Нина Романова
Открытая НОД «Волшебный лес» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Открытая НОД в старшей логопедической группе
Программные задачи.
Коррекционные (речевые) задачи:
1. Лексические задачи:
Расширять и активизировать словарь существительных, прилагательных и глаголов.
2. Грамматические задачи:
Учить образовывать притяжательные и относительные прилагательные.
Образовывать сложные слова.
Учить подбирать синонимы.
Учить подбирать прилагательные к существительным.
Образовывать глаголы множественного числа настоящего времени. Употреблять существительные в разных падежных формах.
Учить подбирать слова – родственники.
Публикация «Открытая НОД „Волшебный лес“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах
3. Задачи по развитию связной речи:
Учить отвечать на вопросы полными предложениями.
4. Формирование психических процессов:
Развивать логическое мышление и воображение. Развитие тактильного восприятия. Развитие мыслительной деятельности.
5. Развитие координационно - двигательных навыков:
Развитие физиологического дыхания, координации движения, мелкой моторики.
Обучающие задачи:
Закреплять и расширять знания детей о многообразии растений и животных в лесу.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение детей к природе, птицам, животным; чувство доброты, сопричастности ко всему, что нас окружает. Умение заниматься сообща. Воспитывать интерес к играм с сыпучими материалами.
Речевой материал:
Существительные:
Птицы; заяц, зайчиха, зайчонок; волк, волчица, волчонок; лис, лисица, лисенок; белка, бельчонок. Изба - дом; горница – комната; похлебка – еда; миска – тарелка; печка – плита; шаль – платок; деревянная ложка – металлическая ложка; лавка – стул. Лес, лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовичок. Снегопад, снеготранспортер, снегокат, снегоход, снегопогрузчик, ледоруб, ледокол.
Прилагательные:
Заячий, лисий, волчий; заячья, лисья, волчья, беличья. Березовая, дубовая, сосновая. Лесные, зимующие.
Глаголы:
проснулся – проснулись; потянулся – потянулись; умылся – умылись; оделся – оделись; обулся – обулись; расчесался – расчесались; убрался - убрались.
Наглядный материал:
Макеты: деревья, избушка, латки с сыпучим материалом (песок, манка).
Картинки: следы животных и птиц. Снежинки. Изба -дом; горница – комната; похлебка – еда; миска – тарелка; печка – плита; шаль – платок; деревянная ложка – металлическая ложка; лавка – стул. Животные и их детеныши.
Герои: Снеговик, Гном.
Предварительная работа:
Чтение сказок. Рассказ о празднике Новый год, изготовление приглашения для Деда Мороза. Изучение лексических тем: Дикие животные, Зимующие птицы, Лес, Зима.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети сидят на стульях в зале.
– Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года? (Зима).
- А какие признаки зимы вы знаете? (Лежит снег. На улице холодно.)
2. Ведение в тему.
- Вы знаете, что скоро наступит праздник Новый год и у вас будет новогодний утренник. А кто приходит на праздник? (Дед Мороз.)
- Чтобы Дедушка Мороз про нас не забыл вы приготовили приглашение для него. Мы с вами отправимся в волшебный лес, и передадим это приглашение его помощнику - Снеговику. Чтобы найти дорогу и не заблудиться, нам необходимо правильно выполнять все задания. Вы готовы? (Да.)
Дети встают и закрывают глаза.
- Закрываем мы глаза - происходят чудеса:
Вот в лесу мы очутились – посмотрели, удивились.
3. Изучение нового.
3. 1. Игра: «Чей след». Образование притяжательных прилагательных.
-А вот и следы, по ним мы должны идти. Кто здесь прошел? Какие животные захотели нам помочь? (Лиса, волк, заяц).
- Ребята, а чей след оставила лиса? (Лисий).
- Давайте повторим вместе.
3.2. Игра: «Какая роща?» Образование относительных прилагательных.
- По следам мы зашли в лес, здесь растут деревья. Какие деревья растут в волшебном лесу? (Береза, ель, дуб). Как мы назовем лес, если в нем растут и лиственные и хвойные деревья (смешанный). Но бывают небольшие лиственные леса, где растет только один вид деревьев. Такой лес называется рощей. Ребята, как будет называться роща, если в ней растут только березы? (Березовая роща.)
- Если в роще растут только дубы? (Дубовая роща).
- Если в роще растут только сосны? (Сосновая роща).
- Ребята, давайте повторим вместе как называется небольшой лиственный лес, где растет только один вид деревьев. (Роща).
3.3. Игра: «Какой, какая?». Подбор прилагательных к существительным.
Играет звукозапись ветра.
- Ребята, какой сильный ветер! Он сдул весь снег с деревьев. Но разве можно зимой деревьям стоять голыми? (Нет).
- Зачем деревьям нужен снег? (Снег служит им покрывалом. Снег греет деревья. Им холодно без снега).
- Давайте поможем деревьям. Мы будем подбирать слова - признаки и вешать на деревья снежинки. За каждый правильный ответ - на дереве вновь появится снежинка.
Подбирают прилагательные к словам: снег (какой, зима (какая, лед (какой).
- Молодцы ребята, укрыли деревья снегом, теперь они не замерзнут.
3.4. Игра: «Птицы». Развитие словаря по теме: Птицы.
- Ребята, пока мы помогали деревьям, к нам прилетали птицы. Они улетели, но оставили свои тени. Давайте отгадаем, какие здесь были птицы. (Дятел, ворона, снегирь, сова).
- Как можно назвать этих птиц, если они живут в лесу? (Лесные птицы).
Эти птицы не улетают в теплые края, они живут с нами зимой, значит они какие? (Они зимующие).
3.5. Игра: «Что мы делали?». Образование глаголов множественного числа настоящего времени.
- Вы устали, давайте сядем и отдохнем на полянке.
Дети садятся на ковер.
- Ой, ребята, посмотрите, кто это спрятался под деревом? Это гномик.
Гномик выходит и рассказывает стихотворение.
- Ну что ребята, поиграем с гномиком, развеселим его? (Да).
- Гномик скажет, что он делал сегодня, а мы повторим за гномиком, что мы делали.
Гном: - Я проснулся. (Потянулся, умылся, расчесался, оделся, обулся, убрался.)
Дети: (Мы проснулись).
Гном: - Спасибо ребята, повеселили меня.
- А мы пойдем дальше.
3.6. Игра: «Чья семейка?». Образование притяжательных прилагательных, развитие словаря по теме: Животные.
– Ребята, мы вышли на поляну, где любят бывать дикие животные всей семьей и фотографироваться. Когда был ветер, фотографии разлетелись на части. Назовите, кто на них изображен? (Зайчонок, заяц, зайчиха).
- Составьте общую фотографию семьи. Чья семья у вас получилась? (Заячья).
- Молодцы ребята, а теперь давайте животным пальцем на песке нарисуем подарки. Подойдите к лоточкам с песком.
4. Физкультурная минутка.
Дыхательная гимнастика «Ци-гун», под музыку.
- Сейчас мы превратимся в лисичек. Давайте покажем, как лиса двигается и дышит.
5. Закрепление.
- Ребята мы с вами вышли к избе, изба встречается в сказках.
5.2. Игра: «Разное название». Подбор синонимов.
- Ребята, посмотрите, в окне избушке показались картинки. Давайте вспомним и назовем эти предметы так, как их называют в сказках и так, как мы называем их сейчас. В сказках едят - похлебку, а мы едим - суп.
(Изба – дом. Горница – комната. Миска – тарелка. Печка – плита. Шаль – платок. Плед – одеяло.
5.3. Игра: «Слова – родственники». Подбор родственных слов.
- Вот мы с вами и вышли из леса. А вы знаете, что у слова лес много слов – родственников. Давайте попробуем подобрать такие слова. (Лес, лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовичок).
- А вот и наш снеговик.
Снеговик: - Ребята, что вы тут делаете?
(Мы пришли передать приглашение Деду Морозу на праздник).
Снеговик: - А как же вы нашли дорогу? (У нас были задания – подсказки, и мы их все выполнили)
Снеговик: - Вы наверно очень сообразительные и умные?
5.4. Игра: «Сложи словечко». Образование сложных слов.
- Конечно, снеговик и мы тебе это докажем. Ребята, давайте сыграем в игру «Сложи словечко» и покажем снеговику ваши знания.
Логопед произносит по два слова, дети складывают и называют одно.
Снегопад, снеготранспортер, снегокат, снегоход, снегопогрузчик, ледоруб, ледокол.
Снеговик: - Ну, молодцы ребята, я обязательно передам Деду Морозу приглашение и расскажу какие вы сообразительные, умные и старательные.
- Сейчас ребята нам пора в сад.
Закрываем мы глаза – происходят чудеса,
Каждый будет очень рад, возвратиться в детский сад.
Дети садятся на стулья.
- Ой ребята вот и первые подарки от Деда Мороза, угощайтесь.
6. Итог.
- Ребята давайте вспомним, что мы сегодня делали, кого встретили в лесу.