Масляницина Оксана
«Мой край — Мордовия моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мой край - Мордовия моя»
Программное содержание:
- Уточнить и обобщить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, о героях города.
- Закрепить знания о стране, в которой мы живем. Дать понятие о том, что такое «Родина». Закрепить знания о том, что Россия – это наша большая Родина, а Мордовия – Родина Малая. Дать понятие о гербе и флаге России и Мордовии.
- Формировать умение связно отвечать на вопросы.
- Развивать творческие способности, грамматический строй речи. Воспитывать гордость за город, в котором живешь.
Публикация «„Мой край — Мордовия моя“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Мордовия
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Материал: Презентация «Мой край – Мордовия моя», музыкальный репертуар Театр песни «Росичи» - «Земля моя Мордовия», звук «Идущий поезд», Ансамбль «Разгуляй» - «Россия».
Ход НОД
I. Организационный момент
- Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. А еще к нам сегодня пришли гости, поэтому я предлагаю вам улыбнуться друг другу, нашим гостям и подарить окружающим хорошее настроение! И пусть это хорошее настроение не покидает нас целый день!
Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
II. Введение в тему НОД
- Ребята, мы сегодня отправимся с вами в увлекательное путешествие. Но для начала, давайте вспомним, как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия)
-Есть у каждой страны особенная, самая главная песня. Какая? (Гимн)
- Гимн страны – это тоже государственный символ. Он исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величественный. А кто знает, какие знаки внимания оказывают присутствующие во время исполнения гимна?
(Когда звучит гимн, все присутствующие встают, нельзя разговаривать, военные отдают честь или салютуют оружием).
- Правильно, ребята, таким образом, граждане проявляют уважение к гимну, к своей стране. А как слушают гимн?
(Гимн слушают стоя, спокойно, внимательно, можно подпевать)
- А вы знаете, когда исполняется государственный гимн (Гимн исполняется на торжественных праздниках, на военных парадах. Гимн звучит перед началом спортивных соревнований, при награждении спортсменов).
- Наша страна имеет свой гимн, а какие государственные символы вам известны? (Герб и флаг)
У России величавой
На гербе орел двуглавый.
Что на запад, на восток,
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Флаг России благороден,
Белый цвет – березка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска – солнечный рассвет.
- Наша страна имеет свой главный город – столицу. Какой город является столицей нашей Родины (Москва)
Столица России – Москва.
Москва – это Красная площадь.
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
- Россия, это наша общая большая Родина, но у каждого человека есть и малая Родина, наша республика – наша малая Родина! Ребята, скажите, как называется республика, в которой мы живем? (Мордовия).
III. Игра «Передай сердечко и скажи словечко»
- Сейчас мы будем передавать друг другу сердечко, и отвечать на вопрос: какая наша Родина? Каждый должен назвать одно слово. Наша Родина, какая?
( Дети передают по кругу сердечко и называют по одному прилагательному к слову Родина: милая, любимая, красивая, чудесная, дорогая, единственная, сильная, богатая, могучая)
IV. Работа по теме НОД
- А теперь давайте закроем глазки и отправимся на экскурсию по Мордовии.
- А как называется город, столица Мордовии, куда мы с вами приехали? (Саранск)Ну это новый город, а мы отправимся в тот Старый Саранск с чего все начиналось.
- Мы живем с вами в замечательном городе Саранске, столице республики Мордовия!
- Саранск основан в 1641 год как пограничная крепость. Название произошло от названия реки.
- Ребята скажите, город строился на берегу какой реки (Саранки).
- В 17- 18 вв. Саранск имел военное значение. В крепости размещались служебные избы, воеводский двор, оружейные и соляные склады, небольшие деревянные церкви. С внешней стороны селились казаки, стрельцы, пушкари. С утратой военного значения Саранск превратился в торгово-ремесленный город. Ежегодно здесь проводились крупные базары и ярмарки. Раньше это был небольшой город с одноэтажными деревянными домами и узенькими улочками, а теперь это большой, красивый город в котором проживает более 300 тысяч человек.
- В нашей республике живут люди разных национальностей, какие вы знаете (мордва, татары, русские).
- Правильно и все они живут дружно как в одной семье. Мордовия – это замечательная республика, как нация она была образована много веков назад. Народ же мордовский известен с древнейших времен.
- Наша республика богата лесами, где живут звери, растут ягоды и грибы. А какие прекрасные луга, где растет сочная трава, цветут красивые цветы, жужжат пчелы, стрекочут кузнечики. Но главное богатство нашей республики – это ее народ.
Мордовия! Земля моя,
Отчизна роз и соловья.
Мордовия! Страна певцов,
Страна стихов и храбрецов!
- Нельзя не сказать и о людях, проживающих на территории нашей республики. Сколько героев Советского Союза, России, прославленных деятелей являются выходцами из Мордовии. Наши потомки будут вечно помнить, и гордиться своими земляками, теми, кто внес большой вклад как в победу над врагами в Великой Отечественной войне, так и в тылу, достижениями культуры, искусства, величайшими и талантливыми писателями, художниками и спортсменами. Богата наша земля Мордовская на таланты. А каких известных писателей Мордовии вы знаете? (Андрей Куторкин, Кузьма Абрамов, Владимир Кижняев, Александр Щеглов).
-А назовите самого известного скульптора Мордовии и России, и даже за рубежом? (Степан Дмитриевич Эрьзя)
- В последние годы было построено много новых зданий, музеев, театров. Какие достопримечательности нашего города вы знаете? (ответы детей)
- У нашей республики тоже есть свой флаг и герб. Герб Республики Мордовия является государственным символом Республики Мордовия.
- Ребята, как вы думаете, что обозначает этот герб? Что изображено на гербе (ответы детей)
- Герб Республики Мордовия представляет собой изображение щита с гербом города Саранска – изображением бегущей лисы красного цвета, расположенной под тремя вертикально направленными вниз стрелами, на фоне флага Республики Мордовия в середине. Герб обрамлен золотыми колосьями пшеницы и золотой нашейной гривной. Колосья пшеницы олицетворяют приверженность мордовского народа к сельскому хозяйству, а нашейная гривна это национальное украшение женщин. Колосья перевиты лентой темно-красного, белого и синего цветов. На гривне находиться 7 орнаментов, означающих 7 городов республики. В верхней части восьмиконечна розетка красного цвета – символ солнца.
Государственный флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос темно-красного, белого и темно- синего цветов. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка темно – красного цвета, символ солнца.
- Вы наверно немного устали, поэтому я предлагаю вам отдохнуть.
V. Физкультминутка
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
VI. Практическая часть – рисование флага Республики Мордовии
- А теперь, закройте глазки и мы отправимся в детский сад. Я приглашаю вас в нашу мастерскую, на какое то время мы будем с вами художниками и попробуем нарисовать флаг Республики Мордовии. А рисовать мы будем красками. Какими цветами мы будем пользоваться (ответы детей)Приступаем к работе.
VII. Итог НОД
- Ребята, скажите, а в какое путешествие мы с вами сегодня отправлялись? (ответы детей)
- Что нового и интересного вы узнали? (ответы детей)
- Посмотрите, какие получились отличные, красочные и необычные работы. Молодцы!
- А теперь поднимите солнышко, если вам понравилось сегодня заниматься, вам было легко при выполнении заданий. Или тучку, если вам было трудно. Молодцы, ребята! Мне с вами было очень легко работать.
- На этом наше занятие подошло к концу, спасибо за внимание!