Светлана Шевлякова
НОД «Путешествие в историю жилища человека»
▼ Скачать +Заказ
НОД «Путешествие в историю жилища человека»
(старшая группа)
Шевлякова Светлана Леонидовна,
воспитатель - 1 квалификационная категория,
МБДОУ № 85 «Малиновка»
комбинированного вида,
г. Северодвинск Архангельская область.
Цель – создать условия для развития у дошкольников представлений об истории жилищ различных народов.
Задачи:
• Познакомить детей с первым жилищем древнего человека;
• Дать понятие о том, какие жилища строил человек в зависимости от климата и условий проживания;
• Расширять ориентацию детей в пространстве и во времени;
Публикация «НОД „Путешествие в историю жилища человека“» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Дом, дома. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
• Закрепить умение соотносить тип жилища и человека;
• Упражнять в образовании прилагательных от существительных, обозначающих строительные материалы;
• Развивать творческое воображение;
• Развивать любознательность;
• Формировать коммуникативные качества, дружелюбие;
• Воспитывать уважение к архитектурному наследию наших предков;
• Воспитывать интерес к истории развития человека;
Интегрируемые образовательные области:
«Познание»
«Коммуникация»
«Социализация»
«Чтение художественной литературы»
Форма деятельности: подгрупповая деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности:
• Игровая
• Коммуникативная
• Познавательная
• Чтение художественной литературы
Форма проведения: игра-путешествие
Оборудование и материалы:
дидактическая игра «Рассели по домам» (картинки с изображением яранги, пещеры, иглу, первобытного человека, эскимоса, африканца, современного человека); кубики; мультимедийная презентация «Жилища человека».
Ход:
- Скажите пожалуйста, вы любите путешествовать?
- А куда можно совершить путешествие?
-А я сегодня предлагаю вам совершить путешествие не только в пространстве, но и во времени.
- А вот в какое путешествие мы с вами отправимся, вы догадаетесь, если отгадаете мою загадку.
Нужен взрослым он, и детям,
Нужен людям всем на свете,
Защитит он нас от стужи,
И непрошенных гостей.
И к нему всегда стремимся
Мы вернуться поскорей.
Без него прожить нам трудно,
Свой рассказ веду о ком…
Вы конечно догадались,
Это наш любимый… (ДОМ)
- Правильно, это ДОМ. Каждый человек нуждается в теплом и защищенном жилище, и мы сегодня с вами отправимся в путешествие по истории жилищ разных народов.
-Наше путешествие начинается, закрывайте глазки (звучит музыка)
-Итак, открывайте глазки. Может быть кто-то уже догадался где мы с вами оказались? (слайд «первобытный мир»)
-Правильно, мы с вами оказались во времени, когда только-только появился человек. (слайд «Первобытный человек»)
-Скажите пожалуйста, а где жил тогда первобытный человек?
-Правильно, первобытные люди жили в пещерах.
-Нашего далекого предка окружали леса, горы, пустыни. Но природа дома не строит, а как использовать деревья, камни или глину, человек тогда еще не знал. Первобытному человеку было холодно, потому что, в отличие от животных и птиц, он не имел ни теплой меховой шкуры, ни оперения. Нашему далекому предку со всех сторон угрожали опасности.
Человек стал искать, где бы ему спрятаться. Искал – искал и нашел ПЕЩЕРУ.
Пещера – это пустое пространство в горе (слайд «Изображение пещеры»).
Он принес туда веток и сухой травы и соорудил себе постель. Устроил в пещере очаг, а вход завесил шкурами животных. Очаг обогревал жилище, а на огне можно готовить пищу. Так пещера стала для далекого предка его первым домом (слайд «Первобытные люди в пещере»).
Игра «Пещера хорошо и плохо».
- Подумайте и скажите, что хорошего произошло у человека с появлением пещеры, и чем все таки пещера отличается от современного дома.
Хорошо – защищает от опасных диких зверей; защищает от непогоды; служит местом для отдыха; можно на очаге приготовить пищу.
Плохо – дверь тогда еще не придумали, поэтому вход в пещеру приходилось охранять от диких животных; не в любой местности были пещеры.
- Наше путешествие продолжается, закрывайте глазки и мы с вами двигаемся дальше.
- Посмотрите внимательно, кто может сказать, где мы с вами оказались?
(слайд «Снежная пустыня»)
- Скажите пожалуйста, а могли в таких суровых условиях жить люди?
- Оказывается, даже в таких тяжелых и трудных природных условиях человек приспособился выживать (слайд «Иглу»)
- Вы уже догадались, из чего сделаны их необычные дома?
- Правильно, эти жилища построены из снега и льда. А живут в таких домах ЭСКИМОСЫ, называется жилище эскимосов - «иглу». Они находят ровное место, очерчивают круг, складывают стены из тяжелых ледяных кирпичей, которые вырезают изо льда. В готовой стене прокапывают вход, выбирают снег. Все, иглу готово. Внутри жгут плошки с тюленьим жиром. Этот огня совсем недостаточно, чтобы растопить лед, наоборот чуть-чуть подтаявший лед смерзается еще крепче. А снежный пол и стены стараются укрыть звериными шкурами.
Игра «Дом эскимоса»
-Представим, что эти кубики сделаны изо льда и построим дом как у эскимосов (дети выкладывают из кубиков «иглу»)
- Молодцы, а кто запомнил, как называется дом изо льда?
- Ну, а наше путешествие продолжается, закрывайте глазки.
- Посмотрите, мы с вами оказались за полярным кругом, где очень длинная зима и совсем короткое лето (слайд «Тундра»).
- Здесь живут такие народности, как – ненцы и чукчи. Эти кочевые народы испокон веков разводили оленей и занимались рыболовством и охотой (слайд «Народы севера»).
- Без оленей не было бы у этих народов теплой меховой одежды и меховых сапог, а без теплой одежды в этом холодном краю очень плохо.
- И строили они вот такие дома (слайд «Яранга и чум»)
- Посмотрите, какие у них необычные дома. Называются эти дома – чум у ненцев и яранга у чукчей. Они очень похожи, только чум делают в виде шалаша, а ярангу в виде большого шатра. Основа этих домов деревянные шесты, которые покрывают оленьими шкурами. Внутри выгорожена комнатка, здесь люди едят и спят. А за пологом – кухня и кладовая. В железной печурке трещит огонь, в котле варится оленина.
Физкультминутка «Строим дом»
Что нам стоит дом построить?
Есть фундамент, можно жить? Нет.
Стены дальше мы возводим,
И в своё окно глядим.
Крыша нас от непогод,
Всех укроет круглый год.
Из трубы идет дымок,
Мама пирожки печет:
«Угощайтесь!»
- Ну что ж, немножко отдохнули и можно снова двигаться в путь. Закрывайте глазки и наше путешествие продолжается.
- Кто догадался, где в этот раз мы с вами оказались? Правильно, это –Африка (слайд «Африка»)
- А что вы знаете об Африке?
- Все правильно, здесь действительно всегда лето и очень жарко. И живут здесь самые разные африканские племена (слайд «Африканские племена»)
- В таких природных условиях не нужны очень теплые дома и люди строят себе вот такие жилища (слайд «Дома африканских племен»)
Какие причудливые дома они себе создают, некоторые похожи даже на домики гномиков.
- Посмотрите внимательно, какие природные материалы они используют для постройки своих домов?
- Действительно, в ход идут и листья пальмы, и глина, и бамбуковые ветви, и стебли тростника.
Игра «Четвертый лишний»
- Я сейчас буду произносить цепочку слов, а вы должны внимательно слушать, найти лишнее слово и объяснить, почему оно здесь лишнее.
Жара, пустыня, снег, солнце.
Слон, бегемот, белый медведь, жираф.
Лев, крокодил, жираф, гепард.
Ананасы, бананы, кокосы, яблоки.
- Но наше путешествие не заканчивается. Мы снова закрываем глазки… и оказываемся в привычном для нас мире (слайд «Современный город»)
- Современные люди научились строить очень удобные и безопасные для своего проживания красивые дома. Это могут быть одноэтажные уютные домики для проживания одной семьи или многоэтажные небоскребы, где могут жить сразу очень много людей (слайд «Дом и небоскреб»)
Дидактическая игра «Скажи по-другому»
- Я назову строительный материал и брошу мяч, а тот, кто ловит, отвечает какой дом можно построить.
Дом из камня - …. каменный
Соломы -
дерева -
глины-
льда-
кирпича -
снега -
стекла-
бетона -
брёвен –
- Вот и подошло к концу наше путешествие. И я хочу вам предложить очень интересное и трудное задание «Рассели людей по своим жилищам».
Вам необходимо правильно выбрать то жилище, в котором они проживают.
- Молодцы, все справились с этим заданием.
В путешествии мы были.
Ничего не позабыли?
Руку ты мне протяни,
Что запомнил, расскажи!
- Что вам понравилось в путешествии?
- Назовите жилище первобытного человека?
- Как называлось жилище эскимоса?
- В каком доме ты хотел бы жить?
- Молодцы, в следующий раз мы с вами познакомимся с другими интересными жилищами разных народов.