ИРИНА ГУРЖОВА
НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по теме: «Насекомые»
Цели:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩИЕ:
*учить детей работать с перфокартами и картами-схемами.
*знакомить детей с новыми фактами о жизни насекомых, с их многообразием, расширить у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, среде обитания, на примере бабочки, божьей коровки и пчелы;
Публикация «НОД с детьми старшего дошкольного возраста „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
*упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (своеобразию отдельных частей тела, среде обитания, способов питания).
*вызвать интерес к окружающему миру, сформировать реалистические представления о природе.
*вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые», слов: энтомолог, съезд.
*продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
*воспитать доброе отношение к маленьким соседям по планете, желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, поле, у открытых водоемов и рек, не разрушать условия жизни насекомых.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
* развить зрительную и слуховую память, активизировать и обогатить словарный запас детей по теме.
*Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
*Развить связную речь.
*Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
*Активизировать внимание детей, развить логическое мышление
* Развивать общую моторику, координацию.
Дети входят в группу и здороваются.
В-ль: Друзья мои, сегодня я хотела с вами поговорить о ….
Звонок по скайпу. Дети рассаживаются.
Звонит тетушка Сова. .(Включить запись из мультфильма)
. Запись прервалась…
В-ль: что- то со связью!
В-ль: дети, какое непонятное, трудное, новое слово – энтомологи…
В-ль: дети энтомологи – это ученые, которые изучают насекомых. Давайте повторим это слово хором.
Дети:….
В-ль: и куда собралась т. Сова?
Дети: на слет энтомологов…
В-ль: слет – это собрание, где обсуждают важные вопросы, выступают с сообщениями.
В-ль: что же хотела сказать нам тетушка Сова? Сейчас я ей перезвоню. Воспитатель звонит и т. Сова ей по телефону сообщает какую-то информацию.
В-ль: и так друзья, т. Сова сказала, что интернет,к сожалению, работает плохо, поэтому всю информацию она будет сообщать по СМС. А сейчас она рассказала, что ей предложили сделать доклад на слете энтомологов о насекомых, но она не успевает в срок ей не хватает нескольких страниц…Она просит о помощи нас. Готовы помочь?
Звук телефона.
В-ль: т. Сова подает нам первый сигнал. Она пишет:
Прошу узнать следующую информацию:
1. Кто такие насекомые, почему они так называются?
2. Утоните их строение- из каких частей состоят или отличительные черты этих животных?
3. Где они обитают?
4. Как передвигаются?
5. Чем питаются?
Чтобы нам было проще собирать материал и чтобы мы ничего не забыли, давайте будем использовать карточки – схемы. Они лежат перед вами на столе.
1.?
2. части тела.
3. характер движений (прыгают, ползают, летают)
4. питание (вилка и ложка)
5. обитают (на земле, на воде, под землей….)
6. питание (цветок, тля, лист)
В-ль: внимание на экран.
1 слайд - майский жук.
В-ль: м. б. кто – то знает ответ - почему насекомые так называются?
(ставится карточка вопрос)
Дети …
В-ль: Насекомые древнейшие и самые многочисленные жители планеты Земля. Название «Насекомые» произошло от слова насечки. Дело в том, что на теле насекомых есть поперечные полоски, похожие на насечки. Они словно делят тело насекомого на части. Вот от этих слов «насечки»,
«насекать» и произошло название «Насекомые»
2слайд – насекомые.
В-ль: а теперь давайте рассмотрим их.
В-ль:. Сколько частей тела?
Дети: три - голова, грудь, брюшко. (дети выставляют схемы по очереди).
В-ль: что у насекомого на голове?
Дети: На голове располагаются : глаза, рот, хоботок, усики. (после каждого названия схема)
В-ль : глаза пчелы необычные, состоящие из отдельных частей, поэтому они не видят так, как видим мы, а изображение складывается как в калейдоскопе из отдельных частей.
В-ль: От груди отходят - …
Дети: лапки
В-ль: Сколько лапок?
Дети: три пары ног или шесть ног. (схема)
В-ль: на туловище имеются три пары конечностей, то есть всего 6 лапок. Запомните : это одно из характерных отличий всех насекомых от других животных. Их еще называют шестиногими.
В-ль: что еще есть у насекомых на груди?
Дети : еще есть крылья:
В-ль: сколько?
Дети: либо два либо четыре. (схема)
В-ль: можете привести пример? Что – то я забыла?
Дети: 4 -у бабочки, 2- у мухи, комара.
В-ль: а еще есть какие-то части?
Дети: брюшко. У некоторых на брюшке есть жало. (схема)
Дети: пчела, шмель …
В-ль: насекомые – самый многочисленный и многообразный класс животного мира. На суше они живут на всех материках, за исключением Арктики и Антарктики.
Воспитатель: Где мы можем в природе встретить насекомых?
Дети: луг, поле, лес; водоемы, под землей, в воздухе
В-ль: давайте уточним- на земле, в земле, у воды. (схема)
В-ль: Как передвигаются?
Дети: летают, прыгают, ползают (схемы)
В-ль : Ребята, а как вы думаете, чем питаются насекомые?
Дети: Выдвигают свои предположения.
Воспитатель: Пища насекомых разнообразна.
Дети: одни – питаются нектаром,
В-ль: Кто например?
Дети: шмели, бабочки.
В-ль: Другие?
Дети: поедают листья и стебли растений, семена, корни растений
В-ль: кто?
Дети: например, жуки-листоеды, жук майский
В-ль: не забудьте про схему.
В-ль: Есть которые …
Дети: насекомые, которые поедают других насекомых - это стрекозы, кузнечики, муравьи. (схема)
В-ль: Давайте встанем и подойдем к столу. У меня здесь карточки. Игра называется «4 лишний». Нужно внимательно рассмотреть картинки и назвать лишнюю и объяснить, с помощью предложения с союзом «потому что», почему вы так думаете. Например: лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
В-ль: Итак, друзья, подведем итог: (по карточкам-схемам карточки)
У насекомых есть свои особенности строения какие?.
Дети: это наличие 6 лапок. И далее по схемам.
В-ль: Ну вот мы и ответили на все вопросы т. Совы. Первые страницы доклада готовы. (в-ль показывает и складывает в папку, где написано «Насекомые»(1 лист презентации и второй и схемы)
Воспитатель: ребята, вы с заданием справились.
Звук СМС.
В-ль: т. Сова напоминает о себе.
«В моем докладе не хватает информации о некоторых насекомых. Выручайте. О ком пойдет речь – отгадайте загадки. И докажите, что эти животные - насекомые».
1.
Надевает эта крошка
Платье красное в горошках,
А сама летает ловко
Это …
3 слайд - Божья коровка
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку божья коровка – это очень известный и узнаваемый жук. За что мы её любим?
Дети: за такую яркую необычную окраску. За эти яркие черные точки.
В-ль: Божья коровка не боится, что её съедят, почему?.
4 слайд - б. к. с желтой жидкостью.
Дети: Потому что она выделяет едкую жидкость с неприятным запахом. Поэтому её никто не ест.
В-ль: Выпускает она эту едкую желто-оранжевую жидкость из лапок.
5слайд – тля.
Сама Божья коровка насекомое, которое питается тлей. Тля – это насекомое, которое питается соками растений. Божьи коровки съедают тлю, тем самым, спасая растения от гибели. За это её называют помощником человека.
6 слайд – разные б. к.
В-ль: б. к. может быть не только красная, но и др. цветов. Существует 5 тысяч видов божьих коровок. Они разного цвета и размера. С помощью цвета б. к. отпугивают недоброжелателей, как бы говорят – осторожно опасность, мы – не вкусные.
7 слайд. - много б. к.
Б. к. - очень любят тепло, благодаря тому что их много в гнезде – им тепло. Б. к. может как и перелетные птицы, собираться большими группами и передвигается в более теплые места.
8 слайд.
Особенность б. к. в том, что отправляются они всегда в одно и то же место зимовать. А др. остаются и прячутся под листьями, под корнями, под корой деревьев Чем старше божья коровка, тем цвет её бледнее.
В-ль: теперь обратимся к схемам и заполним их. Мы можем сказать, что б. к. насекомое?
Дети: да – неё 6 лапок….
А сейчас мы превратимся в б. к. Стали в круг на ковре.
Физкультминутка «Божьи коровки»
Мы божьи коровки - (прыжки)
Быстрые и ловкие. (бег на месте)
По травке сочной мы ползаем, (волнообразные движения руками)
А после в лес гулять пойдём (идём по кругу)
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем…
Устали ноги от ходьбы, (наклоны)
И кушать мы давно хотим (гладят животик)
Домой скорее полетим (летят на свои места)
Вставим листы с информацией в нашу папку.
Звук СМС.
В-ль: следующая загадка:
2. Бабочка
На цветок пахучий
Сел цветок летучий.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,-
Он вспорхнул и улетел!
Что это за насекомое?
Дети….
9 слайд - бабочка.
В-ль: Бабочки очень красивые, но очень хрупкие создания. Им не нравится, когда их трогают, т. к. после этого они сильно болеют и даже погибают. Давайте же бережнее к ним относиться.
А теперь внимание на экран. Мы с вами узнаем, как же появляется на свет это чудо?
(- Самые красивые насекомые – бабочки. Они живут везде, где есть растения. Бабочки бывают большие, даже гигантские, размером с птицу, и маленькие с ноготок. и т. д.)
Итог: бабочка – насекомое (заполнить перфокарту).
В-ль: давайте подойдем к столу и украсим луг красивыми бабочками.
Разнообразие бабочек на картинке. (приклеить)
Теперь и второй лист готов.
Звук СМС.
В-ль: и последняя загадка:
1. Пчела.
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой
Похлопочет над цветком
Он поделится медком.
Дети: Пчела.
10 слайд - пчела
В-ль: что вы знаете о пчеле.
Воспитатель: Правильно! Пчёлы –это большие труженицы. Целый день они летают с цветка на цветок, собирают пыльцу и нектар, которые перерабатывают в мёд.
В-ль: какие 2 группы пчел существует?
11 слайд – дикие пчелы.
Дети :Бывают дикие,
В-ль:где они живут?
Дети: крепят свое гнездо на ветках, в дуплах.
В-ль: а др. ?
Дети: которые живут в домиках, построенных человеком,
В-ль:как они называются?
Дети: в улье.
11 слайд – пчелы в улье.
А место, где стоят ульи – называется?
Дети: пасека.
12 слайд:-много пчел.
- Пчелы – живут большими семьями. Пчелиная семья состоит из одной королевы, которая откладывает яйца, и несколько тысяч рабочих пчел. Каждый член семьи выполняет свои обязанности: одни пчелы чистят улей, строят соты, другие - заботятся о личинках, третьи – вылетают из улья в поисках пыльцы и нектара.
Ребята, а как общаются пчелы? Как они сообщают друг другу, что нашли цветы с нектаром?
Дети:…
13 слайд – пчелы на улье.
В-ль: Когда рабочая пчела находит цветы с нектаром, она возвращается домой и начинает танцевать, кружиться на входе в улей. Если пчела оживленно танцует, то это означает, что обнаружено большое количество еды и много пчёл улетают на поиски. Пчёлы собирают пыльцу и нектар с цветов, затем переносят нектар в ячейки сот, где он и превращается в мёд. А куда пчёлы девают свой нектар. Как его переносят?
13 слайд – пчела с пыльцой.
У них на лапках есть специальные корзиночки для сбора пыльцы.
А что происходит с пчёлами зимой? Чем они питаются зимой?
Правильно, этим мёдом они и питаются. Рабочие пчелы поддерживают в улье t 34С и не позволяют опускаться ниже 7С. Принесенный мёд используется пчёлами как горючее, съев его они выделяют тепло. Вот какие удивительные это создания.
14 слайд – мед в сотах и банке.
В-ль:Все знают, что мёд который, дают пчёлы. не только вкусен, но и полезен.
(встали и пошли к столам) там в чашечках мед и ложечки)
В-ль: Как вы считаете, что это?
Дети: Мед.
В-ль: попробуйте его, какой он на вкус, какого цвета, чем пахнет?
- У каждого вида меда есть свое название, в зависимости от того, какого растения пчелы собирают нектар.
Воспитатель:
- Ребята, если например, пчелы собирают мед с цветков дерева липы, как будет называться мед
Дети: липовый
В-ль:- А если с цветов?
Дети: Цветочный
В-ль: А если с растения гречихи?
Дети: Гречишный
Итог:
Воспитатель:
- Ребята, у пчел есть еще одна особенность: они всегда помнят свой дом и как бы далеко они не залетели, они всегда возвращаются только в свой дом и никогда его не путают. Давайте представим себя пчелами, весенним днем на цветочном лугу, и попытаемся передать движениями настроение музыки. По сигналу каждая пчела возвращается в свой домик. У вас в руках цифра, вы должны, полетав, найти домик с тем же количеством цветков. (на спинке стула)
Динамическая пауза
Звучит фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» «Полет шмеля».
Дети сели.
Воспитатель: как много нового мы узнали.
Звук скайпа.
Т. Сова отрывок из мультфильма.
В-ль: Уважаемая т. Сова. мы выполнили все ваши поручения. Когда вернемся в д / с, отправим все материалы по электронной почте. Рады были Вам помочь.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, что нового мы с вами сегодня узнали. Что вы расскажите дома, когда придете? (Дети отвечают на вопросы воспитателя) Какой основной признак насекомых, почему они так называются?
Воспитатель: Ребята! Всё в природе взаимосвязано и все живые существа нужны для равновесия. Если исчезнет хоть один вид насекомых, на земле может произойти катастрофа. Давай те же бережно относиться к этому хрупкому и удивительному миру – миру насекомых.