Юлия Смирнова
НОД «Путешествие по странам и континентам. Таджикистан — страна души»
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение №16 «Рябинка»
города Дубны Московской области
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНАМ
И КОНТИНЕНТАМ.
ТАДЖИКИСТАН»
для детей старшего дошкольного возраста
(подготовительная группа)
Автор:
Воспитатель первой
квалификационной
категории
Смирнова Ю. А.
2018-2019
год
Цели:
• Развитие коммуникативных навыков детей и обогащение знаний детей об окружающем мире через общее проживание вообража-емого сюжета.
Задачи:
Публикация «НОД „Путешествие по странам и континентам, Таджикистан — страна души“» размещена в разделах
• Обогащать элементарные географические представления детей об окружающем мире: о планете Земля, о континентах, материках, странах.
• Знакомить детей с государственной символикой и национальной
• культурой стран.
• Развивать целостное зрительное восприятие, память, внимание, воображение детей.
• Учить детей выстраивать логические цепочки между наблюдаемыми фактами, делать умозаключения на основе анализа произведённых действий.
• Учить детей работать в малых подгруппах и всей группой вместе.
Предварительная работа:
Рассматривание географической карты, глобуса, географических энциклопедий, книг. Просмотр познавательных мультимедийных презентаций о странах (Россия, Белоруссия, Татарстан, Украина) и континентах. Настольные печатные игры с национальными одеждами. Национальные подвижные игры и прослушивание национальной музыки.
Художественно продуктивная деятельность (рисование).
Материалы и оборудование:
Географическая карта мира настенная, глобус, картонный плоский макет самолета, картинки с изображением национальных государственных символов стран (России, Белоруссии, Украины, Татарстана, Таджикистана (флаги, гербы); «медали для путешественников» по количеству детей; национальное традиционное угощение (изюм, сухофрукты); национальный головной убор тюбетейка; мр3 файл-песня «Цыплята» (на таджикском языке).
Мультимедийное и музыкальное сопровождение: медийный проектор и экран, колонки, ноутбук.
Используемая литература
• Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Наша Родина. Пособие для воспитателей детского сада. – Москва «Просвещение» 1984
• Гризик Т. И. Познаю мир. Москва Просвещение 2005
• Камини Хандури Кругосветное путешествие Москва РОСМЭН 2006
• Картушина М. Ю. Праздники народов мира в детском саду. Часть1.
Лето - осень – Москва Скрипторий 2009
• Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. Москва Баласс 2003
• Веселая планета. Популярные мелодии народов мира (CD)
https://iplayer.fm
https://www.proshkolu.ru
• www.detsadd.narod.ru "Сказочные физкультминутки"
• www.Загадки. su (https://xn-- 80aaiflkn.su/zagadki-pro-globus
Ход занятия
Дети входят в группу. Воспитатель предлагает детям поприветствовать друг друга и гостей.
На экране Слайд 2
Приветствие
Здравствуй, солнце золотое! (поднять прямые руки вверх и «раскрыть» пальцы рук, как лучики солнца)
Здравствуй, небо голубое! (развести прямые руки горизонтально в стороны)
Здравствуй, маленький дубок! (сложить ладошки над головой «домиком» и слегка присесть)
Здравствуй, вольный ветерок (поднять прямые руки вверх и сделать наклоны вправо и влево)
Мы живём в одном краю (хлопаем ладошками)
Всех я вас приветствую! (вытянуть руки ладошками вверх вперёд).
Воспитатель предлагает детям сесть на свои места.
Ребята, а в какой стране мы с вами живем? (Россия). Назовите столицу России (город Москва).
Наша страна очень огромная. Одна из самых больших в мире. На нашей планете очень много разных стран и чтобы узнать и запомнить, где какая страна расположена на нашей Планете Земля люди придумали рисовать их маленькими, уменьшать их в размерах.
Загадки:
Отгадайте загадку.
Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.
Что же это? (Карта) Слайд 3
Правильно, это географическая карта. На ней изображены все страны мира, моря, реки, океаны и написаны их названия. Карту с собой обязательно берут в путешествие.
На ноге стоит одной
Крутит вертит головой
Нам показывает страны
Горы, реки, океаны.
(Глобус) Слайд 4
Сегодня, мы, с помощью нашего волшебного глобуса, отправимся в путешествие. Вы готовы путешествовать? (Да)
На чем можно путешествовать? (ответы детей)
А в путешествие мы с вами полетим на самолете, чтобы с высоты увидеть нашу землю. Согласны?
Что мы увидим с высоты полета? (моря и сушу, материки).
Что такое материк?
(Материк – огромная часть земли, окружённая со всех сторон океанами и морями)
Скажите мне, ребята, сколько материков на нашей земле? (Шесть)
Ребята, а на каком материке расположена наша страна Россия? (Евразия).
Кто мне скажет, какой материк самый маленький? (Австралия)
Какой материк самый холодный? (Антарктида)
Материки-близнецы (Америка южная и северная)
Самый жаркий материк? (Африка)
Молодцы!
Я вас приглашаю пройти на борт самолета. И как настоящим путешес-твенникам я предлагаю вам флажки (российский триколор, чтобы всем было понятно из какой страны вы прилетели.
Дети занимают места в импровизированном самолете.
Слайд 5 (изображение самолета)
Динамичная пауза
Мы садимся в самолет, начинается полет.
Крылья расставляем, внимание-взлетаем!
(дети разводят руки в стороны, изображают самолет)
( Раздается гул взлетающего самолета: звук №1)
Воспитатель: «Внимание, внимание. Мы набрали высоту. Чувствуете себя в полете комфортно? (дети отвечают)
Слайд 6
Посмотрите налево: над территорией какой страны мы пролетаем? Что это за республика? (Белоруссия). Кто назовет столицу Белоруссии? (Минск)
Мы летим дальше. Посмотрите: флаг какой страны вы видите (Татарстан).
Кто знает, как называется столица Татарстана? (Казань).
Посмотрите правее: развевается еще один национальный флаг: над какой страной мы пролетаем? (Украина) Какая столица в этом государстве? (Киев)
Какие вы молодцы!
Внимание, дети! Самолет идет на посадку. Звук №2
Мы приземлились в неизвестной стране.
Мультимедийная презентация. Рассказ о Таджикистане
Слайд 7
Давайте узнаем, в каком государстве мы с вами оказались. Посмотрим на экран (просмотр мультимедийной презентации о Таджикистане)
Слайд 8
Путешествие привело нас в страну Таджикистан. Посмотрите какая красивая природа в этой стране : много гор и плодородных земель, где выращивают хлопок.
Слайд 9
Главный город Таджикистана называется Душанбе. «Душанбе» с таджикского языка на русский переводиться как «понедельник».
Слайд 10
Государственный флаг Таджикистана ( состоит из трех цветов: зеленый, красный и белый. Красный обозначает единство таджикского народа, белый- цвет хлопка, главного богатства страны и цвет снежных вершин
гор. Зеленый-цветущие, плодородные долины. Посередине изображена корона с семью звездами)
Государственный герб (корона и полукруг из семи звезд в лучах солнца, восходящего из за гор; справа мы видим колосья пшеницы, а слева
ветки хлопка, которые говорят о плодородных землях Таджикистана.
Внизу расположена книга, символизирующая мудрость)
Слайд 11
Давайте посмотрим как выглядит традиционная таджикская женская одежда. Таджички носят длинные платья-рубахи – курты. Украшенная тюбитейка и чалма – головные уборы. Женщины носят цветастые платки, которые называются «лачака».
Слайд 12
И у мужчин головной убор называется тюбетейка (демонстрируется тюбетейка). Национальную мужскую одежду всегда составляет халат -«чапан» традиционных цветов, хлопчатобумажная рубаха - "курта", шаровары, широкий поясной пояс.
Слайд 13
Национальным традиционным блюдом у таджиков является плов («угро»). Они очень любят готовить плов с мясом баранины и восточными приправами.
Посмотрите, это манту: как большие пельмени.
Слайд 14
Таджики обычно сидят на полу, застеленном коврами и матрасами вокруг стола («дастархан» называется крытый скатертью настил на полу). Пищу
принято принимать не так, как у нас. Плов, например, кушают руками. Любят таджики печь лепешки, которые называются «нон». А зеленый чай пью из пиал.
Слайд 15
Национальные игры и танцы Таджикистана.
Окончание презентации
Воспитатель: Ребята, в каком государстве мы с вами оказались? (Таджикистан).
Как называется столица Таджикистана? (Душанбе). Кто живет в Таджикистане? (Таджики). Что еще вам запомнилось о традициях и культуре этой страны? (ответы детей)
Стихотворение на таджикском языке «Таджикистан»
В нашей группе есть мальчик, который приехал из Таджикистана-это Орифджон Саидов. И он приготовил для нас стихотворение на родном языке.
Как вы думаете, на каком языке Ориф рассказал нам стихотворение?
(на таджикском). Молодцы. А хотите узнать, о чем это стихотворение?
Стихотворение о родной стране Орифа : о Таджикистане.
Динамичная пауза: таджикский танец под детскую таджикскую песню :
А сейчас я предлагаю вам послушать песню на таджикском языке и немного потанцевать: Орифджон будет нам показывать движения, а мы повторять за ним. Звук №3
(дети танцуют под музыку, повторяют движения)
Как вы здорово и дружно повторяли движения под музыку!
Пришла пора возвращаться домой: занимайте свои места в самолете.
Ой, ребята, я совсем забыла вам сказать, что самолет у нас необычный: чтобы вернуться обратно, в свою страну, мы должны выполнить задания и отгадать несколько загадок. Вы готовы? (Да)
Викторина:
Вы знаете, что у каждой страны есть свои государственные символы. Кто ответит, какие это символы? (Герб, флаг, гимн).
Я предлагаю вам рассмотреть флаги разных стран и найти герб каждой страны и разложить их по парам. Кто хочет это сделать? (2-4 ребенка)
Скажите, у какой страны на гербе изображено животное? (Татарстан, Россия)
Какое это животное (Снежный барс на гербе Татарстана, двуглавый орел на гербе России)
А кто знает еще животных, символизирующих страны? (Зубр символ Белоруссии)
Молодцы, вы справились с первым заданием.
А теперь давайте вспомним про национальные блюда и традиции знакомых нам стран. Я вам буду показывать картинки, а вы называйте национальные блюда и страну, в которой так любят эту еду.
Картошка, драники со сметаной (Белоруссия)
Как называют картошку в Белоруссии? Бульба.
Плов, чак чак (Татарстан)
Манты (Таджикистан)
Любимое блюдо Украины? (Борщ с пампушками)
Национальные блюда России? (Щи, каша, блины с икрой и со сметаной)
Вы у меня молодцы! И теперь мы можем взлетать. Готовы?
Динамичная пауза
Мы уселись в самолет, начинается полет.
Крылья расставляем, внимание-взлетаем!
(дети разводят руки в стороны, изображают самолет)
Полетели!
(Гул самолета) звук №4
Воспитатель: Вот мы с вами и прилетели в нашу страну - Россию,
в наш любимый детский сад. Вы рады вернуться на Родину? (Да)
Сюрпризный момент :
А мы из путешествия вернулись не с пустыми руками: из Таджикистана,
из города Душанбе мы захватили с собой восточные угощения: орехи и сладости. Хотите попробовать? (Да).Угощайтесь, пожалуйста.
Наше занятие закончено.