Светлана Моторина
Конспект НОД «Вот глубинка России, Чернухинский край!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять представления детей о родном селе.
Задачи:
Образовательные:
. Формировать представление о малой Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (дом, двор, детский сад) и достопримечательностями села.
. формировать знания детей о родном селе о названии некоторых улиц.
Развивающие:
. Развивать познавательный интерес к малой родине, желание больше знать о родном крае.
. Развивать воображение, связную речь, память, логическое мышление в процессе дидактической игры.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД „Вот глубинка России, Чернухинский край!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
. Воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине.
. Воспитывать гордость за своё село, любовь к месту, где живёшь, её природе.
Ход занятия:
1. Приветствие в круге:
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живём в родном краю,
Всех я вас приветствую!
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина», на экране слайды с изображением достопримечательностей села.
Воспитатель:
- Ребята, вы узнали достопримечательности какого села показаны на этих картинках? (ответы детей).
Воспитатель:
- Как вы думаете, о чём же мы сегодня будем говорить? (ответы детей).
Воспитатель:
- Да, говорить мы будем о нашем селе Чернуха, о нашей малой Родине.
Ребё нок:
Есть Чернуха – сторонка родная,
Мне на веки родное село.
Здесь зарёю весенней сверкая,
Моё бойкое детство прошло.
Чернухинский край, дорогие просторы,
Хороводы берёз над рекой голубой,
Ничто не сравнится с родимой сторонкой,
Ничто не сравнится с Чернухой родной.
Воспитатель:
- Вам нравится наше село? Чем оно нравится? (ответы детей).
Воспитатель:
- Хороша, Россия! На многие тысяч километров раскинулась она во все стороны. Много, ох как много на ней сторон и сторонок. Велика наша Родина. Но у каждого человека, живущего на планете. Есть своя малая Родина. Родина – это то место, где ты родился и живёшь со своими родителями. Это дом, речка, лес и родной двор. Родина-это наше родное село Чернуха и нет для нас милее и краше его.
Чернуха – село самобытное, известное своими мастерами, талантливыми людьми издавна. История нашего края уходит в далёкое прошлое.
Первыми поселенцами нашего села были Чернухинцы – выходцы из Керженских лесов, которые, спасаясь от преследования властей, вынуждены были уходить в дремучие леса. А наш край славен лесами. Вот они и избрали его для своих поселений. Отсюда и название села – Чернуха. Много сот лет тому назад, на, островках, кругом в воде, на небольшой поляне появились убогие хижины. Представьте тесную и тёмную хибарку. На середине пола костер с тлеющими углями, он заменяет печь. Огонь поддерживали постоянно. Лишь несколько позже в эту глушь начали заглядывать торговцы, которые завозили серу. Из неё крестьяне делали самодельные спички. В крошечные окна вместо стекла вставляли выскобленные плёнки из внутренностей животных. Постепенно село стало расти и развиваться. Основной вид занятий людей стало хлебопашество. Мужчины были большими мастерами – плотниками, пильщиками. Женщины –мастерицы ткали холсты, половики, стегали одеяла. В Петров день в селе проводили ярмарку с песнями, плясками, хороводами. Давайте и мы с вами встанем в хоровод и споём песню.
Хоровод «Ой вы гостюшки дорогие»
Воспитатель:
- Росло и развивалось наше село, сейчас это одно из красивейших мест в Арзамасском районе, расположено оно в окружении лесов и полей.
- Ребята, а какие деревья растут в наших лесах мы попробуем назвать.
Игра «С какого дерева лист?»
Воспитатель:
- Наше село расположено на реке Чернушка, которая является притоком реки Серёжа. В реках водилось много рыбы. А в лесах животных в частности лосей, которых в здешних лесах было великое множество.
Игра «Рыбы, птицы, звери»
Воспитатель:
Расти, цвети, любимоё село!
С годами краше становись!
Ведь ты нам очень дорого
В тебе судьба и наша жизнь!
- Сейчас в нашем селе 19 улиц и переулков. Из улиц основная улица Ленина. Есть улицы связанные с писателями, например ул. Гоголя. Улица Железнодорожная связана с принадлежностью к железной дороге. Советская улица небольшая по населению, но отличается тем. Что у каждого двора цветник.
- Ребята, расскажите, пожалуйста, на каких улицах живёте вы? (Дети рассказывают на каких улицах живут).
Воспитатель:
- А вот раньше каждая улица, каждый переулок имел своё народное название. Уж очень яркие характеристики давали жители своим улицам. Главная улица села, улица Ленина делилась раньше на 4 части: Скорятино, Конец, Центральная, Табаково. Скорятино, потому, что здесь жили переселенцы из села Скорятино Арзамасского района. В центре села у памятника –Конец. Дальше Центральная. И наконец - Табаково. Здесь земли были очень плохие, неплодородные. Сажали один табак, на этой улице впервые начали курить.
- Теперешнюю улицу Карла Маркса образовали 3 улицы. На первой улице мастера делали челноки для ткацких станков, поэтому она называлась Челночихой. На второй – много прудов, около них росли деревья, на те деревья прилетали птицы, отсюда произошло название Гагариха. И третья – Знобиловка. Бушевали там страшные ветры, дули отовсюду: с поля, с реки. Людей брал озноб.
- Раньше на улицах, да и сейчас, конечно, дети собирались гурьбой и играли в разные игры. Я вам предлагаю тоже поиграть. Ребята вставайте в круг. Мы с вами поиграем в одну из таких игр. Она называется «Прялица».
Народная игра «Прялица»
Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:
Уж ты, прялица, кокорица моя.
С горя выброшу на улицу тебя;
Стану прясть да попрядывать,
На беседушку поглядывать.
После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Под любую народную мелодию они выполняют несколько танцевальных движений, затем вместе встают в круг играющих. Игра продолжается (другой «жених» выбирает себе «невесту»). После окончания игры дети садятся.
Звучит аудиозапись песни «Земля в иллюминаторе» (Появляется инопланетянин).
Инопланетянин:
- Здравствуйте ребята! Я житель другой планеты. Из космоса, мои друзья, сделали фотографии с изображением достопримечательностей вашего села, изготовили игру «Собери картинки», предложили мне поиграть, но у меня ничего не получается, помогите, пожалуйста.
Воспитатель:
- Конечно же, дорогой друг, мы тебе поможем. Наши ребята хорошо знают родноё село.
Игра: «Собери картинку».
(Дети собирают картинки и рассказывают о достопримечательностях села).
Ребё нок:
- Это главное здание нашего села. Здесь работают руководители, которые отвечают за благосостояние нашего села. На здании укреплён флаг России.
2 картинка.
Ребё нок:
- В этом доме нет дошкольников.
В этом доме много школьников.
Учатся читать, писать,
Задачки сложные решать.
3 картинка.
Ребё нок:
- Это Дом культуры. Сюда люди приходят отдыхать.
Ребё нок:
Это наша участковая больница.
Друзья, когда вы заболели,
То не молчите, в самом деле,
Всё должен воспитатель знать,
Чтоб к вам скорей врача позвать.
Главная улица начинается от станции «Серёжа».
…Электрички, поезда прибывают все сюда.
Здесь билеты продают, провожают здесь и ждут.
Ребё нок:
Музей нам очень дорог!
Мы любим здесь бывать!
Ведь всё о нашем крае
Он может рассказать.
Ребё нок:
Давно кончилась война, но мы помним тех, кто не жалел своей жизни ради нас.
Не забыть как это было …
Всколыхнулась вся страна,
До Чернухи долетело
Слово грозное «война».
8 картинка.
Ребё нок:
Рано утром детский малышей встречает.
Ты похож на чудо-птицу
Мой красивый детский сад,
Здесь играть и веселиться
Я с друзьями очень рад!
Воспитатель:
Ребята, давайте покажем нашему гостю как мы играем.
Физкультминутка.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Поклонились, выпрямились,
Поклонились, выпрямились.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь!
Дети садятся (инопланетянин спрашивает).
Инопланетянин:
- Ребята, а что у вас находится за селом? Я видел там работает много техники – бульдозеры, погрузчики, огромные самосвалы.
Воспитатель:
- Возле села Чернухи, на берегу Синдальского озера, находится известняковый карьер, где добывают природный материал доломит. С давних времён жители использовали бутовый камень для фундамента зданий и щебень для мощения дорог, выжигали известь для побелки печей и стен.
- В настоящее время ЗАО «Кварц-НН» произвело вскрытие карьера (снят верхний слой земли, покрывавший слои доломита) и организовало производство по переработке доломитов. Добываемый и перерабатываемый доломит Чернухинского месторождения используется для производства стекла, в строительной сфере в виде декоративно-облицовочного материала, является сырьём для производства цемента, гипсовых смесей и в производстве резиновых изделий, служит в качестве бутового камня и щебня для бетона. В сельском хозяйстве также не обошлось без использования доломита. В виде доломитовой муки он служит как дробилка, устраняющая кислые почвы, делая её более рыхлой и плодородной.
В заключение хотелось бы сказать о доломите несколько слов напрямую не связанных со строительством. Издавна этот минерал считался мужским камнем. Его считали амулетом, приносящим удачу во всех делах.
На предприятии «Кварц – НН» работают многие ваши родители и труд каждого из них важен и незаменим никакими машинами, вы должны гордиться ими.
Инопланетянин:
- Спасибо за интересный рассказ, за заочное путешествие по достопримечательностям вашего села. Теперь я понимаю, почему вы все любите свою малую Родину.
Воспитатель:
Чернухинский край, песни льются раздольно и просто.
Мы одну из них споём – про нашу русскую берёзку.
Хоровод «Русская берёзка».
Воспитатель:
Расти, цвети, любимоё село!
С годами краше становись!
Ты дорого Чернухинцам,
В тебе судьба и наша жизнь!
Воспитатель:
(Держит в руках венок из берёзовых листьев).
- Я хочу пожелать нашему селу и всем живущим здесь людям жить долго и счастливо.
- А вы, ребята, что хотите пожелать? (Дети высказываются, передавая цветок друг другу).
- Понравились ли вам пожелания товарищей? Что чувствовали при этом?
Воспитатель:
- Я очень рада, что вы испытывали теплоту, доброту, счастье. Давайте всем этим поделимся с нашим гостем. Протянем к нему свои ладошки и подарим частичку доброты, теплоты наших с вами сердец и нашего любимого села Чернухи. Чтобы ему ещё раз захотелось здесь побывать и повстречаться с такими чудесными ребятками.
Воспитатель:
- Ребята, мы сегодня вспоминали прошлое нашего села, говорили о настоящем. А как вы думаете, каким будет наше село в будущем? Какие картинки себе представляете? (Ответы детей).
- Пофантазируйте вместе с родителями и нарисуйте рисунок «Моё любимоё село в будущем». Из ваших работ мы оформим выставку, которую смогут посмотреть и друзья, и родители.
(Дети слушают задание. Настраиваются на выполнение задания дома или в свободноё время в детском саду).
Воспитатель:
Перестук поездов над Серёжей рекой,
Отражается небо в воде синевой,
Тишина над рекой, убегающей вдаль –
Вот глубинка России, Чернухинский край!