Колесник Евгения Валентиновна
НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое часов»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в подготовительной к школе группе
Задачи:
1. Продолжать формировать представление о понятии «время».
2. Закреплять представления о видах часов.
3. Уточнять представления о стрелках часов, умение их различать.
4. Закреплять умение определять время с точностью до часа, до получаса
5. Формировать представление о способах измерения времени в прошлом, до появления часов.
6. Уточнять представления о песочных часах.
Материал:
Публикация «НОД в подготовительной к школе группе „Путешествие в прошлое часов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Демонстрационный: иллюстрация «солнце», стакан с водой, песочные часы (1 минутные, иллюстрация «огонь».
Раздаточный: разрезные картинки на тему «Виды часов» (настольные, наручные, электронные, вокзальные, будильник, настенные, макеты часов,
Ход:
В: Ребята, послушайте две загадки и отгадайте про что они:
Без ног, без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
Вчера было, сегодня есть и завтра будет.
Д: Это время
В: Правильно. А что вы знаете про время?
Д: Время нельзя увидеть глазами, потрогать руками. Время нельзя остановить, оно всегда движется вперед, его нельзя вернуть.
В: А можно ли измерить время?
Д: Да.
В: А зачем человеку знать, сколько сейчас время?
Д: Чтобы никуда не опаздывать. Все успевать делать.
В: Правильно. И люди придумали такой предмет, который показывает нам точное время. Назовите его.
Д: Это часы.
В: Правильно. Люди придумали много разных видов часов. Подойдите к столам и соберите из разрезных картинок виды часов.
Дети собирают и воспитатель просит детей назвать какие часы у них на картинке.
Д: У меня настольные часы, у меня наручные, у меня электронные, у меня вокзальные, и т. д.
В: Вот сколько часов придумали люди. Что есть у всех часов, кроме электронных.
Д: Циферблат и стрелки.
В: Расскажите мне о стрелках?
Д: Они разные. Одна длинная, называется минутная стрелка. Другая короткая, называется
часовая стрелка.
В: Какая стрелка движется быстрее, а какая медленнее?
Дети отвечают.
В: А теперь назовите мне время на своих часах, которые вы собрали из разрезных картинок.
Дети определяют время на часах с точностью до часа.
В: Сережа, а почему ты решил, что твои часы показывают ровно три часа?
Д: Потому что большая минутная стрелка стоит на 12, а маленькая часовая – на цифре 3.
Воспитатель спрашивает еще 2-3 детей.
В: Молодцы! А сейчас я буду читать вам стихотворение «Шла корова», а вы будете на макетах часов устанавливать время, про которое говорится в стихотворении. Возьмите макеты часов.
Шла корова в полвторого (дети устанавливают стрелки на макете часов)
Жеребенка встретила в половине третьего (устанавливают стрелки на макете часов)
А котенка пестрого – ровно в полчетвертого (устанавливают стрелки на макете часов)
Козлика рогатого – в половине пятого (устанавливают стрелки на макете часов)
А теленка - несмышленка, озорного, дорогого
А теленочка корова повстречала в полвосьмого! (устанавливают стрелки на макете)
Уложила спать его только в полдесятого! (устанавливают стрелки на макете часов)
(Э. Мошковская)
В: Молодцы! Скажите, как вы располагали минутную стрелку на своих часах?
Д: ставили ее на цифру 6.
В: А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Часы».
В: Руки на поясе, наклоняемся в стороны и произносим «Тик-так, тик-так, Ходят часики вот так». А сейчас наши руки-стрелки сломались. Покажем, что они нуждаются в ремонте. (Дети делают произвольные движения руками.) Нас отремонтировали. Мы снова – часы. (Дети наклоняются и произносят «тик-так, …».) Игра проводится 3 раза.
В: А как вы думаете, как люди определяли время раньше, когда не было часов?
В: Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами отправимся в путешествие прошлого часов.
Воспитатель и дети подходят к мольберту, на котором изображено «солнце».
В: Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце – значит пора вставать, и так до вечера. И вдруг человек обратил внимание на то, что тени от предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца. Смотрел человек, как тень по кругу бегает, и придумал часы (показывает картину) : вкопал в землю столб, а вокруг него начертил круг и разделил его на 12 равных частей. Каждая часть равнялась одному часу. Ходит по небу солнце – ходит по площадке тень и как часовая стрелка, показывает время. Назывались эти часы солнечными. Как вы думаете, всегда ли человек мог ими пользоваться? Почему?
Д: Нет, потому что этими часами можно пользоваться только в солнечный день. Нет солнца, значит нет тени.
В: Правильно. И это было очень неудобно. Пойдемте к столу и узнаем как люди по-другому определяли время.
Воспитатель и дети подходят к столу, на котором стакан с водой.
В: Ребята, что вы видите? Все вы знаете, что вода течет. А вы слышали когда-нибудь такое выражение: «Время течет? А ведь когда-то время действительно текло и капало. В водяных часах (показывает картинку). В высокий и узкий стеклянный сосуд с дыркой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Поплавок со стрелкой поднимался. На стенках сосуда были сделаны черточки-отметки, показывающие, сколько времени прошло с тех пор, когда в сосуд налили воду. Как вы думаете, удобными были такие водяные часы?
Дети отвечают.
В: Да, такие часы конечно работали не только в солнечный день, но и в ненастье, и ночью.
Но они также оказались неудобными, потому что требовалось постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Пойдемте дальше и узнаем какие еще часы придумали люди.
Воспитатель и дети подходят к столу, на котором стоят песочные часы (1 минутные)
В: Эти часы вам уже знакомы. Мы часто пользуемся ими в группе. Как они называются?
Д: Песочные часы.
В: Как они устроены?
Д: Два стеклянных пузырька соединены вместе, внутри насыпан песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит прошла 1 минута. Часы переворачивают и счет времени продолжается.
В: Правильно. Но песочные часы бывают не только 1 минутные, но и 2-х минутные и 3-х минутные и 5-ти и 10-ти минутные. Они отличаются размером и количеством песка.
На песочных часах всегда отмечено за сколько минут высыпается весь песок. Где люди пользуются песочными часами?
Д: В больнице. По этим часам больные получают лечебные процедуры.
В: Пойдемте дальше и узнаем какие еще часы придумали люди.
Воспитатель и дети подходят к мольберту, на котором картинка с изображением огня.
В: В давние времена люди пользовались и огненными часами. Были такие часы-свечи (показывает картинку). Брали огромную свечу, делили ее на 24 равные части (по количеству часов в сутках, нанося черточки-полоски. Свечу поджигали и она горела весь день. Выходит, про время можно сказать, что оно не только течет, но еще и «сгорает». А еще размеченная свеча служила людям «будильником». В определенном месте люди втыкали булавку, к которой привязывали грузик - тяжелый предмет. Когда свеча догорала до этого места, грузик падал на металлический поднос или просто на пол – это означало прошел определенный отрезок времени. Такие особые часы - будильник использовали люди, совершая трудный и долгий путь в горах. Людям приходилось делать привалы, ночевать в горах. И такие часы будили путников.
В: Люди придумали и другие будильники. О них я вам расскажу в следующий раз. А наше путешествие подошло к концу. Скажите о каких часах вы сегодня узнали? Какие часы вас удивили?
Дети отвечают.
В: Может быть когда-нибудь, кто-нибудь из вас придумает новые часы, которых еще нет на свете.