Римма Михайловна Гудникова
Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников. Конспект НОД в младшей группе «Путешествие в замок Мойдодыра»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия для детей 3–4 лет
Тема: «Путешествие в замок Мойдодыра»
Направление: «Социально – личностное развитие»
Доминирующая образовательная область: «Здоровье».
Интеграция образовательных областей:
«Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание».
Цель: закрепление культурно-гигиенических навыков, знание личной гигиены и их назначение.
Задачи:
1. Образовательные задачи:
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников, Конспект НОД в младшей группе „Путешествие в замок Мойдодыра“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- «Мойдодыр», Чуковский К.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
О. О. «Безопасность» : продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены. Уточнить знания детей об элементах личной гигиены.
О. О. «Чтение художественной литературы» : приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия.
2. Развивающая задача
О. О. «Коммуникация» : развитие свободного общения со взрослыми и детьми, навыки устной речи; продолжать формировать умение связно, последовательно отвечать на вопросы воспитателя; практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета)
О. О. «Познание» : развивать наблюдательность, любознательность, познавать свойства воды.
О. О. «Социализация» : развитие игровой деятельности, социальных представлений о мире людей, эмоций и самосознания.
3. Воспитательная задача
О. О. «Здоровье» : воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относиться к своему телу.
Индивидуальная работа: закрепить знания о правилах личной гигиены.
Словарная работа: Активизировать словарь детей словами: " микроб", "предметы личной гигиены".
Виды деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы, игровая, двигательная, продуктивная, познавательная.
Материалы и оборудование: презентация; портрет писателя, предметы личной гигиены; посылка, конверт от «Мойдодыра»; кувшин прозрачный с чистой водой, 2 стакана, 1 тазик с теплой водой, 1 тазик с холодной водой,, салфетка (по количеству детей).
Организация непосредственно образовательной деятельности в режимных моментах (предварительная работа) :
• Беседа о формировании здорового образа жизни.
• Чтение литературы: А. Барто. «Девочка чумазая», К. И. Чуковский. «Мойдодыр» К. Чуковский «Федорино горе».
• Беседа о пользе витаминов
• Соблюдение культурно-гигиенических навыков
• Отгадывание загадок и рассматривание предметов личной гигиены
• Развивающие игры : лото «Витамины», «Четвертый лишний» и. др.
• Дидактические игры на формирование КГН : "Мыльные перчатки",
"Фонтанчики","Носики-курносики"
• Участие детей в различных формах двигательной активности (утренняя гимнастика, физкультурные занятия и досуги)
• Часть группы украсить в «волшебную страну»
Методы и приемы:
Наглядный: презентация
Словесный: загадывание загадок, вопросы к детям, беседа, пояснение, объяснение, указание.
Практический: поисково-практические действия.
Игровой: создание игровой ситуации, игры.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1часть. Организационный момент.
Звенит колокольчик, дети собираются в центре группы.
Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости.
Давайте улыбнёмся друг другу, подарим улыбки гостям и начнём.
- Дети, сегодня утром, когда я пришла увидела эту необычную посылку. Для кого это всё? Давайте прочитаем. Кому: д-с "Брусничка" 2 мл. г "Ягодка".Так кому это (верно, нам)
-А от кого? Что то я ребята не пойму, может вы догадаетесь от кого сюрприз?
Великий Умывальник,
Умывальников
начальник и мочалок командир!
- Кто это? А автор этой сказки кто?
-Ребята, как вы думаете, что может прислать Мойдодыр?
- Давайте с вами посмотрим, что там лежит.
Игра "Угадай на ощупь"(открываем, достаем конверт и зонтик).
Читаем: «Дорогие ребята, пишет вам из волшебной страны здоровья, хорошо вам известный Мойдодыр. Нашу прекрасную, чистую страну захватил злой микроб со своим грязным помощником Грязнулей. Он отобрал у наших жителей мыло и зубные щетки, а меня, с моими друзьями, заколдовал. Дорогие друзья, поспешите к нам скорее на помощь. Избавьте нас от злого микроба. Попасть в нашу страну вы можете с помощью волшебного зонта. Его нужно раскрыть и сказать вот такие слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу, раз, два, три зонтик лети». Ваш Мойдодыр.
Воспитатель. :Ребята, поможем жителям страны здоровья, избавить их от злого микроба? (Ответы детей)
-Где живут микробы? (Дети читают стих)
Там, где грязь, живут микробы.
Мелкие - не увидать.
Их, микробов, очень много,
Невозможно сосчитать.
Мельче комаров и мошек
В много-много тысяч раз.
Тьма невидимых зверушек
Жить предпочитает в нас.
Если грязными руками
Кушать или трогать рот.
-Ребята, мы отправляемся бороться со злым микробом, давайте оденем специальную одежду. которая защитит нас от микробов. Пройдите в центр "Ряженья"(дети одевают халат, шапочку)
-Все готовы к борьбе с микробами?
Давайте вспомним, на чем можно путешествовать (На самолете, вертолете, машине, корабле, автобусе….) Верно, но, ведь, Мойдодыр предлагает нам совершить свое путешествие при помощи зонта. Вот и наш вид транспорта.
Ну, что, в путь- дорогу, становитесь все под зонтик.
Произносим волшебные слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу, раз, два, три зонтик лети!» (Звучит музыка)
-ребята, посмотрите, как тут красиво! А какое настроение у жителей этого замка?Почему?
-Да, микробы поселились здесь. Будьте осторожными!
2 часть Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.
Воспитатель: А какой герой ещё был в сказке? (грязный мальчик).
Внимание на экран. Посмотрим какая произошла с ним история:
(Звучит отрывок из произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»)
-Ребята, как вы думаете, почему от мальчика сбежали все вещи?
А как можно назвать этого мальчика? (Неряха, грязнуля, чумазый….)
-Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязная кожа- организм плохо дышит. Грязные руки- появляются микробы т. д.)
- Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика?
(Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться.)
Что может помочь нам в борьбе с грязью и микробами? (Вода.)
В:С водой надо дружить.
«От простой воды и мыла, у микробов тает сила».
Открытие новых знаний. Экспериментальная деятельность.
-Ребята, какая вода? Давайте её рассмотрим.
1. Рассмотреть воду на прозрачность.
-Какой цвет у воды? (нет цвета, вода прозрачная).
2. Рассмотреть воду на текучесть.
-Посмотрите, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан.
-Перелейте воды из одного стакана в другой.
Что делает вода? (льётся, течет, струится, переливается).
3. А еще, ребята, вода может иметь разную температуру.
-Закройте глаза и рукой попробуйте воду в одном тазу, а потом в другом.
-Что вы почувствовали? (Вода холодная и теплая).
-В какой воде приятнее мыться? (В теплой).
-Холодная вода тоже полезна для умывания, она закаливает организм человека.
– Что нужно, чтобы как следует вымыть руки?
Дети: Мыло, вода, чистое полотенце.
В: Да, вода и мыло – настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.
Давайте с вами поиграем.
Физминутка.
Надо нам перед едой (все дружно шагаем)
Мыть руки с мылом и водой (намыливаем руки)
Чтобы злой презлой микроб (Пазы руками)
Не забрался к нам в живот. (Гладим живот)
Водичка, водичка, (открываем ладошки вверх)
Умой мое личико. (Как бы дотрагиваемся до лица)
Чтобы глазки блестели, (дотрагиваемся до глаз)
Чтобы щечки алели, (круговыми движениями щеки)
Чтоб смеялся роток (улыбаемся)
И кусался зубок (показываем зубки)
Воспитатель: Как часто надо мыть руки? (после улицы, после сна, после посещения туалетной комнаты, перед едой, после игры)
-Ребята, а как правильно мыть руки?
- Руки с мылом надо мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Чтоб микробам жизнь не дать,
Руки в рот не надо брать.
Игра "Расставь по порядку"
(Предложить детям алгоритм мытья рук на отдельных карточках, дети расставляют карточки по порядку).
-Молодцы, по этой схеме мы моемся каждый день и поэтому вы все красивые, чистые, аккуратные. Я очень рада, что вы справились с заданием.
Почаще мылом умывайтесь
и бодрости, сил набирайтесь,
а мой сюрприз, посмотри –
в подарок мыльные пузыри!
Игры детей с мыльными пузырями.
-Вода нужна всем. Умываются не только люди, но и звери, птицы, насекомые.
Звучит отрывок из произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр» ("Рано утром на рассвете)
-Ребята, нам нужно вспомнить все предметы личной гигиены, чтобы злой микроб вернул их жителям страны здоровья.
Лё г в карман и караулю:
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок)
Гладко и душисто, моет очень чисто.
Нужно, чтоб у каждого было –
Что, ребята?. (Мыло)
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка)
Вытираю я, стараюсь,
После бани паренька.
Всё намокло, всё измялось –
Нет сухого уголка. (Полотенце)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)
.
Кто считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щётка)
Мы справились с заданием, и микроб убежал. Он боится чистоты, а мы с вами любим чистоту. Возвращаем предметы личной гигиены жителям страны здоровья
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, нам тоже уже пора возвращаться в свою группу. Встанем под зонтик. Вспомним волшебные слова и произнесем их: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу, раз, два, три, зонтик лети»(Звучит музыка).
Вот мы и в группе.
И на прощание повторим правила личной гигиены.
Игра «Если наш совет хороший». - встаньте, пожалуйста, в круг.
Если совет хороший, вы похлопайте в ладоши,
На неправильный совет говорите: нет, нет, нет:
Постоянно нужно есть для зубов, для ваших
Фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу.
Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши.
Говорила маме Люба: «Я не буду чистить зубы!»
И теперь у нашей Любы дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ? Молодчина Люба? Нет.
Ох, неловкая Людмила на пол щетку уронила.
С пола щетку поднимает, чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный ответ? Молодчина Люда? Нет.
Навсегда запомните, милые друзья,
Не почистив зубы, спать идти нельзя.
Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши.
Говорит лентяйке мать
Убери свою кровать
Я бы мама убрала
Только я еще мала
Это правильный ответ
Говорите хором …
Витя очень умный парень
Может все он смастерить
Только здравствуй и спасибо
Не умеет говорить
Это правильный совет …
Рефлексия.
Дети, понравилось вам наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось?
А что было трудно для вас? Что узнали нового (я узнал. мне было интересно.)
Мне тоже понравилось с вами путешествовать, вы так много знаете о том, как беречь здоровье, умеете отгадывать загадки и дружно играть. Молодцы! Спасибо вам!
Посмотрите, Мойдодыр оставил вам подарок, (книга «Мойдодыр»).
Выберите себе настроение (солнце или тучка), покажите своё настроение гостям и попрощайтесь с ними. Какое волшебное слово мы говорим на прощание?
Самостоятельная деятельность: игра -эксперимент "Мыльные перчатки"