Ольга Морозова
Конспект НОД в подготовительной к школе логопедической группе «Мамина буква»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
закрепить у детей знания о звуках [м], [м’];
уметь давать характеристику звукам с опорой на таблицу;
закрепить навык различения на слух мягких и твёрдых звуков;
учить правильно употреблять существительные в именительном и родительном падежах.
продолжать упражнять детей в составлении звуковых схем и определении места звука в слове;
закрепить зрительные представления о букве М;
развивать умение работать с кассой букв, составлять и читать слова с изученными буквами;
совершенствовать у детей просодические компоненты речи;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе логопедической группе „Мамина буква“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
продолжать учить составлять связные высказывания, говорить распространёнными предложениями;
развивать мелкую моторику;
воспитывать чувства сопереживания, любви к близким людям.
Оборудование:
Таблица для характеристики звуков, «звуковая волна», индивидуальные картинки на звуки М, Мь, модели слов, кружки для составления звуковых схем, схематичное изображение человечков для проговаривания скороговорок в разном темпе, разноцветные палочки для выкладывания букв, кассы букв, шарики су-джок, грецкие оре
1.Дорогие дети, к нам сегодня пришли самые долгожданные гости, а какие – вы узнаете, отгадав загадку:
Кто на свете всех милее
И теплом своим согреет,
Книжки вечером читает
И всегда всё понимает?
Никогда не унывает,
Что вам надо -
Точно знает.
Если вдруг случится драма,
Кто же вас поддержит? (Дети: «Мама!»)
2. - Дети, с какого звука начинается слово «мама»? (Ответы детей).
- Верно, со звука М. Сегодня у нас в гостях не только наши мамы, но и звук и буква, с которого начинается слово «мама».
- Пожалуйста, расскажите всё, что вы знаете об этом звуке с помощью таблицы-помощницы.
(Дети дают характеристику звуку [м] – согласный, звонкий, твёрдый).
- Назовите пару звука М. Правильно, это звук [м’].
- Скажите, пожалуйста, чем он отличается от звука М? (Ответы детей.)
3. -Давайте произнесём эти звуки с помощью «звуковой волны», постепенно усиливая голос. (Дети произносят поочерёдно звуки М и Мь, следя глазами за движением указки и повторяя в воздухе указательными пальцами это же движение.)
4. - Дети, ваши мамы с удовольствием послушают, как вы умеете различать звуки М и Мь. Поиграем в игру «Внимательные ушки». Возьмите в левую руку зелёный сигнальчик, а в правую – синий. Какой сигнальчик вы покажете, если услышите слово с мягким звуком Мь? Правильно, зелёный. А если в слове будет слышаться твёрдый звук М? Конечно, синий.
(Логопед называет слова: мост, ком, место, мир, мышка, медведь, марш, милый, мазать, мяч, мой, март.)
5. -Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. А сейчас давайте поиграем в игру «Есть – нет.» Я начну, а вы продолжайте.
Логопед: «У меня есть марка». Следующий ребёнок: «У меня нет марки, но зато есть миска». И так далее: «У меня нет миски, но зато есть …».
Динамическая пауза «Как живёшь?»
Как живёшь – Вот так! (Большой палец вверх)
Как плывёшь? – Вот так! (выполняют соответствующие движения)
Как бежишь? – Вот так! (--- // ---)
Вдаль глядишь? – Вот так! (ладонь козырьком над бровями)
Ждёшь обед? – Вот так! (подпереть щёку кулачком)
Машешь вслед? – Вот так! (помахать)
Ночью спишь? – Вот так! (ладошки «лодочкой» под щёку)
А шалишь? – Вот так! (Хлопнуть ладошками по надутым щекам)
6. - Ребята, давайте определим, какие звуки и где слышатся в названиях ваших картинок. Возьмите модели слова и с помощью синих и зелёных кружков покажите, где находятся звуки М и Мь.
7. - Дети, скажите, а что мы ещё можем сделать с помощью синих, зелёных и красных кружков? (Составить звуковые схемы). Я предлагаю мальчикам составить звуковую схему слова «маки», а девочкам – «мама». (Дети составляют звуковые схемы).
-Проверьте друг у друга, правильно ли вы справились с заданием. Если кто-то ошибся, помогите своему товарищу. (Дети проверяют друг у друга правильность составления звуковых схем.)
- Вы прекрасно всё выполнили!
8. - Посмотрите на мольберт, кого вы видите? (Дети отвечают, что видят изображения трёх человечков: первый идёт, второй бежит, третий медленно «плетётся.») С помощью этих человечков мы с вами и мамами сейчас проговорим скороговорку «Мама с Машенькой гуляли и малинку собирали». Если я покажу первого человечка – скороговорку произносим в спокойном темпе, второго – в быстром, а третьего – в медленном.
(Предлагаю детям произнести скороговорку в спокойном темпе, а мамам сначала в быстром, а потом в медленном).
- Все молодцы!
9. - Дети, какой буквой мы обозначаем оба звука М и Мь? (Ответы детей). Выложите букву М из разноцветных палочек, которые лежат у вас на столах. (Дети выполняют задание).
- Дорогие мамы, посмотрите, какие красивые, разноцветные буквы выложили ваши дети!
10. - А ещё мы знаем стихотворение про букву М. Сейчас мы его повторим и одновременно будем массажировать ладошки шариками су-джок, а мамы нам будут помогать и перекатывать в ладонях грецкие орехи. Катаем шарики и орехи сначала по кругу, а потом вдоль ладошек и говорим:
Палочка и палочка,
А между ними – галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М!
А теперь, дети, откройте кассы букв и составьте уже знакомые вам слова «мама», «маки». (Дети выкладывают заданные слова из букв разрезной азбуки.) Проверяем правильность выполнения, читаем слова.
11. - Ребята, о самом дорогом нашему сердцу слове «мама» я хочу, чтобы вы послушали небольшое стихотворение:
На свете добрых слов живёт немало,
Но всех важнее и нужней одно:
Из двух слогов, простое слово – «МАМА»,
И нет на свете слов, дороже, чем оно!
И сейчас, в конце нашего занятия, давайте встанем, и каждый скажет для своей мамочки самые ласковые слова.
(Занятие завершилось трогательным моментом, когда мамы со счастливыми улыбками слушали своих детей, а варианты добрых слов даже трудно перечислить. Одни из самых задушевных – Лизы Р. : «Мамочка, я тебя люблю, ты самая красивая. Я хочу, чтобы ты никогда не болела, и жила долго-долго!»)