Рассказова Ольга Валентиновна
НОД по речевому развитию «Животный мир морей и океанов»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
• Уточнить и активизировать словарь по теме: «Животный мир морей и океанов» (рыба, море, чешуя, плавники, хвост, жабры, скалярия, гуппи, петушки, меченосец, золотая рыбка, телескоп, сомик, кардинал, неоны, вуалехвост, медуза, морской слон, акула, морская звезда, камбала, морской ёж, креветка, омар, электрический скат)
• Совершенствовать грамматический строй речи.
Публикация «НОД по речевому развитию „Животный мир морей и океанов“» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Совершенствовать количественный счет.
Закреплять в речи названия геометрических фигур.
РАЗВИВАЮЩИЕ :
• Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание и восприятие.
• Развивать общую, мелкую, тонкую моторику, координацию речи с движением.
• Развивать вкусовую чувствительность.
• Развивать общие речевые навыки – четкость дикции, правильное звукопроизношение, речевое дыхание.
• Развивать и стимулировать внимание.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
• Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельности.
Воспитывать бережное отношение к обитателям морей и океанов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Проекор, запись изображения побережья моря, презентация о морских обитателях; стаканы с пресной и соленой водой по количеству детей; большой кусок ткани бирюзового цвета; заготовки с силуэтами рыб, песок, клей ПВА, кисти, влажные салфетки; дидактическая игра «Аквариум» мяч.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение произведений: А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке», К. И. Чуковского «Айболит», русских народных сказок «По щучьему велению», «Царевна- Лягушка».
Чтение книги «Что мы знаем о рыбах»
Отгадывание загадок по теме.
Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка»
Рассматривание с детьми аквариума и его обитателей.
Рассматривание картинок с изображением различных рыб; проводили беседы о среде их обитания.
Ход непосредственно- образовательной деятельности :
1. Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествии к морю. На чем можно добраться до моря (на машине, самолете, поезде, автобусе).
Предлагаю поехать на автобусе.
Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки.)
И в окошко посмотрели (делают повороты головой вправо, влево.)
Наш шофёр педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль.)
И автобус побежал (бегут на носочках, в руках воображаемый руль.)
Воспитатель: Вот мы и оказались на берегу моря. Садитесь прямо на ковер. Сегодня мы будем говорить об обитателях моря и опустимся в его глубины, чтобы узнать много нового и интересного о жизни морских рыб и животных.
Все садятся на ковер.
Воспитатель: Что мы слышим, сидя на берегу моря?
Дети: Шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек.
Воспитатель: Верно. А теперь вставайте. Давайте наденем костюмы
для подводного плавания и опустимся под воду.
Дети и воспитатель показывают, как надевают костюмы.
2. Упражнение «На дне морском»
Воспитатель предлагает начать просмотр презентации, сопровождающейся чтением стихотворений.
Воспитатель: Вот мы и оказались в морских глубинах.
Лежит подводная страна
Глубоко под водой
Там рыба плавает луна
Рядком с морской звездой.
Но хоть и светится она
Ничуть не ярче и звезда,
Она не светит никогда
А что скаты и угри
Найти свой дом могли бы,
Горят там всюду фонари –
Святящиеся рыбы.
Расскажите стихи о жителях моря, которые нас окружают.
1-й ребенок: Что за звезды в глубине,
На песках лежат на дне?
На вопрос ответить просто:
На песке морские звезды.
2-й ребенок: «Ну что это за рыбы?
По морю ходят толки,-
Не рыбы, а булавки,
Не рыбы, а иголки».
3-й ребенок: Электрические скаты
Неуклюжи, простоваты
Но любого ненароком
Сильно ударяют током.
4-й ребё нок: Краб забился меж камней:
Там спокойней и видней,
Кто собрался на охоту,
Кто желает съесть кого-то.
Воспитатель: Каких только рыб и животных не плавало в море!
Продолжение показа презентации.
Воспитатель: перечислите, каких еще вы видите морских животных и рыб в морских глубинах.
Дети: Я вижу в… в морских глубинах.
Я вижу в… в морских глубинах.
Я вижу в… в морских глубинах
Я вижу в… в морских глубинах.
Я вижу в… в морских глубинах.
Я вижу в… в морских глубинах.
3. Упражнение «Рисование песком»
Воспитатель предлагает детей к большому куску ткани, лежащему на ковре. Под тканью спрятаны заготовки с изображением силуэтов рыб.
Воспитатель: Предлагаю вам опустить руки «под воду». Которую изображает ткань, найдите «заготовки-силуэты» и достаньте их из воды. Пройдите к своим столам!
Дети садятся за свои столы.
Воспитатель: Ребята нашим рыбкам неуютно без воды, они могут погибнуть. Давайте наших рыбок присыплем песком. Сначала нанесите жидкий клей на поверхность рыбки, а потом возьмите песок в ладошку и посыпьте на клей. Сыплем песок так, чтобы пустых мест не оставалось. Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка» :
Рыбка плавает в водице, дети покачивают сложенными вместе
Рыбке весело играть. ладошками из стороны в стороны.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком
Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.
Рыбка спинку изогнула Медленно наклоняют вперед
Сложенные ладони.
Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение
обеими руками.
Рыбка хвостиком махнула, Покачивают сложенными вместе
Рыбка быстро уплыла ладонями вправо-влево.
Дети обсыпают рыб песком.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте с вами отдохнем. Выходите на ковер.
4. Координация речи с движением:
Ходят волны на просторе. (Идут по кругу, плавно машут
Вы узнали? Это – море. руками.)
Рыбки весело резвятся (Делают произвольные движения.)
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся, (Приседают и встают.)
То зароются в песке. (Ложатся на спину, руки и ноги
вверх, трясут ими.)
5. Упражнение «Скажи наоборот» :
Воспитатель: Нам пора возвращаться на сушу. Выходите на берег, снимайте костюмы.
Дети изображают, как выходят на берег и снимают костюмы.
Воспитатель: Теперь мы поиграем на морском берегу, но сначала я хочу угостить вас колодезной и морской водой.
Воспитатель приглашает детей к столам и раздают каждому ребенку по два стакана (синего и зеленого цвета). В синем – соленая вода, а в зеленом – пресная.
Воспитатель: Какой была вода в синем стаканчике?
Дети: Соленой.
Воспитатель: А в зеленом?
Дети: Несоленой.
Воспитатель: Верно. Она была пресной.
Воспитатель собирает стаканчики и берет в руки мяч.
Воспитатель: Давайте поиграем в знакомую вам игру «Скажи наоборот». Я буду начинать предложение, и бросать вам мяч. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение, подобрав слова – «наоборот».
Морская вода соленая, а колодезная….(пресная)
Морская вода теплая, а колодезная …. (холодная)
Колодезная вода мягкая, а морская …. (жесткая)
Морская вода мутная, а колодезная …. (прозрачная)
6. Работа со скороговоркой:
Воспитатель: Предлагаю вам повторить со мной скороговорку:
«В озере – карп, а в море краб». (Дети проговаривают скороговорку вместе с воспитателем)
Сначала давайте произнесем тихо. (Дети проговаривают скороговорку шёпотом с воспитателем)
Теперь проговорите громко. (Дети проговаривают громко скороговорку)
Попробуйте проговорить быстро. (Дети проговаривают быстро скороговорку)
Еще быстрее.. (Дети проговаривают еще быстрее скороговорку)
Кто хочет самостоятельно повторить скороговорку?
Дети по желанию повторяют скороговорку.
7. Составление рассказов-описаний о рыбах :
Воспитатель: Составьте рассказы о рыбах, которых вы сегодня увидели по известному вам плану. Старайтесь говорить красиво.
3-4 ребенка составляют рассказа по схеме.
8. Упражнение «Наш аквариум» :
Воспитатель: Необычная река, которая никуда не течет, со стеклянными берегами – это аквариум. Аквариум – частичка подводного мира, который перенесли в дом. Смотрите, как тянется вверх изумрудная зелень, проплывают – разноцветные рыбки – голубые неоны, алые барбусы, прозрачные вуалехвосты, серебристые скалярии, глазастые телескопы, словно вышедшие из сказки золотые рыбки - и отдыхаешь. Люди вывели, огромное множество аквариумных рыбок.
На какую геометрическую фигуру похож наш аквариум?
Дети: На прямоугольник.
Воспитатель: На какие геометрические фигуры могут быть похожи аквариумы?
Дети: Круг, квадрат, цилиндр.
- Я опускаю в аквариум Воспитатель: Но к сожалению наш аквариум пуст. Давайте его заселим аквариумными рыбками. Возьмите рыбку и прикрепите ее к аквариуму.
Дети берут по одной рыбке и прикрепляют к аквариуму.
Дети: - Я опускаю в аквариум скалярию.
- Я опускаю в аквариум ….
- Я опускаю в аквариум….
- Я опускаю в аквариум….
Воспитатель: Посчитайте, сколько всего рыб живет в аквариуме?
Дети считают рыб в аквариуме.
Воспитатель: Молодцы ребята!
9. Итог занятия:
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы. Надеюсь, в дальнейшем вы тоже будете стараться.