Людмила Веренич
Конспект НОД в области познания, коммуникации и художественного творчества с детьми старшей группы «Зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Пейзаж «Зимний лес»
Воспитатель: Веренич Людмила Леонидовна
Цель:
-развивать у детей творчество, фантазию и эстетический вкус.
Образовательные задачи:
- закрепить знания о жанре живописи – пейзаж;
- дать понятие, как художник передаёт свой замысел путем использования цвета, тонов и оттенков в зависимости оттого, что изображает;
Публикация «Конспект НОД в области познания, коммуникации и художественного творчества с детьми старшей группы „Зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние поделки
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- совершенствовать навыки связной речи (выразительно читать стихотворения, отвечать на вопросы воспитателя распространенными предложениями, составлять творческие рассказы по картине дома и рассказывать их детям)
-закреплять умение изображать пейзаж зимнего леса по воображению.
Развивающие задачи:
- развивать у детей эстетическое восприятие, эмоционально откликаться на художественный образ в картине.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любознательность и художественный вкус.
Развивающая среда:
-Бумага серого цвета, краски, белая краска, кисти, мольберты.
-Картина - пейзаж «Зима» Шишкина.
-CD-проигрыватель, CD-диск с записью звуков леса.
Предварительная работа: Наблюдение природы зимой, рисование вне непосредственно организованной деятельности. Рассматривание репродукций картин: пейзаж Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» и «Весна. Большая вода», Иван Иванович Шишкина «Зима» и «Рожь». Заучивание песен и стихотворений о зиме.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Послушайте загадку:
Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней
Или сад и облака
Или снежная равнина
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется… «пейзаж»
- Что такое пейзаж?
( Пейзаж изображает природу в разные времена года: зиму, весну, лето и осень.)
Воспитатель:
- Правильно! Мы с вами очень ждали прихода красавицы- зимы. Наблюдали, как падал снег, рассматривали изящные, резные снежинки, снег пушистым белым ковром покрыл всю землю, деревья, дома. Художники, поэты и композиторы любуются этим временем года. Зима раскрывает перед ними свои тайны, и они рассказывают нам о том, что они видят, слышат и чувствуют. Кто расскажет стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»?
(Рассказывают дети)
Зимнее утро
А. С. Пушкин
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Воспитатель:
- Вы рады приходу зимы?. Давайте мы как будто бы отправимся в сказочный лес и посмотрим, как она там по хозяйничала.
Физ. минутка
Как на горке – снег, снег. – медленно поднимают руки вверх
И под горкой - снег, снег – медленно приседают, опускают руки
И на елке – снег, снег – встают, поднимают руки
И под елкой – снег, снег – приседают и опускают руки
А под елкой спит медведь – на цыпочках бегут по кругу
Тише, тише… не шуметь!
И. Токмакова
(Воспитатель открывает картину И. И. Шишкина «Зима»)
Воспитатель:
- Осмотритесь кругом, прислушайтесь. Что вы слышите?
(Воспитатель включает запись звуков леса (Ответы детей)
Воспитатель:
-Тишина! Только кое-где от мороза потрескивает кора деревьев. Посмотрите на этот лес и расскажите о нем.
(Ребенок рассказывает творческий рассказ по картине, приготовленный заранее дома)
- Большой, дремучий, непроходимый еловый лес холодным морозным утром. Мы стоим очень близко к елям, поэтому вершин не видно. Перед нами только огромные коричневатые стволы. Огромные ветви расположены высоко. Внизу под снегом упавшие старые ели и маленькие елочки покрыты слегка коричневым, кремово - белым, а в глубокой тени- голубоватым снегом. В центре картины среди деревьев просвет, луч солнца освещает поляну, окрасив деревья в желтоватые тона. От этого снег на земле кажется еще голубее. В просвете на ветке ели видна ворона. Она, как и деревья покрыта снегом, словно заснула, задремала.
Воспитатель:
-Как образно и красиво рассказал о картине Иван Ивановича Шишкина «Зима» Игорь. В живописном пейзаже истинного мастера перед нами предстает природа. А какое стихотворение И. Сурикова «Зима» мы с вами учили?
(Рассказывают дети)
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес – что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Воспитатель:
- Пора и домой возвращаться. Раз, два, три- повернулись и обратно мы вернулись! Вот мы и дома.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель:
- Представите, что вы тоже художники и нарисуйте свой зимний лес, свою сказку о зиме-красавице и дайте пейзажу название. Перед тем как мы с вами начнём рисовать, давайте разогреем наши пальцы, что бы они хорошо потрудились
(физ. минутка) :
В прятки пальчики играли
И головки убирали
Вот так, вот так
Так головки убирали.
(Дети рисуют, воспитатель обращает внимание на правильность изображения деревьев и кустарников, использование цвета красок, композицию рисунка, аккуратность в работе. В конце деятельности одобряет старание детей, находит выразительные сюжеты и колоритные образы)
Воспитатель:
- Посмотрите на замечательные пейзажи и попытайтесь составить рассказ о том, что вы изобразили, опираясь на схему рассказа:
- Как называется пейзаж?
-Что изображено?
-Какие цвета использованы для рисунка? Почему?
(в ходе анализа работ использую стихотворения)
А. С. Пушкин
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
Б Капетя
Белоснежка, белокрыла
Наша зимушка-зима
Все прилежно побелила
И деревья и дома.
В Фетисов
Заготовила зима
Краски все для всех сама.
Полю- лучшие белила.
Зорям- алые чернила.
Всем деревьям- чистые
Блестки серебристые.
(По окончании, составляем из пейзажей свою «картинную галерею».)
Настя Иванова: «Пейзаж называется «Зимний лес». Я нарисовала много елочек. Они все в снегу и земля в снегу. Небо чистое. Я рисовала белой, синей, коричневой, зеленой краской, потому что это зима.»
Диана Титаренко: «Мой пейзаж называется «Белая береза». Все кругом белым-бело замело снегом и растет одна береза. А там далеко начинается лес. Его плохо видно, поэтому я нарисовала его мазками серого цвета.»
Ваня Победенный: «У меня получились «Снежные горы», так пейзаж называется. А на горах растут деревья, но они очень маленькие, потому что далеко. Я рисовал синей, черной и белой краской. Так мне нравится»
Алеша Гузиев: «Я нарисовал «Зимушку» : речку покрытую льдом, деревья, ивушки, заснеженные стоят. Солнышко садится. Скоро будет темно. Я рисовал белой, черной и красной краской, снег бело-розовый от солнышка»