Елена Четвертнова
Дневник стажёра по проблеме «Дошкольная педагогика и психология». 1 часть
▼ Скачать + Заказать документы
ГБУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Дневник стажёра
Ф. И. О. Четвертнова Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ «Детский сад №4», п. Новокумский, Левокумского района, Ставропольского края
Стажировка по проблеме «Дошкольная педагогика и психология»
Сроки стажировки : с 25.02.2019 по 26.02.2019г. г.
Место стажировки : МБДОУ ДС «Радость» №34, МАДОУ ДС Комбинированного вида №7, г. Ставрополя
Публикация «Дневник стажёра по проблеме „Дошкольная педагогика и психология“, 1 часть» размещена в разделах
Краткое описание выполняемой работы
МБДОУ ДС «Радость» № 34, г. Ставрополя
Дата Содержание работы Рефлексия
25.02.2019
9.00-13.00 Стажировка по проблеме «Дошкольная педагогика и психология».
1. Приветственное слова заведующего МБДОУ д/с №34 «Радость» Шаршапина Виолетта Владимировна
Полное наименование учреждения — Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 «Радость».
Учредитель: Комитет отдела образования г. Ставрополя.
Район — Ленинский. Детский сад построен в 1965 году. Девиз ДС отражен на вывеске при входе на его территорию «Я люблю Радость» Детский сад удостоен различных наград. 2016г. - «Самый лучший проект»-дипломат в номинации в области реализации программ по физическому воспитанию и здоровьесберегательных технологий», «Лучший сад года» (2015, 2016 гг. ,
Ведущий ДС г. Ставрополя. Комплектация ДС- 11 групп.
8- общее развитие воспитанников,
3- компенсирующего направления (коррекция недостатка в речевом развитии).
Работают 36 педагогов, среди них- 22 чел- высшая категория,
4- I категория,
6- имеют соответствие занимаемой должности,
4-молодых специалиста.
8 человек из 36 награждены отраслевыми наградами,
3- победителя конкурса»Воспитатель года»,
3- приглашены и работают в управлении образования г. Ставрополя. Детский сад осуществляет образовательную деятельность по программе Н. Е. Веракса: «От рождения до школы».
Материально-техническая база детсада соответствует ФГОС. Имеется 16 компьютеров, подключенных к сети Интернет, телевизоры, спортивное оборудование, бассейн, методическая литература, благополучно оснащена пространственно-развивающая среда в группах. Система дополнительного образования:
-социальное;
-художественно-эстетическое;
-оздоровительное.
Функционируют кружки на бесплатной основе. 80 детей получают бесплатную образовательную услугу в рамках программы»Академия дошкольных наук» .Администрация детского сада сотрудничает с мед. академией, институтом СКФО, театром кукол, библиотекой, музеем искусств, Дворцом детского творчества, академическим театром. Есть центр игровой поддержки.
2. Выступление Лени Лукьянова с песней «Веселый карандаш» Г. А. Капля
3. Доклад на тему «Одаренные дети» зачитал Пахомова Ирина Петровна воспитатель по физической культуре
Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.
Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Больше всего это относится к специальным способностям: музыкальным, изобразительным, математическим и др.
4. Танец детей подготовительной группы : Моя Россия»
(подготовлен к празднику 23 февраля)
Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание начинается довольно
рано – в детском саду, с привития любви к Родине – месту, где человек родился и живет.
Патриотическое воспитание дошкольников направлено на решение широкого круга задач: воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.
5. Презентация: Наш детский сад Радость!» Кононова Людмила Стефановна, заместитель по учебно-воспитательной работе.
Разработка программно- методического обеспечения инновационных процессов: Программы развития ДОУ образовательной программы, годового плана.
Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.
Внедрение инновационных подходов к физкультурно- оздоровительной работе ДОУ.
(оздоровительно-игрового, динамического «Часа», «Часа» двигательного творчества).
Социальные технологии гармонизации детско-родительских отношений.
Научно-методические продукты инновационной деятельности- публикации методических разработка и пособий, размещение материалов педагогов на сайтах в сети интернет,
Участие в виртуальных семинарах, научно-практических конференциях, интернет-сообществах, форумах, педсоветах.
Работа творческой и проблемной группы, проведение мастер-классов.
6. Методика и презентация учитель-логопед Бирюкова Татьяна Николаевна на тему: «Заучивание стихотворений с опорой на мнемотаблицы»
Мнемотаблицы используются:
- При обучении составлению описательных и творческих рассказов - При заучивании стихотворений
- При обучении пересказу художественной литературы
С помощью мнемотехники можно решить такие задачи:
- развитие основных психических процессов –памяти,внимания, образного мышления и речи;
- развитие зрительно пространственных функций;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
- развитие умения преобразовывать образы и символы.
- развитие связной речи;
Этапы работы над стихотворением
1. Взрослый выразительно читает стихотворение
2. Взрослый ребёнок будет учить наизусть. Затем ещё раз читает его с опорой на мнемотаблицу сообщает, что это стихотворение
3. Взрослый задаёт вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребёнку уяснить основную мысль.
4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребёнку, объясняет их значение в доступной для ребёнка форме
5. Взрослый читает отдельно с опорой каждую строчку стихотворения. Ребёнок повторяет её с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребёнок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
К. Д. Ушинский
7. Логоритмика – учитель-логопед Капля Галина Анастасьевна.
Занятие с использованием элементов логоритмики. «Пригласите песенку!»
Цель логоритмических занятий: преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Благодаря введению логоритмических упражнений в структуру занятия это требование выполняется, возрастает коммуникативная направленность обучения. Применение элементов логоритмики сопровождается максимальной концентрацией внимания школьников и дошкольников. Музыкальное сопровождение оказывает благоприятное воздействие на нервную систему детей, способствует устранению речевого дефекта и общему развитию.
Темпо-ритмическая организация речи является стержнем, который объединяет и контролирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматический строй, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.
8. «Негативные эмоции» - педагог психолог Щеглакова Е. Б.
Эмоции – это язык, на котором с нами говорит организм. И если мы его не замечаем или игнорируем, потом за это дорого расплачиваемся: болезнями, срывами, переутомлением и выгоранием. И когда мы испытываем переживания, которые принято называть негативными (злость, печаль, раздражение, они тоже сообщают нам что-то важное.
Негативные переживания – неотъемлемый элемент жизни. Вопреки традиционному представлению, для педагогов они не только не противопоказаны, но даже необходимы и являются лучшими помощниками в борьбе со стрессом и профессиональным выгоранием. Главное – научиться их правильно распознавать и грамотно реагировать на них. Сигнальная функция эмоций особенно важна для педагогов, чья работа связана с постоянным общением с детьми, с необходимостью быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства, искать баланс между необходимостью придумывать новое и выполнять инструкции. В такой стрессовой ситуации обойтись без помощи чувств и переживаний практически невозможно.
9. Мастер класс
«Организация познавательной деятельности,
через творческую самореализацию дошкольников
средствами музейной педагогики»
Лесных Вера Николаевна, старший воспитатель.
Цель образования: Развитие социализированной личности и гражданина т. е. человека, готового к активной, социально-значимой деятельности на благо России.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) — новый тип документа, поддерживающий разнообразие детства и направленный на:
- позитивное становление ребенка;
- создание комфортных условий для обучения и воспитания ребенка;
- обеспечение мотивации к обучению, познанию и творчеству;
- учёт индивидуальных потребностей;
- проявление инициативы и интересов;
ФГОС ДО меняет принципы работы ДОО, позволяет ребенку быть мотивированным на жизненный успех,способствует его гармоничному развитию дает возможность найти уникальный баланс между игрой и обучением.
В связи с ФГОС ДО актуальной задачей становится ПОИСК НОВОГО :
1. Регионального и вариативного содержания
1. Регионального и вариативного содержания.
3. Моделей и форм организации деятельности всех субъектов образовательных отношений, которые учитывают:
А. особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Б. Способы и направления детской инициативы.
В. особенности взаимодействия
педагогического коллектива
с семьями воспитанников.
Региональный компонент :
Цель: формирование у воспитанников целостных представлений о Ставропольском крае, городе Ставрополе, ближайших соседних республиках, краях, областях южного региона Российской Федерации, природе региона, особенностях проживания и взаимодействия в регионе.
Задачи:
1. Приобщение к истории возникновения родного города; знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Ставропольский край.
2. Формирование представлений о достопримечательностях родного города.
3. Знакомство с геральдикой города и края.
4. Формирование и развитие познавательного интереса к художественно-эстетическому наследию края.
5. Формирование представлений о животном и растительном мире родного края; о Красной книге Ставропольского края, Северного Кавказа.
6. Ознакомление с картой Ставропольского края, города Ставрополя, Южного федерального округа.
10. Мастер класс СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
К РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ : «НАРОДНАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА»
Преподаватель по ИЗО Паташова Н. А.
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с тряпичной народной куклой.
Задачи:
обучающие
• знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;
• формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;
• обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире;
развивающие
• развивать познавательный интерес к рукотворной тряпичной кукле;
• развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т. д.);
• развивать эстетический вкус и творчество детей;
воспитательные
• воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;
• воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма;
• воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы;
• привлекать родителей воспитанников к участию в работе над данной проблемой.
Куклы –обереги.
• Кувадки и Пеленашка
• Лихоманки
• Крупеничка
• Кубышка-Травница
• Рябинка
• Благополучница
• Подорожница
• Желанница
• Шестиручка и Десятиручка
• Каргопольская кукла и Параскева-пятница
• Неразлучники и Мировое дерево
• Колокольчик
• Счастье
Обрядовые куклы.
• Коляда
• Коза
• Крестец
• Масленница
• Мартинички
• Веснянка
• Купавка
• Птица-Радость
• Пасхальная и вербница.
Игровые куклы
• Девка-баба
• Зайчик на пальчик
• Столбушки
• Скрутки
• Нянюшка
• Отдарок на подарок
• Утешница
• Хороводница.
• Кукла на выхвалку.
11. Нетрадиционные формы с детьми «Импровизационный батл» преподаватель по хореографии Алексеева И. А.
Батл- совмещает в себе "разные театральные описания, разных действий ", которые выполняют задание друг. Перед игрой участника становятся в одну колону и воспитатель дает задание последнему участнику, остальные могут задавать три вопроса "Кто?", "Где?" и "Что произошло?"
12. Мастер класс «Эффективные формы взаимодействия
с родителями
и вовлечение их в образовательный процесс»
Лесных Вера Николаевна, старший воспитатель.
Актуальность
• Один из принципов дошкольного образования, заложенный в ФГОС ДО - это сотрудничество детского сада с семьей. Родители, наряду с детьми и педагогами ДОУ, являются равноправными участниками образовательной деятельности.
• Эффективное взаимодействие с семьей позволяет повысить качество образования в целом, успешно решать задачи воспитания.
ЦЕЛЬ:
Привлечение родителей к совместной
активной деятельности в вопросах
обучения, развития и воспитания детей.
Задачи по взаимодействию с семьей:
1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника.
2. Познакомить родителей с содержанием, методами и приёмами, работы в дошкольном образовательном учреждении;
3. Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством систематического педагогического и медицинского просвещения.
4. Заинтересовать родителей идеей вести здоровый образ жизни в семье.
Основные принципы работы с семьей:
- Единство
требований и приемов
работы
- Систематичность и последовательность
- Индивидуальный подход
- Доверие и взаимопомощь
Формы работы с родителями
1. Просвети-тельские
Наглядная информация, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, открытые занятия и т. д.
3. И К Т
Создание проектов, презентаций по обобщению опыта семейного воспитания, наглядного материала поиск материала, изготовление газет, альманахов, и т. д.
4. Развлека-тельно-познавательные
Совместные спортивные праздники, физкультурные досуги, походы, тренировки
Формы работы с родителями
1. Просветительские
(познавательные) мероприятия с родителями
- Наглядная информация на стендах в родительских уголках,
газеты, альманахи
папки передвижки
- фотовернисажи
выставки семейного опыта
- Родительские собрания;
- Индивидуальные и подгрупповые консуль-тации, беседы;
- Диспуты, гостиные;
- Семинары-практикумы;
Совместно с детьми:
• Дни открытых дверей;
• Занятия - приглашения
• Мастер классы
• Отчетные мероприятия
• Выступление агитбригады по ПДД и ЗОЖ
Совместные праздники, походы, досуги, развлечения, экскурсии, посиделки. Постоянное изменение и наращивание потенциала информационных технологий оставляет открытым вопрос для инноваций в области педагогики, психологии, социализации, организации работы с родителями, педагогическими кадрами.
Комментарии:
Мальчик не закомплексованный, очень хорошо двигался под музыку и хорошо спел, замечательная работа педагогов и родителей в развитии одаренности ребенка, Леня имеет очень много наград,лауреат городских конкурсов, а также в феврале на конкурсе «Синий конверт» получил приз зрительских симпатий.
«Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод». В. А. Сухомлинский.
(в старшей и подготовительной группе дети должны танцевать без подсказок)
Танец очень интересный, хорошая постановка, великолепные переходы, дети молодцы, станцевали хорошо, прекрасно слышат ритм музыки.
Много интересного и нового, я услышала, предложу своим коллегам использовать в работе.
Но некоторая работа проводится и в нашем детском саду, есть сайт детского сада, у каждого воспитателя есть свои сайты, где делятся своими методическими разработками, ведется информационная работа с родителями в сети интернет.
В нашем детском саду, уже давно используют воспитатели в занятиях по развитию речи Горина А. Н. показала открытое занятие в младшей группе по теме «Составление рассказа «Весна»»
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Ранее логоритмика использовалась для работы с заикающимися детьми. В настоящее время занятия логоритмикой проводятся в условиях обычного детского сада, в соответствии с основными требованиями программы воспитания в детском саду. Однако опыт показывает, что элементы логоритмики можно с успехом применять и в условиях логопедического кабинета в ДОУ. Особенно актуально использование логоритмических упражнений в группе учащихся с ОНР.
Логоритмика – это упражнения на координацию слова с движением.
Чтобы понять, являются ли негативные переживания нормальными или они свидетельствуют о переутомлении и выгорании, прежде всего, важно обратить внимание на преобладающий эмоциональный фон. Если человек чаще всего находится в устойчивом позитивном состоянии, переживания, раздражения появляются только периодически и с ними получается справиться, скорее всего, беспокоиться не о чем. Но если негативные переживания стали постоянными спутниками, если эмоциональное состояние чаще всего подавленное или раздраженное, возможно, чувства уже не просто говорят с нами, а прямо кричат о том, что нужно срочно обратить внимание на себя, потому что это уже, скорее всего, не просто нормальное и естественное раздражение, а профессиональное выгорание.
«Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания», которые помогут дошколятам стать творческими личностями и успешно самореализоваться в школьной и дальнейшей жизни.
Наш детский сад также, плотно взаимодействует с краеведческим музеем искусств, культурно досуговым центром казаков некрасовцев и духовных христиан молокан.
Есть свой мини музей «Горница» в д\ с и в каждой группе мини музеи:
Таким образом, использование народной тряпичной куклы на практике оказалось эффективным средством повышения уровня воспитательно- образовательного процесса, формирования познавательной и творческой активности
способствующим развитию духовности, формированию нравственно-патриотических позиций:
- в результате совместной творческой деятельности педагогов, по осуществлению намеченного мероприятия в положительную сторону изменились представления о добре, милосердии, великодушии, отзывчивости, трудолюбии, получили огромное удовольствие
Игра интересная, увлекательная, буду использовать в работе с детьми.
У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности. Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей. Задача педагога, непосредственно наблюдающего за детьми, знающего их проблемы,- привлечь родителей к сотрудничеству, к знанию и пониманию педагогических принципов. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д.
Много интересного, познавательного, я уже предложила своим коллегам сделать «День открытых дверей» в нетрадиционной форме.