Елена Авдиенко
НОД «Солнце светит всем» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
НОД "Солнце светит всем!"
Цель: воспитание толерантного отношения друг к другу.
Задачи:
- дать представление о людях с особенностями здоровья, о детях страдающих аутизмом;
- расширить представления о дружбе, о взаимоотношениях в коллективе и между людьми;
- развивать речь детей, умение внимательно слушать литературное произведение;
- воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимопомощь, уважительное отношение к людям.
Публикация «НОД „Солнце светит всем“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; познавательное развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня я хочу с вами поговорить о наших достижениях, о наших талантах, и о том, как нужно относиться к другим людям. Но сначала послушайте мою сказку:
". Жила-была в одном лесу удивительно красивая птичка, так ее и звали "Самая красивая". Когда она была еще птенчиком, уже тогда все восхищались ее красотой. Каждый день она слышала какие красивые у нее перышки, какие красивые у нее глазки, какой замечательный у нее клювик. И стала птичка думать, что она лучше всех в лесу.
Однажды на ветку у домика присел воробышек и захотел с ней поговорить, но ответила ему птичка: "Улетай, улетай отсюда, ты такой маленький и невзрачный, я не хочу с тобой разговаривать". И воробушек улетел.
Спустилась к домику птички белочка. Птичка увидела и начала прогонять белку: "Уходи от меня, уходи. Ты скачешь с ветки на ветку целый день, на твоем хвостике облетевшие листочки, они попадут на мои крылышки и они уже не будут самыми красивыми". Белочка ничего не сказала и спрыгнула на другое деревце. Наша птичка умела еще очень красиво петь.
У нее был замечательный голосок и звучал он как множество переливных колокольчиков.
Однажды утром птичка запела, ее пение услышала синичка, и так ей захотелось подпеть певунье. Но Самая красивая рассердилась: "Как ты можешь портить мое идеальное пение. Улетай быстро отсюда".
Вот так и жила Самая красивая. Никто ей не нравился, никого она не любила.
Но однажды случилась в мирном лесу беда, забежала лисица из соседнего леса. И кого же она увидела в первую очередь, да, конечно самую яркую птицу в лесу, которая никогда не пряталась и красовалась перед всеми целыми днями. Лисица дождалась, когда птичка спуститься пониже и схватила ее. Понесла лисичка нашу птичку в свою нору, как ни звала птичка кого-нибудь на помощь, никто не откликнулся. Так и не стало самой красивой птички в лесу.»
Вот такая сказка. А как вы думаете, почему никто не стал помогать птичке?
(ответы детей, предположение, что все на нее обиделись)
Воспитатель
Да, правильно, Птичка не хотела ни с кем дружить, она считала себя лучше всех, и поэтому не оказалось у нее друзей в то время, когда ей понадобилась помощь. А как же нужно вести себя, чтобы у тебя был друг?
( ответы детей: помогать друг другу, уважать друг друга)
Мы все бываем разные, кто-то умеет хорошо петь, кто-то танцевать, а кто-то рисовать. У всех свои таланты и красота. Но никогда нельзя унижать и обижать тех, кто не имеет каких-то ваших достоинств или талантов. Ведь это человек может уметь что-то лучше вас. Нужно уважать друг друга, поддерживать друг друга.
Воспитатель: Вот однажды одна девочка посмеялась над рисунком мальчика из своей группы, он очень старался, но рисунок не получился таким красивым как у нее.
Воспитатель: Как вы думаете, правильно сделала девочка, что посмеялась над рисунком?
- А я думаю, что нужно было поддержать мальчика, может быть даже помочь ему. Вот это было бы правильно.
- А есть люди особенные. Которые плохо видят, плохо слышат или у них нет одной ноги или руки. Таких людей называют инвалидами или людьми с особенностями здоровья.
Воспитатель: Когда вы встречаете таких людей, не надо вести себя как Самая красивая птичка. Каждый человек заслуживает того, чтобы иметь друга, чтобы оценили его достоинства. Не может человек слышать, но он может рисовать красивые картины. Не может он видеть, но он может красиво петь. Не может быть у человека ног, но он может писать замечательные сказки или делать научные открытия. Каждый человек уникален и неповторим.
Воспитатель:
Ребята, 2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Это напоминание нам, что есть люди, которые нуждаются в нашей помощи, защите, уважении, доброжелательности. Сегодня я хочу немного рассказать о таких детях. Аутисты или их еще называют дети дождя.
Этой болезнью страдают чаще мальчики, а девочки болеют редко. Аутисты, очень красивые дети с невероятно проникновенным и взрослым взглядом. Глядя на аутичного ребенка, трудно поверить, что он не может говорить, вести себя так как ведут другие дети. Поведение таких детей отличается от нашего.
Такие дети могут подолгу рассматривать предметы (лопастей вентилятора, кондиционеров). У наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип взглядом» и не может оторваться от предмета.
Могут не проявлять интереса к игрушкам и восхищаться обычными предметами, например, обогревателем или стулом, кроватью. Могут не играть с игрушками обычным способом, но крайне интересоваться какой-то частью игрушки (например, любит крутить колесо у машинки). Ребенок может часто кружиться вокруг своей оси, часто и многократно взмахивать руками.
Могут упорно пытаться есть несъедобные предметы: одежду, простыню, матрас, шторы.
Могут часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед своими глазами.
Бесконечно щелкать выключателем, зажигая и гася свет. Дети страдающие этим заболеванием могут причинить вред самому себе: рвать на себе волосы, сильно стучать головой о твердые предметы, царапать себя.
Мы все любим своих родных мам, пап, дедушек, бабушек дети - аутисты не замечают, дома родители или на работе, ушли куда-то или вернулись домой. Также они не проявляют интерес к играм других детей, не улыбаются в ответ на улыбку, не реагирует на свое имя.
Ребенок с диагнозом аутист внешне не отличается от обычных детей. Однако, посещение торгового центра, поездка на автобусе или такси могут быть для него и его родителей настоящим испытанием. Страхи малыша, который оказался в новой обстановке или которого везут другим маршрутом, иногда выливаются в истерику. Такое поведение характерно для таких детей, но не представляет угрозы для окружающих, не акцентируйте внимание, ничего страшного не происходит.
Лучше предложите маме такого ребенка помощь: понести тяжелые сумки с покупками, присмотреть за другим ребенком пока его успокоят.
Воспитатель:
Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течении занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. Им не нужна ваша жалость, им нужна ваша дружба и помощь. Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат им свою помощь. А вот как мы можем помочь им, я хочу услышать от вас (ответы детей)
Сделать вход и выход, из магазинов, транспорта, предназначенным, для инвалидных колясок.
Помочь перейти дорогу, сходить в магазин.
Помочь убрать квартиру.
Принести продукты.
Помочь перейти через дорогу.
Помогать во всем, быть внимательными.
. Я предлагаю Вам поучаствовать в эксперименте.
Эксперимент «Мир глазами необычных людей».
Детям предлагается минуту прослушать громкий звук шума дороги и смотреть при этом изображения, которые видят аутисты в обычной жизни.
В. – Легко ли было Вам в течение этой минуты?
Д. – Нет.
В. – А теперь представьте, что так постоянно видят и слышат такие дети. Как Вы думаете, какими могут вырасти такие дети? (ответы детей)
В. – На самом деле, у людей с таким расстройством очень часто открываются большие способности. Вот некоторые из них: это известный математик Григорий Перильман, композитор Дмитрий Шостакович, великий физик Альберт Энштейн, и художник Стиве Уилтшир. Ребята, во всем мире принято 2 апреля рассказывать о людях, с расстройством общения, то есть с аутизмом, и одевать в этот день одежду синего цвета. Как Вы думаете, почему именно «синего»?
Д. – Детям нравится синий цвет, и т. п.
В. – На самом деле такое расстройство чаще всего встречается у мальчиков, а цвет мальчишек, как Вы знаете, это синий цвет, потому и решили привлечь внимание именно этим цветом.
В. – Ребята, сегодня мы много говорили о детях и взрослых с ограниченными возможностями, а как Вы считаете, можно ли назвать кого-то из них плохим или хорошим?
Д. - Все мы хоть и разные, но все хорошие.
В. – А давайте поиграем в игру.
Игра "ДЕРЕВО ДОБРА"
Дети на приготовленных листочках пишут добрые слова, которые они дарят окружающим их людям. Затем они прикрепляют листочки с этими словами на дерево. Рассмотрев это дерево все пришли к выводу, что действительно это дерево стало ДЕРЕВОМ ДОБРА.
Воспитатель: Вы согласны с тем, что «Доброта спасет мир»?
Д – Да!
Воспитатель Доброта - вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры. Подойдите ко мне. На столе лежит плакат, давайте вокруг нашей Земли приложим ладошки, которые вы вырезали и подарим свою доброту всему миру.