Анастасия Эдуардовна
НОД «Психология для малышей или королевство внутреннего мира»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ИЛИ КОРОЛЕВСТВО ВНУТРЕННЕГО МИРА».
Данный материал предложен в сюжетно сказочном образе для детей старшего дошкольного возраста.
Тема урока: Развивающее занятие у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Развитие творческих способностей, креативности мышления, внимания, памяти, интеллекта, воображения.
Задачи урока:
Образовательные: дать первичное представление о психологии.
Публикация «НОД „Психология для малышей или королевство внутреннего мира“» размещена в разделах
Развивающие: познакомить с играми, развивающими внимание, память, мышление, воображение, способами человеческого общения Воспитательные: Воспитывать чувство доброты, дружбы, взаимопомощи и коллективизма.
Оборудование: музыкальный материал, атрибуты для детей.
Продолжительность занятия: 25 минут.
Ход занятия:
Вводная часть.
Ведущий:
Здравствуйте ребята. Нам предстоит большая совместная работа. К нам в гости пришёл робот «Эльчик». Он просит нас, помочь ему. Мы будем свами создавать робота «Эльчика», а вернее его внутренний мир.
А сейчас я расскажу вам о Королевство Внутреннего Мира Человека. В это королевстве есть внутренние явления, им люди придумали названия — как восприятие, память, мышление, воля, чувства и другие. А у Эльчика этого нет. Все вместе они образуют внутри каждого из нас особое Королевство Внутреннего Мира. Все миры внутри людей очень разные, непохожие, но общие законы в них есть. Давайте поможем нашему роботу?
Конечно, изучать Внутренний Мир человека довольно трудно — мы же не можем посмотреть, какие у него мысли или образы. Поэтому мы с вами превратимся в мудрых и добрых волшебников-психологов, которые могут изменять других людей и даже заглядывать в глубину их душ.
Основная часть.
Ведущий: Теперь мы, волшебники и будем изучать явления в Королевстве Внутреннего Мира, а что бы понять, как эти явления протекают, мы будем выполнять задания и внимательно анализировать результаты. И так начнём! (Ведущий взмахивает волшебной палочкой, и все превращаются в волшебников).
В живой психике все начинается с ощущений и восприятий. С их помощью в наш мозг поступают сигналы из внешнего мира. Мы видим дерево, камень, собаку — потому что у нас есть глаза, слушаем музыку — потому что у нас есть уши. Мы чувствуем носом запахи цветов или свежей краски, а благодаря языку ощущаем вкус сладкой конфеты. Это помогают нам делать наши ощущения и восприятия. А если бы у нас их не было, этих ощущений и восприятий? Как у нашего Эльчика. Давайте представим, как ему без них. Закройте глаза, чтобы ничего не видеть, заткните уши, чтобы ничего не слышать, и нос, чтобы не чувствовать запахов, разве это жизнь? А если бы еще и ваша кожа потеряла способность к ощущениям? Тебя, допустим, кусают комары, а ты не чувствуешь!
Давайте поможем Эльчику принять ощущения и восприятия. Взмахнём волшебными палочками, и скажем:
- Раз, два, три, Эльчику помоги!
Ведущий: А как вы думаете, как психологи помогают людям? Допустим, у какого-то ребенка плохая память. Он забывает все на свете. Тогда психолог придумывает для него специальные упражнения, занимается с ним и развивает его память. Давайте покажем нашему Эльчику как формировать навыки внимания. Это позволит ему усвоить новый материал. Поскольку развитие внимания тесно связано с развитием запоминания. Я предлагаю вам игры-упражнения, которые способствуют развитию запоминания. После правильно выполненных заданий, Эльчик автоматически приобретает эти навыки.
Упражнения на развитие внимания и памяти
1. Закрой глаза и опиши, во что одет твой друг.
2. Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.
3. Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечисляй все звуки, которые ты будешь слышать.
Ура у нас получилось! Эльчик приобрёл эти навыки!
Ведущий: И так продолжим, с помощью наблюдения. Если даже недолго наблюдать за ребенком, уже можно узнать, общительный он или замкнутый, щедрый или жадный, драчливый или спокойный. Кроме того, очень многое могут рассказать о ребенке его рисунки или фигурки, которые он слепил из пластилина. Психолог может очень многое узнать про человека. Часто бывает, что человек думает про себя, про свои качества одно, например, считает себя очень добрым, а психолог наблюдает за его поступками и видит, что он обижает своих друзей, не любит делиться игрушками и книжками. Какая же это доброта?
Что такое рефлексы, инстинкты.
Ведущий: я хотела спросить: чем животные от людей отличаются? Почему мы разумные, а они нет? Дрессированной собаке хозяин командует: «Голос!» — и она начинает лаять. Ты просишь эту же собаку: «Ну полай, пожалуйста!», а она этого не делает. Почему? Ответ: у собаки именно сочетание звуков «голос!» связывается в психике с тем, что нужно лаять. Ведь она не понимает человеческой речи. Только людям можно объяснить, что делать, разными словами.
—Есть рефлексы, которые называются условными. Это такие, которые имеются не всегда, а появляются при определенных условиях. Например, вы видели в цирке дрессированных тигров? Они через кольцо прыгали. А прыгали они тогда, когда дрессировщик щелкал пальцами. Как же он добился того, чтобы щелчок вызывал прыжок тигра через кольцо? А психологи сказали бы : вырабатывал условный рефлекс на щелчок пальцами. Наверное, это было так: всякий раз, когда тигр прыгал через кольцо после щелчка пальцами, он получал угощение. Так повторялось мною раз, пока тигр не запомнил: после щелчка пальцами должен быть прыжок через кольцо. А за это он всегда получал что-нибудь вкусненькое. Возник условный рефлекс: щелчок пальцами прыжок.
— Инстинкт подсказывает птице, как ей нужно свить гнездо, а пауку — как сплести паутину. Эти умения и птица, и паук получили в наследство от своих папы с мамой так же, как и внешность. Никто их этому не учил.
Упражнения на закрепление понятий «инстинкт» и «рефлекс»
Ответьте, какие из указанных действий являются безусловным рефлексом:
1) мама позвала Юлю обедать, и девочка, не прекращая играть, ответила: «Сейчас!»;
2) Петя неожиданно громко крикнул над Юлиным ухом, и она вздрогнула;
3) Юле надоело смотреть телевизор, и она его выключила;
4) луч солнца коснулся глаз младенца, и он зажмурился. Ответ: 2 и 4.
Ответь, какие действия животных являются инстинктивными, а какие условными рефлексами:
1) муравьи несут в свой муравейник пойманную гусеницу;
2) голуби слетаются к кормушке на звук колокольчика;
3) хлопает дверца холодильника, и кошка стремглав бежит на кухню;
4) птица вьет гнездо среди ветвей дерева.
Ответ: инстинктивные действия — 1 и 4. Условный рефлекс 2иЗ.
Молодцы. Вы настоящие волшебники.
Заключительная часть.
Мы закончили основные работы в отделе внимания, завершилась отработка блоков памяти, мышления и воображения. И сам Эльчик приобрел наконец зримые черты: теперь приводится в порядок его тело, напичканное биоэлектроникой, как пирожки с повидлом. Инженеры и механики уже собирают в его голове самый сложный прибор — Мозг. Работа над основными блоками его психики была успешно закончена.
ОБОБЩЕНИЕ
Ребята вы молодцы, мы с вами закончили изучение Королевства внутреннего мира. Помогли Эльчику. Расскажите, какие навыки он приобрёл? Молодцы! А кто же такие психологи? (Ответы детей)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Нарисовать рисунок робота Эльчика.
Использованная литература:
И. В. Вочков " Психология для малышей
или сказка о самой душевной науке".