Олеся Айтуганова
Конспект НОД «Степи Южного Урала» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Степи Южного Урала
Занятие для подготовительной к школе группы
Программное содержание: Ознакомление детей с понятием «степи», дать сведения о природной зоне «степи», знакомить с животным, природным миром степей Южного Урала. Закрепление умения составлять модель, отражающую цвет, обозначающий природную зону-степь, подбирать картинки с условными обозначениями факторов внешней среды.
Публикация «Конспект НОД „Степи Южного Урала“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Материал: Демонстрационный- проектор, фото с изображением природных зон Южного Урала, картинки с изображением растений степи, диаграмма.
Раздаточный: большие и маленькие карточки с условными обозначениями факторов внешней среды, стрелки, квадрат коричневого цвета, карточки с изображением животных, птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о нашем родном крае. Для начала давайте, вспомним в каком городе мы живём?
Дети: В Магнитогорске.
Воспитатель: Как называется наша область?
Дети: Челябинская.
Воспитатель: А как называется наш край?
Дети: Южный Урал.
Воспитатель: Правильно. Южный Урал включает в себя три природные зоны: горнолесная, лесостепная, степная.
(Показ картинок с изображением этих зон)
Вот мы сегодня и поговорим с вами о степях Южного Урала. Давайте сначала посмотрим на картины и сравним все природные зоны между собой.
(сравнение, ответы детей)
Итак, вопрос: что же такое степи?
Дети: Степи- это территория, где нет гор и лесов.
Воспитатель: Правильно, в основном это поля, луга, равнины больших рек, озера.
В какой из этих природных зон находится город Магнитогорск?
Дети: В степной зоне.
Воспитатель: Верно, он находится в степной зоне. Вблизи нет гор, лесов, есть только лесопосадки, посаженные человеком.
На Южном Урале степи занимают самую большую территорию.
(Показ диаграммы)
Воспитатель: Теперь давайте вместе рассмотрим климатические условия степи. Как вы думаете, степи- это область, где тепло или холодно, много солнечного света или мало, почва богатая или бедная. Но здесь очень маленькая влажность, снежный покров зимой достигает всего 24-30 см.
Вот мы и обсудили все факторы внешней среды, характерные для степи и исходя из этого сейчас определим какие животные могут жить в степи.
Задание: дети за первым столом отбирают зверей, за вторым- птиц, за третьим- насекомых, земноводных, пресмыкающихся. Только будьте внимательны, потому что, среди животных степи могут попасться животные других природных зон.
(Когда дети приготовятся, один ребёнок с каждого стола показывает картинки с изображением животных, живущих в степи)
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием, а теперь давайте немного отдохнём. Раз мы с вами сейчас говорили о животных, то и физминутка будет о животных.
Физминутка «Зверята»
У нас славная осанка
Мы свели лопатки
Мы походим на носках
А потом на пятках
Пойдем мягко, как лисята
И как мишка косолапый.
И как серый волк-волчище
И как заинька- трусишка,
Вот свернулся волк в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
Воспитатель: Отдохнули? Давайте продолжим занятие. Теперь мы знаем какие животные живут в степной зоне. А какие растения, травы и цветы растут?
(Показ картинок) Теперь, какие растения вы запомнили? Кроме них растет степной ковыль, овес, пшеница, которые высаживает человек.
Какие растения из перечисленных нами являются лекарственными?
Как вы думаете, дети, а кустарники и деревья растут в степи? Конечно, растут. Из кустарников растут малина, шиповник, акация и др. Деревья в степи тоже есть, но их не так много как в лесу и растут небольшими группами или как их называют колки. Есть березовые и лиственные колки, сосновые боры, осины.
А теперь давайте поговорим, как животные приспосабливаются к жизни в степи. Безлесье заставляет многих животных, особенно грызунов, жить в норах. Норы- это убежище от летнего зноя и зимней стужи, хранят и оберегают от врагов запасы корма. У копытных (косули) развило способность к быстрому передвижению и стадности. Стадность облегчает защиту слабых членов стада от хищников. Наряду со скоростью стадные копытные вынуждены обладать и выносливостью. К этому их обязывают длительные переходы, быстрые перемены погоды, заставляющие подолгу оставаться без корма. Маломощный снежный покров делает доступным растительный корм и зимой.
В конце нашего занятия мы с вами составим модель степи и факторов внешней среды. Для начала нам надо выбрать цвет, обозначающий степь.
Давайте закроем глаза и представим бескрайнюю степь- это поля, луга, очень мало деревьев. Представим высокое голубое небо с редкими белыми облаками. Представьте себе огромное поле на котором колосится пшеница. Это настоящее море, только не синее от воды, а золотое. Колоски блестят на ярком солнце. Вот подул легкий ветерок и словно волны прокатились по полю, словно побежали золотые, желтые полоски.
Открывайте глаза и назовите цвет, с которым у вас ассоциируется степь. Правильно, это желтый цвет. Теперь, все составляют модель на местах, один у доски.
(Обсуждение модели вместе с детьми)
А сейчас подведем итог занятия. О какой природной зоне мы сегодня говорили? Что нового узнали, чем занимались?
Молодцы, мне очень понравилось как вы занимались, хорошо справились с заданиями. На этом наше занятие окончено.