Татьяна Парфеньева
НОД «Школа грамотного пешехода»
Конспект
организованной образовательной деятельности с элементами ТРИЗ
по образовательной области «Познавательное развитие»
в подготовительной группе
Тема: «Школа грамотного пешехода»
Цель:
Формирование навыков безопасного поведения на улице и дорогах.
Задачи:
Образовательная задача:
1. Уточнить знания детей о правилах дорожного движения для пешеходов.
2. Закрепить знания детей о дорожных знаках, о сигналах светофора.
3. Продолжать формировать представления дошкольников о безопасном поведении на дороге.
Публикация «НОД „Школа грамотного пешехода“» размещена в разделах
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
4. Закрепить умения применять полученные знания в играх и на практике.
Речевая задача:
- учить отвечать на вопросы полным предложением
Развивающие задачи:
- развивать речь, память, мышление, внимание;
- развивать умение выслушать друг друга;
Воспитательные задачи:
- воспитывать культуру поведения на улице, сознательное отношение к выполнению правил безопасного поведения;
- воспитывать ответственность за себя и других.
Предварительная работа:
- рассматривание альбомов по безопасности;
- беседы по безопасности на проезжей части и на улице;
- дидактические игры: «Азбука безопасности», «Опасно – не опасно»
- чтение художественной литературы:
Шалаева Г. «Правила дорожного движения для воспитанных детей» Усачев А. «Правила дорожного движения»
Методические приемы:
1. Организационный момент
2. Проблемная ситуация: беседа - рассуждение «Уроки безопасности». «Школа грамотного пешехода», упражнение «вопрос – ответ»
3. Игра «Помести картинку в нужное окно»
4. Игра ТРИЗ: (прием активизации мыслительной деятельности) «Хорошо – плохо»
5. Динамическая пауза
6. Игра «Красный, желтый, зеленый»
7. Игра «Обведи знак»
8. Игра ТРИЗ: «Ромашка»
9. Игра ТРИЗ (метод мозгового штурма) : «Вопрос – ответ»
10. Рефлексия
Ход организованной образовательной деятельности
1 Организационный момент
Картинка совы на экране ноутбука. Голос Тетушки Совы:
Здравствуйте, дорогие ребята! Звонит вам тетушка Сова. Вы хотите узнать еще больше про правила дорожного движения? Научиться соблюдать правила пешехода на дороге и на улице? Приглашаю вас в «Школу грамотного пешехода» и предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Уроки безопасности на дороге».
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам предлагаю посмотреть фрагмент одного мультфильма. Вы его внимательно посмотрите, а потом мне расскажете, что в нём произошло.
Просмотр фрагмента мультфильма «Уроки безопасности на дороге»
Ребята, что делали мальчик и девочка на улице? Где они стояли? На какой сигнал светофора они переходили по пешеходному переходу? Они правильно поступили? А если бы вы оказались на их месте, на какой сигнал светофора вы бы перешли дорогу? Молодцы.
2 Воспитатель: Ребята, чтобы вы запомнили и научились соблюдать правила ПДД такой ситуации не произошло с нами, я предлагаю вам пройти обучение в школе «Грамотного пешехода».
Звенит звонок.
Прозвенел звонок веселый,
мы урок начать готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать!
Воспитатель: Наш урок начался.
Какие виды транспорта вы знаете? Вывешиваются картинки видов транспорта.
Дети: наземный, водный, воздушный.
Воспитатель: Для чего нужна проезжая часть? Пешеходная часть?
Дети: для движения транспорта, для движения пешеходов.
Воспитатель: Для чего нужен светофор?
Дети: светофор регулирует дорожное движение.
Воспитатель: Что означают сигналы светофора?
Дети: красный – стой, желтый – приготовиться, зеленый - иди
Воспитатель: На какое животное похож пешеходный переход?
Дети: на зебру.
Воспитатель: Кто ходит по тротуару?
Дети: пешеход.
Воспитатель: Верно, переходить дорогу можно только по пешеходному переходу, где есть светофор, знак пешеходный переход. Но бывает и такое, что есть нарисованные полосы перехода на дороге, знак пешеходного перехода, но нет светофора. В этом случае необходимо использовать следующее правило: при движении сначала посмотреть налево, убедиться в отсутствии машин. Дойдя до середины дороги, посмотреть направо. Продолжить путь.
3 Игра «Помести картинку в нужное окно» Воспитатель:
Я предлагаю вам пройти за столы, и выполнить задание «Помести картинку в нужное окно»
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием.
Предлагаю вам следующую игру.
Проходим на ковер, дети встают полукругом.
4 ИграТРИЗ «Хорошо – плохо».
(Назвать хорошие и плохие и фантазийные качества объекта, материал: мяч.
Машина
Велосипед
Светофор
Дорожные знаки
Лежачий полицейский
Постовой или регулировщик
Подземный переход
Пешеходный переход
Надземный переход
5 Динамическая пауза: «Пешеходы»
Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте).
Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (Руки перед собой)
Пешеход, ты погоди (Руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс, улыбка)
Приглашает нас идти (Шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (Хлопки руками)
Пешехода пропустите! (Прыжки на месте)
6 Дидактическая игра: «Красный, желтый, зеленый».
Воспитатель поочередно поднимает разноцветные кружки, дети выполняют движения в соответствии с цветом кружка:
«красный» - дети замирают в разных позах.
«желтый» - дети хлопают в ладоши.
«зеленый» - свободно двигаются по группе.
7 Игра «Обведи знак» : Мы с вами, ребята, уже знаем дорожные знаки, необходимые пешеходу. Посмотрите вокруг, назовите знаки, предназначенные для пешеходов. (в группе на стойках стоят знаки для пешеходов)
Дети: пешеходный переход, осторожно, дети; знак светофора, движение пешеходов запрещено, подземный переход, пешеходная дорожка знак больница, телефон.
Предлагаю вам пройти за столы и выполнить задание «Обведи знак».
Предлагаю вам проверить правильно ли вы выполнили задание. Проверьте друг у друга. Молодцы.
8 Игра ТРИЗ «Ромашка» ( материал: волчок, иллюстрации, сидят в кругу на ковре.
В игре используется волчок, набор картинок с дорожной ситуацией. Ребенок крутит волчок, куда направлена стрелка, ту дорожную ситуацию объясняет. Рассказывает об опасности и что будет потом.
9 Игра ТРИЗ «Вопрос – ответ» Дети проходят на коврик. ( материал: жезл). Представьте, что я – инспектор ДПС. Я хочу узнать, как хорошо и точно запомнили вы правила пешехода.
1. Где люди ждут транспорт? (на остановке)
2. Как на дороге обозначается пешеходный переход? (специальной разметкой – «зебра»)
3. Где должны ходить пешеходы и где должны ездить автомобили? (пешеходы по тротуару, машины по дороге)
4. Кого называют «пешеходом» (человека, который передвигается пешком)
6. Кого называют «водителем» (человека, который управляет транспортным средств
7. Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? (спецмашины – «Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция», «Служба газа»
8. Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? (т. к. транспортные средства не смогут сразу остановиться)
9. Каким машинам разрешается ехать на красный сигнал светофора? (это спецмашины, при проезде на красный сигнал светофора они должны включить звуковой сигнал)
10. На какой сигнал светофора нельзя переходить дорогу?
11. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
12. Что такое подземный переход?
13. Почему нельзя играть на проезжей части?
10 Рефлексия.
Звенит звонок.
Долгожданный дан звонок
И закончился урок!
Воспитатель: Ребята, наш урок закончен. Что вы расскажете своим друзьям и родителям?
Дети: Переходим дорогу на зеленый сигнал светофора. Пользуемся пешеходным переходом. Всегда соблюдаем правила дорожного движения.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения!
Старайтесь быть предельно внимательными, чтобы не доставлять неприятности ни себе, ни близким вам людям.