Дьякова Ирина
НОД с детьми старшей логопедической группы «Традиции и обычаи русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Традиции и обычаи русского народа
Коррекционно-образовательные задачи:
уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Традиции русского народа» (традиция, Россия, страна, Родина; прекрасные, добрые, смелые, сильные, трудолюбивые, храбрые, умные, щедрые, талантливые; ярмарка; коробейник; сахарница; стакан, конь, черпак, ложка, кружка, белка, мишка, матрешка, барыня, крышка, стенки, дно, чаша, рукоятка, ручка, деревянный, глиняный, белокочанная капуста, сочный помидор, хрустящая морковка, репчатый лук, коричневая картошка, манка, пшено, пшеница, греча, овес (овсяные хлопья, рис, перловка, горох, крупа, манная, пшенная, пшеничная, гречневая, овсяная, рисовая, перловая, гороховая);
Публикация «НОД с детьми старшей логопедической группы „Традиции и обычаи русского народа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Русские народные традиции и обычаи
- Старшая группа
- Темочки
учить составлять описательный рассказ по графическому плану (по опорным картинкам)
Коррекционно-развивающие задачи:
развитие связной, диалогической речи;
развитие навыков речевого общения;
развитие памяти, зрительного внимания и восприятия.
Коррекционно-воспитательные задачи:
развивать интерес к предметам народно-прикладного искусства;
воспитывать любовь к Родине, к русскому народу уважение к его традициям;
формирование доброжелательности.
Оборудование:
аудиозапись «Русский хоровод», «Русская пляска», ноутбук, колонки; хлеб и соль, рушник, платочки, зонт с лентами; географическая карта России; указка; иллюстрации к русским народным сказкам («Царевна-лягушка», «По щучьему велению», «Иван Царевич и Серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и журавль», «Волк и семеро козлят», «Лиса и волк»); иллюстрации «Ярмарка», «Коробейники»; костюм коробейника; короб с товарами-изделиями народно-прикладного искусства (стакан, сахарница, черпак, ложка (хохлома, глиняная кружка, белка и мишка (деревянные игрушки, матрешка, барыня (дымковская игрушка); корзинка; стол; бабушка Агафья (ростовая кукла); овощи в корзинке (помидор, картошка, капуста, морковь, лук); крупы в тарелочках (манка, пшено, пшеница, греча, овес (овсяные хлопья, рис, перловка, горох; поднос; влажные салфетки (3 шт.); графический план для составления описательного рассказа (опорные картинки).
Предварительная работа:
знакомство детей с понятиями «традиция», «ярмарка», «коробейник», с географической картой, показ границ России; дети из дома приносят разные крупы; разучивание роли коробейника и бабушки Агафьи, знакомство с движениями русской народной пляски (муз. деятельность).
Ход занятия:
1. Орг. момент. Звучит музыка («Русский хоровод»). Дети заходят в группу.
Встречаем детей с хлебом и солью.
– Ребята, мы неспроста встретили вас с хлебом и солью. Как вы думаете, почему?
– Угостить хлебом да солью – проявить уважение и гостеприимство, пожелать благополучия и достатка. Это традиция известна с давних времен.
Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней.
Традиция – гостеприимство.
Русский народ издавна славен гостеприимством. Все знают и соблюдают эту традицию.
– Ребята, а как вы понимаете слово «Гостеприимство»?
- Это значит гостей принимать.
- А что значит «Принимать»?
- встречать, угощать, развлекать, дарить и принимать подарки.
- Правильно, вот как происходит традиция гостеприимства. На Руси всегда любили принимать гостей.
Традиция – хлебосольство.
- В каждой семье была еще такая традиция. В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?
Дети: хлеб и соль.
- Его произносят, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома, всегда были самыми ценными для русского человека (хлеб и соль)
Если заходил запоздалый путник: запоздалый, значит, тот, кто приходил поздно ночью, как его встречали?
- Его встречали с поклоном и говорили «Милости просим»
А если гость заходил во время ужина?
- Хозяин ему говорил – «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»
– Ребята, сегодня мы продолжим с вами говорить о русском народе и его традициях.
– А как называется наша страна? (Россия)
– Да, мы живем в России.
– Сейчас …. (имя ребенка) покажет на карте границы нашей страны.
(Вызванный ребенок проводит указкой по границам России)
2. Основная часть
1) Подбор слов-признаков.
– Наша Родина очень большая, красивая и богатая. Богата она не только лесами, полезными ископаемыми, животными, но и людьми.
– Какие люди живут в нашей стране? Давайте подберем слова. Какие люди? (Прекрасные, добрые, смелые, сильные, трудолюбивые, храбрые, умные, щедрые, талантливые, дружные, гостеприимные)
2) Игра «Отгадай сказку».
– Русские люди сочинили много очень хороших, интересных сказок.
Вы знаете, русские народные сказки?
Значит, вы сможете их узнать по картинкам.
Работа с иллюстрациями (все дети поочередно) :
Перед ребенком перевернутые иллюстрации к русским народным сказкам. Ребенок выбирает одну из них и говорит, к какой она сказке, объясняет свой ответ.
( Образец ответа: «Эта картинка к сказке … Я так думаю, потому что на ней нарисована …»)
3) Сюрпризный момент.
– Трудолюбив народ русский. Много в России мастеров. А изделия, изготовленные ими, часто можно увидеть на ярмарках, они их продавали (Иллюстрации – ярмарка)
Любили люди на ярмарках играть, веселиться. По традиции водили хороводы, пели песни, играли в русские народные игры, этот обычай называется народное гуляние. Народные игры сохранились и дошли до наших дней.
- А ну, честной народ, выходите поиграть,
Выши ножки подразмять!
Русская народная игра «Карусель»
– На ярмарке много коробейников (Иллюстрации – коробейники)
– Один из них к нам заглянул.
Выходит, коробейник, говорит:
– Раздайся, народ!
Коробейник идет!
С товарами разными,
Лентами красными,
Игрушками забавными,
Ложками деревянными. (Ставит короб с товарами на стол)
Стою на краю, почти даром всё отдаю!
Воспитатель:
– Коробейник, что ты хочешь получить за свои товары? Какова цена?
Коробейник:
– А вот спляшете по-русски, и получите мои товары!
4) Физминутка «Русская пляска».
Дети пляшут под русскую народную мелодию.
5) Составление описательного рассказа по графическому плану.
– Отдал нам коробейник все свои товары.
Сейчас посмотрим, а что же мы купили.
– Мы купили (сахарницу, стакан, черпак, ложку, кружку, белку, мишку, матрешку, барыню).
– Сейчас вы будете рассказывать о купленных предметах по плану, вам помогут картинки:
1) Начинать нужно со слов «Мы купили…»
– Например: «Мы купили сахарницу» (показывает)
2) Потом надо сказать, какая она? (Она деревянная, красивая, расписная)
3) Далее нужно рассказать, что у нее есть? (У сахарницы есть крышка, выпуклые стенки, дно)
4) И в конце надо сказать, для чего она нужна? (В сахарнице будет лежать сахар)
2 – 3ребенка составляют рассказы.
6) Сюрпризный момент. Приходит бабушка Агафья (ребенок).
– Я пригласила к нам в гости бабушку Агафью. Хочет она о чем-то у вас спросить.
Бабушка:
– У каждого народа есть свои традиции. Скажите, а что такое традиция? (Традиция – это то, что передается от одного поколения людей другому: от мамы и папы – детям, от бабушек и дедушек – внукам. Например, бывают семейные традиции. Почти во всех семьях существует традиция отмечать День рождения и дарить в этот день подарки.)
Бабушка:
– Есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд – традиционная национальная кухня. Она зависит от того, что выращивают в стране.
Воспитатель:
– Бабушка Агафья тоже была на ярмарке. А что она купила? (Достает по одному овощу, дети называют)
– Как одним словом назвать то, что купила бабушка? (Бабушка купила овощи)
– Что можно приготовить из овощей? (Из овощей можно сварить борщ, сделать салат).
Игра «Приготовь салат или борщ»
7) Игра «Какая каша?»
Бабушка:
– У русского народа есть такая поговорка: «Щи да каша – пища наша».
Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей)
– Из чего можно сварить кашу? (Кашу можно сварить из крупы).
Воспитатель:
– Из дома вы принесли разные крупы, и у бабушки они есть (показать тарелочки с крупами). Давайте назовем:
манка, пшено, пшеница, греча, овес (овсяные хлопья, рис, перловка.
У бабушки еще есть горох. Это не крупа, но из него тоже варят кашу.
Бабушка:
– Какая получится каша из манки? Как будет называться? (Манная)
– Из пшена? (Пшенная)
– Из пшеницы? (Пшеничная)
– Из гречи? (Гречневая)
– Из овса? (Овсяная)
– Из риса? (Рисовая)
– Из перловки? (Перловая)
– Из гороха? (Гороховая)
8) Игра «Отгадай крупу».
Перед ребенком крупы в тарелочках. Сначала он называет крупу и трогает ее. Потом ребенок с закрытыми глазами должен определить и назвать одну из трех круп.
– Горох, манка, греча.
– Горох, пшено, овсяные хлопья.
Итог НОД. Рефлексия
– Сегодня мы говорили о русском народе и его традициях. Традиций у русского народа очень много.
– С какой поговоркой вы познакомились? (Щи да каша – пища наша).
– Дома поговорите с родителями, узнайте, какие русские традиции они помнят и соблюдают.