Елена Кузнецова
НОД «Роспись по мотивам Каргопольской игрушки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Прививать любовь к русскому народному прикладному искусству
Образовательные: Продолжать учить детей расписывать выполненные из глины игрушки, равномерно располагая элементы росписи по всей поверхности, направить детей на поиск цветового решения, соответствующего колориту каргопольской игрушки;
Развивающие :продолжать развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, расширять представление о русском народном декоративно прикладном искусстве;
Публикация «НОД „Роспись по мотивам Каргопольской игрушки“ в средней группе» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Каргопольская игрушка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Воспитывающие продолжать воспитывать интерес к русской народной глиняной игрушке
Предварительная работа: рассматривание каргопольских игрушек, иллюстраций с их изображением; организация в группе выставки этих игрушек; подготовка вылепленных игрушек к росписи
Оборудование: вылепленные, просушенные фигурки; кисточки, перышки, краски, баночки для воды.
Ход НОД
Дети стоят вокруг воспитателя. Звучит мелодия «Коробейники». Стук в дверь
Коробейник. Здравствуйте, парнишки! Здравствуйте девчушки, быстроглазые вострушки!
Воспитатель: Здравствуй коробейник! Ты зачем к нам пожаловал на этот раз?
Коробейник. Шел я на ярмарку-товар продать, себя показать, да вот незадача -не досмотрел, какой товар и сколько его мне дали. Открыл свой короб уже возле ярмарки, а там только несколько игрушек расписанных, а остальные -нет. Закручинился я, а потом подумал: зайду-ка я к своим друзьям- вы ведь любите игрушки расписывать, может, поможете мне, ребята?
(дети поможем)
Воспитатель. А какую же ты игрушку нес на ярмарку : дымковскую, филимоновскую или каргопольскую?
Коробейник Да не знаю. Я вам покажу, может, вы знаете? (вынимает игрушку и ставит ее на подставку)
(Дети. Это каргопольская игрушка, и делают ее в городе Каргополе Архангельской области)
Воспитатель. Да, это древний русский город, окруженный лесами. Некогда увлекались здесь гончарным ремеслом крестьяне окрестных деревень: Гринево, Торопово, Печниково. Места эти не урожайные, и, чтобы прокормиться, крестьяне искали подспорье. Таким подспорьем и явился гончарный промысел. Вот на его основе и возникла здесь в XXI веке каргопольская игрушка.
Коробейник. Ребята, а какие особенности имеет каргопольская игрушка?
( Дети: Все фигурки приземестные, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая короткая шея, сравнительно небольшая голова фигурки, а мужички всегда с окладистой бородой. У женских фигурок юбки сделаны в виде низких колоколов, но талия вытянута, и поэтому они кажутся стройными.)Воспитатель. Да, главное орудие и главный инструмент лепщика -его руки. Руки служили и своеобразным эталоном пропорций- средний размер игрушки не превышает длины кисти.
Коробейник. Ребята, а какие основные цвета используются при росписи каргопольской игрушки?
(Дети. Цвета этих игрушек северного края сдержанные: розовый, зеленый, синий, желтый, оранжевый и черный с коричневым.)
Воспитатель. Дети вспомните, а какие три основные приема росписи каргопольской игрушки?
(Дети. Это сплошная окраска отдельных частей; комбинация из точек и пятен; сочетание
прямых и волнистых линий и штрихов в виде своеобразного геометрического узора)
Воспитатель Ну, а теперь рассмотрим игрушку. Вот «Старичок с лукошком» С чего начинаем роспись этой игрушки?
(дети. Сначала надо сделать контур рубашки, штанов и лаптей. Затем сплошная окраска шапочки, рубашки, штанов и лаптей. И отделка фигурки узором из сочетания прямых линий на рубашке и лаптях)
Воспитатель. А какие цвета вы будете использовать?
(Дети. Для рубашки можно выбрать любой: розовый, зеленый, сиреневый, но так как это старичок, лучше выбрать серый. А вот штанишки и шапочку можно расписать коричневым или черным)
Воспитатель. А вот «Пряха». Она сидит и прядет кудельку, в правой руке у нее веретено. Как будем ее расписывать?
(дети. В начале проведем контур юбки и кофты. Затем будет сплошная окраска прялки, кофты и юбки. А потом отделка из прямых точек и линий на платке и отделка на прялке из сочетания прямых и волнистых линий.
Воспитатель. Какие цвета вы будете использовать при росписи?
(дети. Для платка и кофты можно использовать красный о оранжевый, а еще можно синий и розовый. А вот для юбки- лучше коричневый цвет. Прялку лучше расписать, как на оригинале: зеленым и оранжевыми цветами. Для отделки здесь использованы черный и серый, белый и желтые цвета- это геометрические узоры на юбке)
Воспитатель. Дети, у вас есть вопросы? Всем понятно? Ну а теперь можно приниматься за работу. Просушенные фигурки сразу ставьте Коробейнику в лоток.
Звучит фонограмма по мотивам народных мелодий.
Воспитатель Ну как теперь твой товар, Коробейник?
Коробейник О, теперь, наверное, он пойдет нарасхват! Спасибо друзья! Приходите на ярмарку, повеселимся! Побегу, а то опоздаю! До свидания.