Светлана Прудникова
НООД «Растение как человек»
▼ Скачать + Заказать документы
«Растение как человек»
Подготовила воспитатель: Прудникова С. Н. МБДОУ №1 «Светлячок».
Цели:
Помочь детям обобщить представление о росте и развитии растения, его последовательности и установление связей между ростом растения и условиями среды.
Способствовать накоплению детьми опыта внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
Формировать интерес к картам, схемам, опытам и экспериментам.
Пополнить словарь детей новыми словами.
Публикация «НООД „Растение как человек“» размещена в разделах
Предварительная работа с детьми:
1. Беседы на тему: «За что я люблю цветы и растения», «В гостях у комнатных растений в уголке природы», «Доктор Айболит и растения», «Мои любимые цветы» и. т. д.
2. Рассматривание иллюстраций: «Экскурсия в природу», «Любимые цветы», «Красота на участке», «Натюрморт», «Живое лекарство» и т. д.
3. Рисование и аппликации: «Фиалка», «Цветы в моей группе», «Волшебный цветок – семицветик», «Красота, которая нас окружает», «Первые весенние цветы» и т. д.
4. Пение песен: «Пошли дети в поле собирать цветы», «Цветики», «Волшебный цветок»
5. Заучивание стихов о цветах: «Ландыш», «Незабудки», «Подснежник» - Серова Е., «Колокольчик мой» - Толстой А. К.
Оборудование:
1. Магнитная доска, магниты, стол.
2. Карты-схемы.
3. Цветок для Незнайки, шапку.
4. 3 коробки с землёй (сухая, влажная, мокрая - переувлажнённая).
5. 2 коробочки с овсом, 2 коробочки с луком.
6. 5 ящичков с землёй для посадки, 5 баночек из-под йогурта.
7. Фартучки из полиэтилена по количеству детей.
8. Большая коробка с рассадой цветов бархоток.
9. Палочки, лейки, столы, салфетки – для посадки
10. Мяч надувной.
1 часть занятия
- Ребята, сегодня у нас необычный день, нас посетили гости. Здравствуйте! (Слышен голос Незнайки).
Незнайка: - Ребята, подождите, я с вами, я к вам. Здравствуйте!
- Незнайка, наверное, у тебя опять что то случилось?
Незнайка: - На день рождения мне подарили домашний цветок. Но, что с ним делать и как за ним ухаживать я не знаю.
- Хорошо, мы с ребятами постараемся тебе помочь. Ребята, скажите, что в группе у нас находится живое?
Дети: - Мы - дети, вы – взрослые, комнатные растения, их у нас очень много.
- Сегодня мы с вами и поговорим о растениях. Прошу, садитесь на стульчики. И ты, Незнайка, тоже.
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в труде, в игре
Смело четко говорим
И тихонечко сидим.
- Ребята, почему растения вы назвали живыми? А я так не думаю. Ведь они не разговаривают, не передвигаются.
Дети: Но они дышат, питаются, растут и размножаются.
- Интересно, чем же дышат растения?
Дети: - Растения как человек дышат воздухом. Они выделяют чистый воздух – кислород и чистят загрязнённый – углекислый газ. У них нет органов дыхания – лёгких. Они дышат маленькими, невидимыми клеточками, которые находятся под листиками растений.
- А что произойдёт с растением, если смазать листики кремом? Они будут красивые, блестящие…
Дети: - Растение погибнет, оно не сможет свободно дышать, т. к. клеточки будут закрыты.
- Но как растение питается?
Дети: - Растение питается через корни, которые находятся в земле. Корешки пьют воду и питаются полезными веществами из земли. Растения необходимо подкармливать удобрениями.
- А как же растёт растение?
Дети: - Растение растёт как человек, сначала оно маленькое, невзрачное. А потом вырастает большим, стройным, красивым. За растениями надо ухаживать правильно и аккуратно.
- А как размножаются растения?
Дети: - Все растения размножаются по-разному: листьями, луковицей, стеблем, корешками. Это надо знать. (Показ карт-схем).
- Очень интересно и познавательно. А с чего же начинается жизнь растения?
Дети: - Сначала берётся семечко, его сажают в землю и поливают. Потом появляются корни, затем росток, потом листики, и, наконец, расцветают цветы.
2я часть занятия.
- А что же дальше происходит с этим растением?
Дети проводят физкультминутку.
Речь Движения
Раз, два, три – выросли цветы.
К солнцу потянулись высоко
Стало им приятно и тепло.
Ветерок пролетел,
Стебельки покачал.
Влево качнулись, вправо качнулись.
Ветерок улетай,
Ты цветочки не ломай.
Пусть они цветут, растут
Детям радость несут. Медленно поднять руки вверх и раскрыть ладошки.
На носочках потянулись.
Наклоны вперёд – назад.
Покачивание влево - вправо.
Машут руками вперёд.
Улыбаются.
- Чтобы растение хорошо росло, необходимы условия для роста и развития.
Дети: - Конечно, для хорошего роста и развития растения необходимы : тепло, свет, воздух, вода. Всё то, что необходимо и человеку для жизни.
- Для чего же люди сажают растения и в комнатах и на улице?
Дети: - Я думаю, чтоб было красиво, чтоб из цветов делать букеты, чтоб люди любовались красотой, они придают настроение, чистят воздух и даже лечат людей и зверей.
- А эту красоту ещё нужно уметь сохранить, а как?
Дети: - Мы должны ухаживать за растениями : поливать, рыхлить землю, пересаживать, протирать пыль, вносить удобрения и просто любить.
Незнайка: - Я хочу с вами поиграть в игру «Назови цветок». Вставайте в круг. (Незнайка в центре круга с мячом, бросает мяч детям в руки. Дети по очереди называют знакомые цветы и бросают мяч Незнайке).
3-я часть занятия.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам потрудиться. Давайте подарим жизнь цветам.
Дети: (Читают стихотворение «Труд» Акима)
Мы работать очень любим,
Нам работа нравится.
Приучатся с детства будем…
Много разных есть работ.
Ведь у нас рабочим людям
Всюду слава и почёт.
- Что вы видите на столе?
Дети: - Ящик с землёй, семена, лейка с водой, палочки, фартуки.
Опыт 1: Посмотрите ребята, у нас три ящика с землёй. В какую землю лучше посадить семена: в сухую, влажную или переувлажнённую (мокрую).
Дети: В сухой земле трудно делать бороздки, ямки, земля похожа на камень. Семена в такой земле не прорастут, а просто высохнут. В сильно мокрой земле не получится сделать бороздки и ямки и в ней семена могут сгнить. Во влажной земле хорошо делать лунки и семена будут хорошо прорастать.
Вывод: Для посадки растений необходима умеренная влага.
(Посадка семян в ящик) – Давайте будем сажать семена бархоток. Что сначала нужно сделать?
Дети: - Надеть фартуки, взять палочки и прочертить бороздки, рассыпать в них семена, присыпать землёй. Потом осторожно полить, чтобы семена не вымыть на поверхность земли.
- Куда нужно поставить ящик с посаженными цветами?
Дети: - На окно, здесь светло и теплый воздух, а мы будем их поливать.
Опыт 2: (Предложить рассказать об этом опыте ребёнка). Расскажите мне об этом наблюдении.
Дети: Мы посадили овёс в две коробки, одинаково за ним ухаживали. Только одну коробку мы закрыли сверху, и там стало темно. Овёс в открытой коробке – зелёный, сочный и красивый. А овёс, который был закрыт от света – бледный, тонкий, вялый. Вывод: Из этого следует, что растениям необходим свет!
Опыт 3: - Расскажите мне про наш труд - наблюдение за луком.
Дети: - Мы посадили лук в две банки. Одну банку поставили на окно, а другую вынесли на улицу. Стали ухаживать и ждать, где лук будет быстрее и лучше расти. В комнате лук вырос зелёный, высокий и сочный. А на улице он сразу замёрз, потому, что там ему холодно.
Вывод: Растению необходимо тепло!
- Посмотрите, как выросли наши цветы – бархотки. Скажите, хорошо ли им живётся в этом ящике?
Дети: Им там уже тесно, они стали расти медленно.
- Что же надо сделать?
Дети: Их надо пересадить по одному.
- Давайте займёмся пересадкой. На столе стаканчики с землёй, осторожно пересадите своё растение. Дети делают палочками углубление, ставят рассаду и присыпают землёй. Поливают из маленьких леек.
- Вот и всё, здесь им будет хорошо. Пусть растут наши бархотки, а потом мы высадим их на клумбу в открытый грунт. Вытрите руки салфетками, потом мы их помоем.
Чтение стихотворения «Земля» О. Высотской
Скажите мне, как правильно
Землю назвать?
Земля дорогая?
Земля золотая?
Нет, лучше, наверно,
Сказать ей: «Родная!»
Земля наша милая, добрая мать.
- Мне очень понравились ваши ответы и рассказы. Вы весело играли, хорошо трудились. Молодцы!