Людмила Конюшевич
НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Пищевые цепочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: осознание взаимоотношения между живыми организмами - пищевого через введение определенной классификации-хищники, травоядные, всеядные.
Задачи:
1. Познакомить детей с классификацией животного мира (хищники, травоядные, всеядные).
2. Познакомить с цепочками питания как закономерным природным процессом.
3. Формировать чувство уважения к представителям природы.
4. Развивать познавательный интерес о животном мире, используя средства информации (книги, телепередачи, энциклопедии).
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста „Пищевые цепочки“» размещена в разделах
Оборудование: магнитофон, ширма, картинки животных и насекомых - зайца, ежика, зебры, божьей коровки; дидактическая игра «Кто как спасается от врагов»;
схематическое обозначение алгоритма пищевых цепочек (красный квадрат, зеленый квадрат, листики); волчки с изображением окраса зебры; наборы картинок животных для классификации (хищники, травоядные, всеядные);
дидактическая игра «Составь пищевые цепочки»; листы для классификации (красный, зеленый, красно-зеленый).
Мотивационно-целевая часть
Игра «Звериная гимнастика»
(детям предлагается побегать, попрыгать, поприседать, имитируя движения животных)
Ребята, мы провели такую разминку, может, кто-нибудь догадался, о ком мы сейчас будем разговаривать?
(о животных)
Основная часть
Ребята, а вы все знаете о различных животных?
(ответы)
Давайте узнаем о них побольше.
Театрализованное представление «Все ли меня знают?»
Дети представляют домашнее задание -
сообщение о зайце, о ежике, о зебре, о божьей коровке. Демонстрируя картинку животного, насекомого из-за ширмы, ребенок рассказывает о них. После каждого выступления, воспитатель обобщает сказанное и дополняет своей информацией. Например, смена окраски шерстки зайца носит защитную функцию, тем самым животное прячется от врага; ежик яблоками чистит свои колючки, запахом яблока отгоняет врагов, листиками маскируется; зебре ее окрас помогает скрыться от врага (при быстром беге полоски сливаются в одну светлую полосу и хищник теряет ее из вида,провести эксперимент с волчками, а божья коровка яркой расцветкой отпугивает от себя.
Таким образом, в животном мире есть те, кто спасаясь от врагов убегает, прячется, предупреждает.
Дидактическая игра «Кто как спасается от врагов»
(дети выбирают из картинок животных, насекомых по трем признакам: убегает, прячется, предупреждает).
(рассказы детей)
Рассказ воспитателя. Люди, ведя наблюдение за животными, отметили, чем они питаются. И, исходя из этого, разделили весь животный мир на три большие группы.
1. Хищники. Едят животных, но более слабых. маленьких, беспомощных. Это тигр, лев, волк, крокодил. Волк поедает больных, слабых, которые могут заразить других животных. К хищникам относятся собака и кошка.
(картинки)
2 Травоядные. В основном едят только растения, кору, плоды, семена. Это заяц, лось, олень, белка.
3 Всеядные. Едят животных и растения. Это медведь, хомяк.
(картинки)
Для того, чтобы жить, убегать от врагов, быть чутким, осторожным, нужно питаться. Как это происходит в животном мире?
(рассказ воспитателя со схематическим показом на доске)
Все виды животных, птиц, насекомых очень нужны и важны. Представьте себе лесную опушку, там много сочной травы, кустарников, деревьев. Выскочил на опушку заяц, огляделся и очень обрадовался. Как вы думаете, чему? (обилию пищи)
Принялся зайчик есть травку, листики, но вдруг перестал, ушки поднял, прислушался. Правильно делает заяц, будь осторожен, к опушке приближается лиса.
Почему заяц боится лису? Лиса- хищница (ставится красный квадрат) Заяц – траву ест (ставится зеленый квадрат) Лес- листик. Значит, чтобы выжить зайцу, нужно питаться растениями, чтобы выжить лисе, нужно питаться другими животными. Получилась у нас цепочка питания, пищевая цепочка. Вся живая природа Земли выстраивается в такие цепочки. Обратите внимание, в начале всегда растения – в конце – хищники.
Дидактическая игра «Составь пищевые цепочки» После составления ребенок рассказывает о составленной цепочке, дает пояснение.
Затем дети делятся на подгруппы (объединение может быть по симпатии, по ранее розданным фигуркам) и классифицируют животных по группам - хищники, травоядные, всеядные. Каждую группу животных располагают на листе бумаги определенного цвета (на красном листе - хищники, на зеленом- травоядные, на красно-зеленом- всеядные).
(рассказы детей)
Дополнительная информация воспитателя. Все виды животных, птиц, насекомых очень нужны и важны в природе. Даже нелюбимые мухи, тараканы, комары, змеи. Мух не любят за то, что они садятся на пищу, разносят болезни, кусаются. Но был такой случай в США. В одном живописном уголке, возле красивого озера люди уничтожили надоедливую мошкару. С вертолетов химическими веществами опрыскивали ее и мошкара исчезла. А потом исчезла и рыба в озере, и птицы кругом. Оказывается, мухи, комары, мошкара являются кормом для птиц, рыб, лягушек. Нарушилась пищевая цепочка и они погибли.
В Китае уничтожили воробьев, и огромные полчища саранчи накинулись на поля, города, деревни. Так уж сложилось в природе, что должна существовать непрерывная цепь питания.
Б. Заходер.
Про всех на свете.
Все-все-все на свете,
На свете нужны.
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых,
И даже без хищников
Злых и свирепых.
Нужны все на свете,
Нужны все подряд-
Кто делает мед,
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А, если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется.
Все-все-все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны.
Рефлексивно-оценочная часть.
Мы знаем о животном мире много, но недостаточно.
- где можно взять информацию?
- что сегодня узнали нового?
- понравилось ли работать вместе?
- о каком животном хотелось бы узнать подробнее?