воспитывает чувство гордости за малую родину.
Это занятие нашло отражение в дальнейшей работе с детьми на занятии по рисованию, в совместной деятельности взрослого и ребят, в игровой деятельности.
Цель занятия: обобщение знаний детей об осени.
Задачи.
Образовательные: формировать у детей интерес и любовь к родной природе, учить любоваться красотой осенних листьев. Уточнить, что время листопада у березы, липы, рябины наступает по-разному. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени, со стихотворением К. Бальмонта, с русскими пословицами и приметами.
Развивающие: способствовать развитию речи детей, обогащать активный словарь детей прилагательными: рябиновый, березовый, липовый, кленовый. Развивать эмоциональную сферу детей, обращая внимание на красоту осенних листьев, прелесть листопада.
Воспитательные: воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать связи между ними. Воспитывать гордость за поэтов и писателей-земляков: К. Бальмонта, В. Баркова, которые в своих произведениях воспевали красоту природы нашего родного Ивановского края.
Предварительная работа: изготовление кормушек для птиц, разучивание стихотворение К. Бальмонта.
Тип занятия: комплексное.
Ход занятия:
Дети сидят на скамье перед воспитателем.
Воспитатель:
-Ребята, какое сейчас время года?
Дети:
-Осень. (индивидуальные ответы).
Воспитатель:
-Почему вы так думаете?
Дети:
-Стало холодно, часто идет дождь, листья на деревьях изменили цвет, птицы собираются в стаи, люди собирают урожай на полях, в садах и огородах и т. д. (индивидуальные ответы).
Воспитатель:
-Раннюю осень называют «золотой». Почему?
Дети:
-Все деревья желтые, точно в золоте (индивидуальные ответы).
Воспитатель:
-Правильно. Золотыми становятся листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип, осин. Стоят погожие деньки «бабьего лета». Послушайте, как об осени написал наш земляк К. Бальмонт.
Трое детей по желанию читают стих.
1 ребенок: Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
2 ребенок: Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
3 ребенок: Солнце реже смеется
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
: Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, какая осень по характеру?
Дети:
-Грустная, тихая, спокойная и т. д. (индивидуальные ответы).
Воспитатель:
-Издавна на Руси люди примечали все изменения в настроении погоды осенью. Так появилась пословица «В осеннее ненастье 7 погод на дворе».Но осень хороша в любом проявлении и состоянии. Посмотрите внимательно и скажите, какие деревья растут на участке нашего детского сада?
Дети:
-Липа, береза, рябина, ель, клен и т. д. (индивидуальные ответы).
Воспитатель:
-Я предлагаю поиграть. Игра называется «Мое любимое дерево». Вы делитесь на 2 команды: мальчиков и девочек. Я буду называть деревья, а вы должны бежать к тому дереву, которое я назвала. Например, я говорю: «Мальчики- береза, девочки-ель» и вы бежите.
Дети играют.
После игры дети собираются около воспитателя.
Воспитатель:
-Многие поэты и писатели обращались к теме осени. Я предлагаю вам продолжить игру. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы выполняйте движения в соответствии с текстом.
Листья солнцем наливались, Руки вверх, вниз
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели, Машут руками, имитируя полет.
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам, Подскоки на месте.
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит, Кружатся на месте.
Золотым дождем шумит.
(М. Лесовая)
Воспитатель:
-Ребята, как называется это явление?
Дети:
-Листопад.
Воспитатель:
-Молодцы! Посмотрите, какой красивый, разноцветный ковер у нас под ногами. Найдите листочки березы.
-Как назовем лист, упавший с березы?
-Какого цвета березовые листья?
Индивидуальные ответы детей.
Воспитатель:
-Какие еще у нас листья под ногами?
Дети:
-Липовые, кленовые, рябиновые (индивидуальные ответы).
Воспитатель:
-Верно. А какие осенние месяцы вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Какой сейчас месяц?
Дети:
-Октябрь.
Воспитатель:
-За октябрем наступит следующий осенний месяц-ноябрь. «В это время особенно долго стоит дождливая ветреная погода. Закончились работы на полях и огородах. Около жилья появляются вороны, галки, сороки, синицы. Скоро прилетят первые снежинки и земля покроется белым покрывалом». («Времена года» В. Барков). Так писал о ноябре наш земляк В. Барков.
Дети слушают, стоя около воспитателя.
Воспитатель:
-Присядьте на скамеечку. Я расскажу вам о народных пословицах.
Дети рассаживаются на скамье.
Воспитатель:
-Ноябрь в народе называют полузимником, ледовым кузнецом. Как вы думаете почему?
Дети:
-После него наступает зима. Покрываются льдом реки и озера.
Воспитатель:
-Послушайте какие пословицы народ сложил о ноябре:
«Ноябрь-ворота зимы»
«В ноябре зима с осенью борются»
«В ноябре снега надует-хлеба прибудет»
-Наблюдая за погодой, народ отметил приметы:
«Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весной рано и дружно зацветут подснежники»
«Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой на землю-к урожаю и теплой зиме, а лицевой стороной-к холодной зиме»
-В ноябре, издавна. Люди отмечали «синичкин день» : вешали за окно кусочек сала, мастерили кормушки, развешивали их возле домов на деревьях,
Сыпали птицам зернышки и хлебные крошки, приговаривали: «Не величка птичка-синичка, а и то свой праздник знает».
-Мы с вами тоже мастерили кормушки. Я предлагаю сейчас развесить их на деревьях.
Дети развешивают кормушки с помощью воспитателя.
Воспитатель:
-Ребята, подойдите ко мне. Славно потрудились. Вы, молодцы! Предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний». Я называю подряд 4 слова, вы называете лишнее слово и объясняете почему оно лишнее.
-Сентябрь, октябрь, ноябрь, март.
-Картофель, яблоко, свекла, морковь.
-Подосиновик, сыроежка, рябина, груздь.
-Грач, стриж, ласточка, воробей.
Ответы детей.
Воспитатель:
-Молодцы, справились с заданием. Вы меня сегодня очень порадовали своими знаниями об осени. Дальнейший разговор об осени мы продолжим в группе. Для этого нужно собрать красивые листочки, они помогут нарисовать осенние пейзажи.
Дети собирают листья. В группе на занятии по рисованию, приемом печатания. Рисуют пейзажи.