Альбина Ибраева
НОД Тема: «Озеро Сибири — Байкал»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомления с озером Сибири- Байкал.
Задачи:
Обучающие задачи:
-учить детей находить о. Байкал на карте;
- познакомить с эндемиками озера Байкал - нерпой и голомянкой, внешним видом, образом жизни;
Развивающие задачи
-развивать познавательный интерес к уникальному озеру Сибири – Байкалу.
-развитие у детей экологического мышления и образного представления;
Публикация «НОД Тема: „Озеро Сибири — Байкал“» размещена в разделах
-формирование основных экологических понятий.
- развивать связную речь;
Воспитательные задачи:
-подвести детей к осознанию необходимости бережного отношения к природе родного края;
-воспитывать любовь и гордость к Сибирскому краю.
Предварительная работа:
-просмотр видеофильма “Байкал”,
-чтение “Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу.
-Маленькая энциклопедия Сибирячка” С. Н. Асламова,
Ч-тение и заучивание стихов об озере Байкал,
-дидактические игры “Найди озеро Байкал среди других ”, “Рыбаки”, “Верно – неверно”,
-посещение лимнологического музея.
Материал и оборудование: макет озера Байкал, фотографии нерпы, голомянки, разрезные картинки с изображением обитателей озера, чешуя рыб, увеличительное стекло, бумага тёмного цвета.
Ход занятия
Ребята! Сегодня мы с вами отправляемся на берег самого большого озера нашего края. Как называется это озеро?
Давайте вспомним, что мы знаем об озере Байкал.
- Сколько лет озеру?
- Какая река вытекает из озера?
- Какие ветры озера Байкал вы знаете?
Психогимнастика.
Давайте закроем глаза и представим, что мы стоим на берегу озера ( звучит музыка: шум прибоя). Плещут волны, слышно как они ударяются о камни, разбиваются на мелкие брызги и с тихим шёпотом откатываются назад. Ярко светит солнышко, его тёплые лучи ласкают наши лица и яркими бликами играют на воде. Откройте глаза.
Мы с вами на берегу озера Байкал. Присядьте на нагретый солнцем песок и послушайте рассказ об обитателях озера. Дети садятся вокруг макета озера. Рассказ сопровождаю показом фотографий.
Одним из загадочных обитателей озера является нерпа. Нерпа - это тюлень, живущий в пресной воде. На берегу, нерпа передвигается с трудом, шагом человек может её догнать, зато в воде ловкая и быстрая. Нерпа прекрасно плавает и ныряет. Дышит она воздухом, поэтому каждые 8-12 минут поднимается к поверхности воды, набирая в лёгкие воздух. Пищу зверя составляют рыбы (бычки и голомянка). Зимой большинство нерп ведут одиночный образ жизни. Чтобы добывать корм они устраивают себе лунки во льду – продухи. Продухи нужны чтобы дышать воздухом, ведь зимой Байкал покрыт льдом. В марте, в снежном логове среди торосов льда нерпа рождает 1-2 детёнышей. Первые дни нерпята белого цвета, а через месяц – серебристо серые. Белых нерпят называют бельками. Бельки незаметны на льду, благодаря своей белой шкуре. Мама-нерпа плавает, ловит рыбу, но обязательно выходит на лёд покормить детёныша молоком. Подрастая, нерпёнок учится плавать, нырять, ловить рыбу. У нерпы ценится шкура, идущая на меховые изделия. Добыча нерпы строго ограничена.
Динамическая пауза. Изобразить, как нерпа плавает, ныряет, лежит и греется на солнце.
Составление описательных рассказов о нерпе с использование схемы
План рассказа.
- Как называют? Какого цвета?
- Нерпа - это рыба, птица или зверь? Почему?
- Строение нерпы.
- Где живёт? Чем питается?
- Как называют детёнышей? Почему?
- Какую пользу приносит?
Знакомство с голомянкой
Продолжаем, знакомится с обитателями озера.
Что за рыбка невеличка,
Меньше вашей рукавички.
Бледно-розова, нежна –
Студена вода, нужна.
А на солнце рыбка тает.
Рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка иностранка.
Это рыбка… (Голомянка)
Демонстрирую фотографию.
Голомянка красивая рыба. Она бледно- розового цвета с отливающими всеми цветами радуги перламутровыми бликами. Тело голомянки голое, без чешуи. Голомянка холодолюбивая рыба, живёт на больших глубинах. Она не мечет икру, а производит на свет живых мальков.
Нерпа и голомянка – эндемики Байкала, значит, живут только в озере Байкал.
Динамическая пауза
А мы к озеру спустились, Дети идут к центру круга.
Наклонились и умылись. Наклоняются, трут лицо руками.
Раз, два, три, четыре - Изображают, что брызгают себе водой в лицо.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно. Вновь идут по кругу.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс, Изображают брасс, двигаясь по кругу.
Одной, другой – это кроль. Изображают кроль, двигаясь по кругу.
Вышли на берег крутой Идут по кругу, взявшись за руки.
И отправились домой.
Дидактическая игра “Собери разрезные картинки”
Предлагаю вам населить наше озеро - макет, для этого необходимо собрать его обитателей.
Дети собирают разрезные картинки с изображением нерпы, омуля, голомянки, осётра, байкальского бычка, окуня, щуки. Нужно собрать картинку и узнать, кто на ней изображён.
Пришло время прощаться с нашим замечательным озером. Дети читают стихотворение.
Байкал
Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал.
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал.
И сам он – величав и вечен
В гранитной раме вырезной.
И весь - до донышка – просвечен,
И весь - до капельки - родной.
М. Сергеев
Тот, кто хоть раз побывал на Байкале, запомнит его навсегда. Он дарит людям радость общения с прекрасной сибирской природой. Хорошо подышать его чистым воздухом, испить студёной байкальской воды. Это уникальное творение природы, национальное сокровище и гордость России. Давайте будем беречь голубую жемчужину с названием Байкал.