Анастасия Витченко
НОД с использованием интеллект-карт (подготовительная группа)
«Расскажем Петрушке об осени»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
- обобщить имеющиеся знания детей об осени, ее признаках;
- развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли;
- воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу
Публикация «НОД с использованием интеллект-карт (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Оборудование и материалы: игрушка Петрушка, магнитофон с записью музыки П. И. Чайковского «Осень», большой ватман, клей карандаш, иллюстрации об осенних приметах, перелетных птицах, природных явлениях, животных, фломастеры.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за изменениями в природе; беседы об осени; чтение художественных произведений «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина; разучивание стихов и поговорок об осени; рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы, животных; рисование на занятиях по ИЗО-деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных осенних пейзажей; просматривание мультфильмов об осени.
Ход занятия:
Звучит классическая музыка. П. И. Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Он с бубенчиком в руке,
В сине – красном колпаке.
Он веселая игрушка,
А зовут его… (Петрушка)
Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, он просит у нас помощи. Петрушка своим друзьям хотел рассказать об осени, но оказалось, что он ничего о ней не знает. Давайте ему поможем и расскажем об осени. А чтобы Петрушка ничего не забыл, предлагаю нам составить схему-карту, которую Петрушка покажет своим друзьям.
Дети: Да
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. Наша карта будет располагаться на большом листе бумаги (показываю ватман наклеенный на доску). Как вы думаете, что мы можем прикрепить в центр нашего листа?
Дети: картинку об осени.
Воспитатель: Правильно (прошу одного ребенка приклеить картинку). От картинки мы проведем несколько стрелок и к ним приклеим приметы осени. На столе разложены различные иллюстрации, вам нужно выбрать то, что бывает осенью и прикрепить их на нашу схему (дети разглядывают иллюстрации, рассказывают о выбранной картинке и приклеивают её на ватман).
Воспитатель: молодцы, вы справились с заданием, а давайте более подробно расскажем Петрушке о каждой осенней примете? А начнем с погоды? Как меняется погода Осенью?
Дети: Чаще идет дождь, становится прохладнее, люди одевают теплую одежду, дует сильный ветер.
Воспитатель: Хорошо, мы с вами найдем нужные картинки и прикрепим к нашей карте.
Дыхательная физминутка «Осенние листья»
Дует легкий ветерок –
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
И качает так листок –
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
Дует сильный ветерок –
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
И качает так листок –
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
Воспитатель: А что же изображено на этой картинке?
Дети: Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: Я буду вам загадывать загадки о птицах, кто угадает, получает картинку с изображением птицы и приклеивает ее к нашей карте.
В небе осенью курлычут, За собою в небо кличут. Долго манят нас вдали. Кто скажите?. (Журавли)
Детки домик смастерили И на дерево прибили. Поселился в нем певец. Как зовут его?. (Скворец)
Мать никудышная она, Яйцо подкинула подружке, Умчалась посчитать года, Не зря зовут её. (Кукушка)
Вместе с этой черной птицей К нам весна в окно стучится. Зимнюю одежду прячь! Кто по пашне скачет? (Грач)
На лету хватает мошек, Хвостик - тонкие косицы, Предсказать погоду может, - Вам знакома эта птица. (Ласточка)
Может плавать и нырять, В небе высоко летать. Мне скажи через минутку. Что за птица? Знаешь? - …. (Утка)
Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали всех птиц. А что же обозначает эта картинка?
Дети: Люди собирают урожай.
Воспитатель: А какие дары осень приготовила для людей?
Дети: Овощи, фрукты, ягоды, грибы.
Воспитатель: Все правильно. Давайте мы их с вами под стрелочками нарисуем. (выбираю детей и они по очереди рисуют фрукты, ягоды и овощи)
Воспитатель: Какие красивые овощи, фрукты, ягоды, грибы у вас получились.
Физминутка «Мы – листики осенние»
Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
И осталось у нас последнее задание. Нужно рассказать Петрушке о последней картинке. Что же на ней изображено?
Дети: Звери осенью готовятся к зиме.
Воспитатель: Правильно, а кто может назвать и рассказать какие звери и как готовятся осенью к зиме?
Дети рассказывают о медведе, зайце, ежике, муравьях, белке. Воспитатель дает иллюстрации с животными, о которых они рассказывают, и они их приклеивают на ватман.
Воспитатель: Смотри Петрушка, какая замечательная карта об осени у нас получилась. Тебе нравится?
Воспитатель: Каждый постарался на славу. Петрушке очень понравилась наша карта. Он всех благодарит, за помощь. Ему хочется побыстрее побежать к своим друзьям и рассказать об осени. Давайте ему подарим нашу карту и скажем до свидания.
Дети: До свидания, Петрушка.