Елена Карамова
Конспект НОД «Волга-матушка река»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волга-матушка река»
Образовательная область: познавательное развитие
Вид деятельности: игровая, познавательная, опыт, продуктивная, коммуникативная
Возрастная группа: подготовительная группа общеразвивающей направленности
Методы и приемы:
Наглядные: показ иллюстраций, показ способа действия
Словесные: загадка, вопрос, рассказ воспитателя, художественное слово, объяснение, подсказка, поощрение, напоминание, уточнение
Практические: опыт, подвижная игра, пальчиковая игра
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие
Публикация «Конспект НОД „Волга-матушка река“» размещена в разделах
- Волга, река
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Реки и озера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Цель: формирование у детей представлений о реке Волга, как ценнейшем водном ресурсе и великом символе России
Задачи:
Образовательные:
Закреплять и расширять представления о речных обитателях
Дать элементарные представления об экологических проблемах реки Волги, о государственном проекте «Оздоровление Волги»
Закреплять экологические знания водосбережения
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, любознательность, внимание, мышление
Развивать навыки опытнической деятельности, конструктивные, коммуникативные, творческие способности; мелкую моторику рук
Воспитательные:
Помочь детям ярче почувствовать красоту великой реки, глубокую любовь русского народа к Волге
Воспитывать доброе отношение к миру природы, бережное отношение к воде, как важному природному ресурсу
Планируемые результаты:
Дети начнут активнее проявлять познавательный и экологический интерес к теме
Получат развитие разносторонние способности детей
Дети станут внимательнее и бережнее относится к воде, как важному природному ресурсу
У детей повысятся патриотические чувства, гордость, за великую русскую реку
Образовательная среда: аудиоколонка, аудиозапись песни в исполнении Л. Зыкиной «Течет река Волга» М. Фрадкина на стихи Л. Ошанина. Иллюстрации «Самая крупная рыба (Белуга) и самая мелкая рыба (Зернистая пуголовка, обитающая в Волге; «Речные рыбы», «Речные прибрежные растения», красивые виды на реку Волга; мячик для дидактической игры. Листы бумаги 10*10 на каждого ребенка, ножницы, простой карандаш, неглубокую, но достаточную по диаметру емкость с водой
Предварительная работа:
Чтение Шорыгина Т. А. «Воды суши», Заходер Б «Что случилось с рекой?»
Н. А. Рыжова «Жила-была река», «Как люди речку обидели»
Нестеренко Н «Сказка о великой реке Волге и маленьком теплоходике»
Беседы «Кто живет в воде», «Кому нужна вода»
Загадывание загадок о природе
Моделирование «Река-водное пространство», «Рыбы», «Водные растения»
Дидактические игры: «Какая река», «Назови ласково», «Собери картинку», «Доскажи словечко», «Кто больше назовет», «Небо. Земля. Вода», «Угадай по описанию», «Семья речных животных», «Кто лишний», «Опиши по схеме», «Хорошо-плохо», «Что, если…», «Подбери родственные слова»,
Подвижные игры: «Ручеек», «Рыбак и рыбки», «Поймай рыбку», «Водяной», «Лягушки и цапля»
Ход НООД:
Рассказ воспитателя:
«Где-то в окрестностях озера Селигер затерялась деревушка.
Путь к ней лежит через холмы высокие, через леса густые, через луга заливные.
Вот и деревенька в несколько изб. На околице – косогор, под горой болото. На болоте – маленькая резная часовенка.
Внутри часовни той колодец с водой студеной.
Рядом с часовенкой камень лежит, написано на нем:
«Путник! Обрати взор свой на Волги исток!
Здесь зарождается чистота и величие земли русской, здесь истоки души народной. Храни их»
Именно здесь, в деревушке Волго-Верховье и берет свое начало великая русская река Волга.
В славянской культуре водная стихия — священный символ, вода приравнивалась к божеству. Считалась одной из стихий мироздания, как огонь, воздух и земля. Поэтому совсем неудивительно, что народом о воде сложено множество пословиц и поговорок.
Д / И. «Продолжи поговорку»
• Не плюй в колодец, … пригодится воды напиться
• Без труда не выловишь … и рыбку из пруда
• Молчит, словно … воды в рот набрал
• На воде вилами … писано
• С лица воду … не пить
• На сердитых воду …возят
• Как в воду … канул
• В решете воду …носить
• Что с гуся … вода
• Как в воду … глядел
• Не зная броду, … не суйся в воду
• Выйти сухим … из воды
• Как рыба … в воде
• Что в воду упало, … то пропало
По разному называли величавую полноводную реку. Древние греки - Ра, значит «Щедрая». Финские племена называли реку «Светлая», арабы величали ее «Итиль» — «Река рек». Славяне «Волога», влажное место.
Русский народ относился к реке всегда с большой любовью, ласково называл Волгу красавицей, матушкой-кормилицей.
Дидактическая игра с мячом «Подбери эпитет. Какая река?»
Безбрежная, великая, длинная, извилистая, многоводная, мутная, неглубокая, обмелевшая, полноводная, прозрачная, прохладная, светлая, студеная, широкая, ясная, беспокойная, бурная, быстрая, быстротечная, величавая, веселая, волнистая, вольная, гладкая, говорливая, гордая, грозная, гулливая, ленивая, медленная, мирная, могучая, неторопливая, пенистая, привольная, раздольная, свободная, сердитая, сонная, спокойная, стремительная, суровая, тихая, тиховодная, шумная.
3. «Волга-матушка река,
Широка и глубока.
Жемчугом сверкают воды,
Драгоценный дар природы» Ежегодно 20 мая в России отмечается День Волги, цель праздника — привлечение внимание к проблемам реки. Волга – самая длинная река в России, и самая грязная (после Оби)
Люди построили на реке гидроэлектростанции, которые дают нам электричество, плотины, водохранилища. Вода в реке замедлила свое течение, стала ленивой и стала сильно прогревается. В теплой воде начинают цвети сине-зеленые водоросли, они забирают много кислорода и рыбам становится нечем дышать и наступает мор рыбы. Эта вода вредна и для человека, может заболеть желудок, легкие. Много разных отходов сливают в реку заводы и фабрики. Затонувшие суда окисляются и загрязняют воду. Некоторые люди не берегут красоту и чистоту реки: бросают разный мусор, пластиковые и стеклянные бутылки; моют машины. Российское Министерство природы реализует проект «Оздоровление Волги». Будут строить новые очистные сооружения; чистить и углублять дно реки, со дна поднимут, затонувшие суда. Специалисты-рыбоводных хозяйств начали выращивать растительноядные виды рыб: толстолобика, белого амура и сазана, которые питаются сине-зелеными водорослями. Также рыболовные хозяйства занимаются выращиванием и выпуском молоди промысловых рыб в реку.
Несмотря ни на что, в Волге ещё осталось большое количество рыбных запасов. Всего в реке обладают 70 разновидностей рыбы. Из них отмечается 40 промысловых.
Самой маленькой обитательницей является зернистая пуголовка.
В длину она вырастает всего на 2,5 сантиметра. Самым крупным - белуга, которая достигает 4 м.
«Волга, матушка-река,
Рыбой славилась всегда.
Хочешь щуку иль сома,
Иль простого окунька»
Дидактическая игра «Рыболов. Загадки о рыбах»
На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно. (Сом.)
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это (Щука).
Любит в тине он копаться
И личинками питаться,
Нипочём рыбешке грязь, А зовут его… (Карась)
Рыба полосатая,
Хищная, опасная,
Ловит маленьких мальков,
Красный цвет у плавников! (Окунь)
Он колючий, но не еж, а речная рыба…. (Ерш)
Он обитает в глубине,
И там охотится, на дне.
Его чешуйки, как наждак.
И все зовут его? … (Судак)
Мы не умеем говорить,
об этом лучше не проси
в воде спокойно любим жить
мы волжские рыбы… (Лещи)
Подвижная игра «Караси и щука»
«Волга, матушка-река,
Как красивы берега.
Водные растения -
Всем на загляденье!»
Дидактическая игра «Водные растения. Продолжи словечко»
Желтоглазые цветы – из воды.
Или, может, это вовсе не цветы?
Может, это рыбаки у реки
Позабыли про свои поплавки?. (Кубышка)
Над озёрною водицей
Эскимо торчит на спице… (Рогоз)
Над водою - стрелки,
Не крупные, не мелкие.
А цветки рогатятся
В розоватом платьице… (Стрелолист)
На пруду большой цветок, с жёлтой сердцевинкой.
На воде растёт, цветёт белая … (Кувшинка)
Рассказ воспитателя:
- У кувшинки плавучие листья. В них содержится много воздуха, который удерживает листья на поверхности воды.
- Как вы думаете, почему кувшинка не уплывает со своего места?
(Кувшинка не уплывает, потому что ее удерживает мощный корень, цепляется за ил)
- Как вы считаете, может ли кувшинка жить на суше?
(Нет, она приспособилась к жизни в воде и если ее сорвать, она тут же завянет)
Ее лепестки никогда не пачкаются, потому что отталкивают грязь.
Белые кувшинки занесены в Красную книгу России.
В серединках цветка содержится много нектара, которым питаются насекомые.
Их привлекает тонкий приятный аромат.
Кувшинку называют «Водяная лилия» и «Дитя солнца» потому,
что кувшинка следует за движением солнца, поворачиваясь за его лучами.
Кувшинки появляются из воды на рассвете. Ее лепестки раскрываются навстречу солнечным лучам. А когда солнце садится, они закрываются на ночь и уходят под воду. Потом опять всплывают.
Воспитатель: - Предлагаю сделать кувшинку из бумаги. Сейчас утро, солнышко взошло, посмотрим, распустятся ли наши кувшинки? - Подготовим пальчики к работе.
Пальчиковая игра «Кувшинка распускается»
Солнце поднимается, Скрещенные руки с широко расставленными
Кувшинка распускается. пальцами медленно поднимаются над головой.
Солнышко садится, Ладони с сомкнутыми пальцами соприкасаются
Кувшинка спать ложится. запястьями.
Вспомнить с детьми правила безопасного использования ножниц Показ способа действий, объяснение: Согните листы по диагонали три раза. Техника, как при складывании бумаги для вырезывания снежинок. Нарисуйте острый лепесток и вырежьте. Раскройте цветок. Сложите каждый лепесток по очереди к центру. Получится фигура – многогранник. Выкладываем цветы на поверхность воды лепестками вверх в заранее наполненную водой емкость. Если бумага поплотнее, то цветы раскрываются постепенно. Если бумага тонкая, то мгновенно. Удивительно, но можно услышать шелест лепестков при распускании! Объяснение опыта: Бумага, в отличие от, например, резинового шарика, не обладает упругостью, чтобы вернуть себе изначальное состояние. Поэтому поделка из сухой бумаги остается сложенной. А при соприкосновении с водой бумажные волокна начинают выпрямляться, так как вода проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, изломы на ней распрямляются от центра к лепесткам и цветы раскрываются.
Рефлексия:
- Что интересного сегодня узнали?
- Что понравилось (не понравилось?
- Как государство заботится о реке?
- Как мы с вами можем сберечь красоту и чистоту реки Волга?