Татьяна Безменова
НОД с детьми разновозрастной группы «Родился хлеб душистый из зёрен золотистых»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Формирование у детей знаний о долгом пути хлеба от поля до стола.
Задачи:
-Познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку, с разнообразием хлебобулочных изделий
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
-Развивать внимание, память, мышление, речь.
-Совершенствовать умение работать с пластилином
-Закрепить представления детей о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания
-Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу
Словарная работа: колосья, хлеборобы, пекарня, хлебопродукты, хрустящий, выращивать, выпекать.
Материалы: наглядно-дидактический материал «Хлеб всему голова», набор картинок «Как выращивают хлеб», настольно печатная игра «Процессы производства», карточки для занятий в детском саду и дома «Хлеб: откуда что берётся», мольберт, муляжи хлебобулочных изделий, супер мягкий пластилин коричневого цвета, пищевой мак, доски для лепки, салфетки для рук, стеки, куклы, детский стол, набор игрушечной посуды.
Ход НОД
Педагог читает стихотворение:
Положит в землю Человек зерно,
Прольётся Дождь – зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
А. Аким
Педагог демонстрирует картинку колосящейся в поле пшеницы, предлагает детям рассказать о том, что они видят.
Рассказ педагога:
-Ребята, путь от зерна до каравая длинный и трудный. Прежде чем на нашем столе окажется свежий ароматный хлеб, надо вырастить зерно. Хлебные культуры, то есть растения, из которых получают зерно, растут в поле. К самым распространённым относятся: рожь, пшеница, ячмень, овёс, рис, просо, а есть и редкие: сорго, чумиза, пайза. Чтобы вырастить хороший урожай, недостаточно просто бросить семена в землю, ведь тогда часть семян разнесёт ветер, а часть склюют птицы, надо обязательно подготовить землю для сева. Сначала поле нужно вспахать. Послушайте загадку.
Загадка.
Человек его водит,
Бензином кормит,
А он землю пашет –
За собой плуги тащит.
(Трактор)
Ответы детей.
Педагог читает стихотворение:
Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.
Я вдогонку им спешу, покатать меня прошу.
А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает!
Погоди-ка, подрастёшь, сам такой же поведёшь!
В. Воронько
После того, как земля подготовлена, хлеборобы, люди, которые выращивают хлеб, приступают к севу – сеют семена. Но не каждое зёрнышко может стать семенем. Перед севом семена тщательно готовят: очищают от травы, проверяют на всхожесть. Во время сева трактор остаётся надёжным помощником хлеборобов. Только теперь к нему прикрепляется сеялка.
(Педагог демонстрирует картинку сеялки)
Для успешного роста и развития зерновых культур необходимо тепло, свет, вода и питательные вещества.
Проходит немного времени и наступает один из самых ответственных периодов – жатва. Это уборка урожая зерновых. Здесь тоже не обойтись без машин, существуют специальные зерноуборочные комбайны.
(Педагог демонстрирует картинки зерноуборочных комбайнов)
Из собранного на полях зерна делают муку, для этого зерно отвозят на мельничные комбинаты. Там зерно пропускают через измельчающие устройства несколько раз. Название муки зависит от того, из какого зерна она произведена: пшеничная, ржаная, кукурузная и т. д.
-Ребята, а что же делают из муки?
Ответы детей (Булки, хлеб, батоны, калачи, торты, баранки, пирожки, крендельки)
Дети рассматривают муляжи хлебобулочных изделий.
Педагог:
Правильно, ребята, все эти изделия делают из муки, но правильней сказать, из теста, ведь для того, чтобы их сделать, необходима не только мука, но и другие ингредиенты: вода, дрожжи, соль, растительное масло, сахар. Всё подготовленное сырьё направляется в специальное устройство – дежу. Дежа – это огромная передвижная чаша, в которой замешивается тесто.
(Педагог демонстрирует картину)
Готовое тесто, поднявшееся, прошедшее все этапы подготовки, отправляется в печь. В печи завершается создание чуда – выращенный зёрнышки превращаются во вкусный ароматный хлеб. После того, как пекари испекли хлеб, хлеб появляется на прилавках магазинов.
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, которые демонстрировал ранее.
Педагог вызывает одного ребёнка, просит рассказать по картинкам " Путь хлеба".
Затем педагог предлагает детям поиграть в игру.
Игра «Цепочка»
Откуда хлеб пришёл?
Из магазина.
В магазин откуда попал?
Из пекарни.
Что делают в пекарне?
Пекут хлеб.
Из чего пекут хлеб?
Из муки.
Из чего мука?
Из зерна.
Откуда зерно?
Из колоса.
Педагог:
-Ребята, теперь вы знаете, что каждая крошка хлеба – это огромный труд. И это труд не одного человека, а многих людей разных профессий: трактористов, комбайнёров, агрономов, сотрудников мукомольных заводов, операторов, пекарей.
Педагог:
-Ребята, сегодня я предлагаю вам сделать из мягкого пластилина много разных вкусных хлебобулочных изделий и угостить наших кукол. Я думаю, они очень обрадуются такому угощению.
Продуктивная деятельность детей.
Дети лепят различные изделия по своему желанию.
Рефлексия:
-Кто такие хлеборобы?
-Назовите зерновые культуры.
-Люди, каких профессий заняты на выращивании зерна и производстве хлеба?
-Что нужно для того, чтобы вырастить хороший урожай?
В конце занятия дети угощают кукол.