Люба Гузеева
Конспект НОД в средней группе «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
В средней группе :
Образовательная область: по познавательному развитию.
Тема занятия: «Дикие животные» Цель: закрепить обобщить представление детей о диких животных их внешнем виде повадках образе жизни в зимний период.
Темочки:
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Задачи: Образовательные: учить детей составлять описательные рассказы по графической схеме. расширить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные» (животное, зверь, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, хищное, менять, спать); продолжать формировать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-).
Развивающие: развивать связную речь детей, речевой слух, зрительное восприятие и внимание; тонкую и общую моторику.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание быть добрым, заботливым, дружелюбным.
Оборудование: Кукла Старичок – Лесовик, схема описания животного; схема-модель жилищ животных; карточки с изображением животных; гуашь, поролон, корзинка с сеном, орехами и баночкой меда; елочки. Словарная работа: берлога, нора, дупло. Предварительная работа: Просмотр слайдов с изображением диких животных наших лесов и их детенышей; беседа о жизни диких животных зимой. Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк», рассказа Е. Чарушина «Лисята». Заучивание загадок о диких животных. Ознакомление со схемой описания животного. Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой. Планируемый результат занятия: расширить и обобщить знания о диких животных о их жизни в лесу.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно – мотивационный этап Приветствие, установление зрительного контакта.
Психологический настрой на деятельность, создание атмосферы заинтересованности
Создаю атмосферу психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка. Приветствие. Участвуют в групповых действиях. Садятся полукругом на ковре. Слушают.
Получают информацию. Психологическая готовность детей.
Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимания
2. Основной этап
2.1.
За дверью слышится стук.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, кто к нам пришёл.
(воспитатель одевает на руку куклу старичка - лесовика)
Лесовик:
Здравствуйте, ребята! Я сегодня пришёл к вам в гости, и хочу пригласить вас в путешествие в сказочный зимний лес, но прежде чем отправиться я предлагаю вам отгадать мои загадки. Вы согласны? Лесовик: Молодцы, ребята! Угадали все загадки! Все эти животные мои друзья. И я хотел бы узнать, что вы знаете о моих друзьях, поэтому в лесу для вас приготовил задания и игры. Удачи вам ребята!
(кукла Лесовика исчезает)
Воспитатель: Ну что ребята мы пойдем в путешествие в лес?
А на чём можно отправиться в лес?
Д: отвечают лесовику, что они согласны путешествовать и отгадывать загадки с лесовиком.
Д: Да пойдем.
А отправиться в лес можно на лыжах.
2.2. Этап ознакомления с материалом Работа над темой занятия.
Беседа о значение воды.
Восприятие и усвоение нового. Эмоционально включаю в действие, слушание. Вовлекаю в совместную деятельность.
Задаю вопросы, стимулирующие процесс мышления Загадки:
1. Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?
(зайчишка)
2. Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…
(белочка)
3. Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?.
(лиса)
4. Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)
Картинки с животными выставляются на доску.
Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное.
Отвечают на вопросы, рассказывают, объясняют.
Внутренняя мотивация на деятельность.
Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.
2.3. Этап практического решения проблемы практическая работа. Опытно-поисковая деятельность Воспитатель: Давайте на лыжах
(Имитация надевания лыж)
Мы на лыжах в лес идём
Мы взбираемся на холм
Палки нам идти помогут
Будет нам легка дорога.
Воспитатель: Вот мы с вами и очутились в лесу. Посмотрите, как здесь красиво, какой идет снег.
А какое время года сейчас?
А как вы узнали? Какие признаки зимы вы знаете?
- Правильно, зимушка-зима пришла в города и села, укутала белым одеялом поля и леса.
Зима-портниха.
В лесную чащу тихо.
Вошла зима-портниха.
Березки очень рады:
— Спасибо за наряды!
Пушистые и белые
Зима наряды сделала.
И для лесов, и для полей -
Пускай им будет, потеплей!
Деревьям всем в лесочке,
Зима дала платочки,
А в шубки их одела -
Сама повеселела!
Вы знаете, кто живёт в лесу? (Дети перечисляют названия животных : волк, лиса, медведь, заяц, белка, лось, кабан).
- Как, одним словом можно их назвать? (Дикие животные).
- Почему они так называются? (Потому что они сами заботятся о себе, сами добывают пищу, строят жилище)
Ребята, но мы ведь не просто так сюда пришли, Лесовик оставил нам игры и задания, чтобы выяснить, что мы с вами знаем о его друзьях - диких животных. Давайте снимем лыжи, чтобы нам было легче выполнять задания.
А вот и первое задание.
Лесовик просит рассказать:
- Как животные готовятся к зиме? (Белка насушила грибов, запаслась орехами. Медведь – сделал себе берлогу, за лето накопил жир, волк, заяц и лиса поменяли летние шубки на зимние, на более теплые, пушистые).
Молодцы! Вы, верно, рассказали о диких животных, о том, как они готовятся к зиме.
А вот и второе задание:
Послушайте, пожалуйста, стихотворение, а потом расскажите, о ком в нём говорилось (предлагаю присесть на стулья)
Как – то зимнею порой
Звери шли лесной тропой
За мамой лисицей крался лисенок,
За мамой ежихой катился ежонок,
За мамой медведицей шел медвежонок,
За мамою белкой скакали бельчата,
За мамой зайчихой — косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат…
- О ком это стихотворение? (Ответы детей)
(если дети будут затрудняться, то наводящие вопросы задать)
Например: (Кто крался за лисой - лисёнок)
А как мы можем их назвать одним словом (лисенок, медвежонок, волчонок)
- Детеныши
Молодцы справились с заданием!
А вот следующее задание:
Лесовик предлагает поиграть в игру «Кто, где живёт?»
Проходите к мольберту, присаживайтесь.
У людей есть свои жилища?
Вы где живёте? (ответы детей)
А у животных есть своё жилище?
У меня для вас есть картинки, посмотрите на них, и определите какому зверю, принадлежит какое жилище? (воспитатель добивается полных ответов от детей)
- Это нора. Кто в ней живёт? В норе живет (лиса)
- Это берлога. В ней живет медведь.
- Это дупло. В нем живет белка.
- Это куст. Под ним прячется заяц.
Молодцы! Вы очень внимательные и наблюдательные.
- А сейчас мы свами поиграем в игру «Угадай, чьи следы»
(На ковре разложены следы животных, дети угадывают чьи следы)
Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Теремок»
Стоит в поле теремок.
Он не низок, не высок.
На двери весит замок.
Кто бы тот замок нам открыть помог?
Слева зайка, справа мишка.
Отодвиньте – ка задвижку!
Слева ёжик, справа волк.
- Нажимайте на замок!
Зайка, мишка, ёжик, волк
Открывают теремок.
Ребята, а следующее задание нам Лесовик приготовил за столом, давайте пройдём и посмотрим что там.
(проходим за столы, воспитатель объясняет технику выполнения работы)
- А теперь составьте описания тех животных, которые у вас получились. Вам поможет в этом схема-картинка-подсказка. Сначала вы расскажете, как называется ваше животное, дикое оно или домашнее, где живет: в лесу или у человека. Потом опишете, какого оно размера, чем покрыто тело, чемпитается.
Вывешивается схема рассказа о животном.
Дети составляют описательные рассказы о своих животных по схеме.
- Молодцы, ребята
Но все-таки, дети, в нашем зимнем лесу дикие животные грустят : ведь им тоже хочется, чтобы люди иногда заботились о них. Я приготовила корзинку с гостинцами, как вы думаете, для кого?
- Мед – для медведя.
- Орехи – для белки.
- сено – для зайца.
- Давайте оставим корзинку в лесу, а сами потихоньку спрячемся. Ведь дикие животные очень пугливые и осторожные. Попрощайтесь с нашим зимним лесом и дикими животными. Начинаем уходить, и под елкой видим мешок.
- Ой, ребята, а что за мешочек под елкой и кто его оставил?
Разворачиваем мешок. А там грибочки – угощения. Угощаю детей.
е.
Д: имитируют ходьбу на лыжах
Д: отвечают на вопрос
Время года зима
Д: потому что морозно холодно идет снег.
Д: птицы улетают в теплые страны, а люди надевают теплые зимние вещи.
Можно кататься на санках лыжах и коньках.
Д: волки лисы медведи зайцы белки лоси кабаны
Д: Это дикие животные они живут, в лесу они сами ухаживают, за собой добывают себе пищу и делают себе норы и берлоги
Д: Белка насушила грибов и запаслась орехами
Медведь сделал, себе берлогу накопил, себе жир за лето
Волк заяц и лиса поменяли летние шубки на зимние на более теплые
Д: стихотворение о лесных зверях как они шли лесной тропой
Как детеныши шли вслед за своими родителями
Д: Мы живем в теплых уютных домах
А у животных есть норы берлоги конура и дупло у каждого животного свой дом
Д: В норе живет лиса
В берлоге живет медведь
В дупле живет белка
Под кустом живет заяц Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности.
Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослым.
3. Заключительный этап
Закрепление изученного в игровой форме. Беседа. - Молодцы, ребята
Но все-таки, дети, в нашем зимнем лесу дикие животные грустят : ведь им тоже хочется, чтобы люди иногда заботились о них. Я приготовила корзинку с гостинцами, как вы думаете, для кого?
- Мед – для медведя.
- Орехи – для белки.
- сено – для зайца.
- Давайте оставим корзинку в лесу, а сами потихоньку спрячемся. Ведь дикие животные очень пугливые и осторожные. Попрощайтесь с нашим зимним лесом и дикими животными. Начинаем уходить, и под елкой видим мешок.
- Ой, ребята, а что за мешочек под елкой и кто его оставил?
Разворачиваем мешок. А там грибочки – угощения. Угощаю детей.
Д: Мы оставим корзинку для наших животных с вкусной едой, чтобы они знали, что мы люди добрые и отзывчивые
Мед для медведя
Орехи для белки
Сено для зайца Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.
Формирование элементарных навыков самооценки.
Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.