Елена Горюнова
НОД «В гости к дедушке Тимошке»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила:
Музыкальный руководитель:
Горюнова Елена Владимировна
Высшая квалификационная категория
.
Цель: Приобщать дошкольников к русскому фольклору. Развивать творческие способности детей, инициативу, самостоятельность.
• Воспитывать позитивное отношение к народному творчеству.
• Прививать культуру слушания музыки; учить определять характер мелодии, высказываться о ней.
• Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования.
• Формировать музыкальные способности, развивать музыкальную память детей.
Публикация «НОД „В гости к дедушке Тимошке“» размещена в разделах
• Совершенствовать навыки музицирования на детских народных музыкальных инструментах.
Материал и оборудование: музыкальный центр, компьютер, большой экран, проектор, набор для рисования: альбомные листы, гуашевые краски, кисти, стаканчики с водой.
Ход занятия
Под звучание русской народной мелодии дети входят в зал.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня почтальон принес в детский сад необычное письмо. Посмотрите, какой яркий, расписной конверт! Давайте же посмотрим, кто нам его прислал! (читает письмо).
Здравствуйте, ребятишки,
Озорники и шалунишки!
Я – дедушка Тимошка
Из деревни Гармошка.
В гости вас к себе зову,
Где живу – не расскажу!
Музыкальные заданья
Ждут вас на пути ко мне.
Если трудности пройдете,
То ко мне вы и придете!
- Ну что, ребята, готовы в путь? А трудностей не боитесь?
Путешествие, ребята, не удастся без труда.
Отвечайте дружно, хором: вы к труду готовы?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Смотрите, здесь какой-то клубочек лежит… (берет в руки клубочек, который «пытается вырваться» из рук). Да он какой-то непростой, наверное, волшебный! Может, он нам путь и укажет?
Ты, клубок, вперед беги,
Нам путь –дорогу покажи!
Музыкальный руководитель направляет клубок в сторону стоящей впереди игрушки матрешки.
Музыкальный руководитель:
Смотрите, ребята, стоит матрешка.
Может, она из деревни Гармошка?
Верно! Вот и первое заданье, требует оно вниманья!
Зачитывает задание, которое извлекает из матрешки:
Много музыки народной
Сочинили на Руси.
Вам- мелодию узнать,
Да про ее характер дружно рассказать!
Звучит аудиозапись русской народной мелодии «Ах вы, сени, мои сени».
Музыкальный руководитель: Ребята, кто из вас узнал эту мелодию? Как она называется? Почему она русская народная? (сочинил народ). А что можно сказать о характере этой мелодии? (звонкая, радостная, задорная, ритмичная, плясовая, громкая, веселая).
Музыку можно не только послушать, но и нарисовать! Музыкальные звуки могут быть разного цвета: легкими, прозрачными, нежными, а могут быть яркими, насыщенными. Можно нарисовать музыку разными линиями: прямыми, волнистыми, зигзагами, спиральками. А можно нарисовать музыку яркими красочными пятнами. Давайте мы с вами попробуем нарисовать прослушанную мелодию, а потом подарим свои музыкальные рисунки дедушке Тимошке. Я думаю, что ему это очень понравится!
Дети подходят к столам, на которых разложено все необходимое для работы.
Музыкальный руководитель: Возьмите в руки кисточки, подумайте, какими красками вы нарисуете свой музыкальный рисунок. Работать нужно аккуратно и быстро, потому что у нас еще много заданий впереди!
Дети приступают к работе, на фоне повторного звучания мелодии «Ах вы, сени, мои сени».[/b]
Музыкальный руководитель:(рассматривает выполненные работы) Замечательно у вас все получилось! Я думаю, что дедушка Тимошка удивится и порадуется, потому что мы не только узнали мелодию, но и смогли ее нарисовать!
Но прежде чем идти нам дальше,
Предлагаю поразмяться!
Пальчиковая гимнастика «Маланья»
У Маланьи, у старушки Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.
Жили в маленькой избушке Сложить руки углом, показывая «избушку».
Семь сыновей Показать семь пальцев
Все без бровей Очертить брови пальцами
Вот с такими ушами Расставленные в стороны ладони поднести к ушам.
Вот с такими носами Показать длинный нос двумя ладонями с расставленными в стороны пальцами
Вот с такой головой Очертить большой круг вокруг головы
Вот с такой бородой Показать руками большую окладистую бороду
Они не пили и не ели Развести руки в стороны, отрицательно качая головой
На Маланью все глядели Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами
И все делали вот так! Притопывая, кружатся на месте, покачивая головой.
А теперь нам в путь пора,
Все за мною, детвора!
Клубочек приводит детей ко второй матрешке, в которой спрятано второе задание.
Музыкальный руководитель: (зачитывает)
Музыкальные загадки ждут вас на пути ко мне.
Нужно песню отгадать и название сказать!
Музыкальный руководитель: Я думаю, ребята, что мы и с этим заданием справимся: ведь мы тоже русские народные песни любим и поем! Я проиграю вам мелодию песни, а вы постарайтесь ее узнать.
Музыкальный руководитель проигрывает музыкальную фразу песни «Во кузнице».
Дети узнают и называют песню. Музыкальный руководитель предлагает всем исполнить куплет песни.
Вторую песню «Во поле береза стояла» дети узнают по прохлопанному ритмическому рисунку.
Третью песню «Как у нас-то козел» дети узнают по вступлению, а затем также исполняют один куплет.
Музыкальный руководитель: Я думаю, что вы достойно справились и с этим заданием. Что же ждет нас впереди?
Ты, клубок, вперед беги,
Путь-дорогу покажи!
Из следующей матрешки музыкальный руководитель достает очередное задание, зачитывает его:
Музыкальные вопросы
Приготовил я для вас.
Если справитесь с заданьем,
То увидите ответ!
Игра – презентация «Что я знаю о русской песне»
(Дети присаживаются на ковер, повернувшись лицом к экрану. )
Вопросы и задания викторины:
1. Какую песню поет мама своему ребенку перед сном?
(Потешку, закличку, колыбельную)
2. Какое название носит специальная рождественская песня?
(Частушка, веснянка, колядка)
3. Продолжите стихотворение:
День рожденья отмечай
Песней русской…
(«Каравай», «Запевай», «Поздравляй»)
4. Какие песни в старину исполнялись под звучание гуслей – старинного музыкального струнного инструмента?
(Былины, колядки, частушки)
5. Что в праздник Троицы девушки с пением украшали ветками березы?
(Крышу, крыльцо, колодец)
6. Как называется русский танец в кругу?
(«Яблочко», «Барыня», хоровод)
После каждого правильного ответа на экране появляется соответствующая картинка, подтверждающая правильный ответ.
Музыкальный руководитель: Ай - да молодцы, ребята, замечательно справились!
За клубочком все пойдем
Новое задание быстро мы найдем!
А вот и еще одна матрешка. Что же мы на этот раз должны сделать?
(зачитывает задание)
А сейчас, мои друзья,
Поплясать пришла пора!
Музыкальный руководитель: Танцевать мы любим и умеем! Давайте покажем наш любимый танец «Приглашение».
Стоя в кругу, дети исполняют танец «Приглашение».
Музыкальный руководитель: (обращает внимание детей на стоящий в углу домик) Ребята, я думаю, что мы уже пришли в деревню Гармошка. Может, в этом доме и живет дедушка Тимошка? (стучит по стенке домика) Дедушка Тимошка, выходи, к тебе ребята в гости пришли!
Дед Тимошка: Слышу, слышу, уже иду! Здравствуйте, ребятушки, здравствуйте, касатушки! Уж, если вы ко мне пришли, значит со всеми заданиями справились! Молодцы! Но есть у меня еще один вопрос! Какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете?
Дети называют: трещотка, рубель, коробочка, хлопушка, балалайка, гармонь, бубенцы, деревянные ложки, рогатка с колокольчиками, колотушка, вертяшка, тамбурин, грематуха.
Дед Тимошка: (выносит сундук, открывает его)
Вот они, уникальные - инструменты музыкальные.
Подходите, разбирайте, веселей на них играйте!
И гостей вы приглашайте!
Звучит мелодия русской народной песни «Из-под дуба», дети подыгрывают на русских народных музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель: Наши ребята не только хорошо играют на музыкальных инструментах, но и научились музыку … рисовать! Вот, дедушка Тимошка, наши тебе подарки!
Дед Тимошка: (рассматривает рисунки) Ух ты, здорово-то как нарисовали. Видно, что музыка плясовая – уж больно яркие да веселые краски (напевая мелодию песни «Ах вы, сени, мои сени», приплясывает)
Дед Тимошка: Вот спасибо вам, ребята, что в гости ко мне пришли, своими знаниями и умениями порадовали!
Музыкальный руководитель: И я хочу вас похвалить, вы так старались сегодня, ребята! А еще я хочу подарить вам солнечный лучик и свою любовь.
На носочки встану, лучик достану,
К сердечку прижму, вам пошлю!
Давайте и нашим уважаемым гостям подарим солнечные лучики и свои улыбки! (дети повторяют, обратившись к гостям).
Под звучание веселой русской народной мелодии (аудиозапись) дети выходят из зала.