Наталья Волосатова
НОД познавательного типа с элементами экспериментирования «Наша планета Земля — какая ты?»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД познавательного типа с элементами экспериментирования
"Наша планета Земля- какая ты?"
Цели:
1. Сформировать у детей элементарные представления о Земле.
2. Дать представление о главном географическом понятии- направлениях:север, юг, восток, запад.
3. Подготовить детей к элементарному осмыслению основных географических понятий: ось Земли, полюса.
4. Развивать поисково-исследовательскую деятельность, с помощью опыта подтвердить шарообразность Земли и почему на Земле происходит смена дня и ночи.
Публикация «НОД познавательного типа с элементами экспериментирования „Наша планета Земля — какая ты?“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
5. Обогатить словарный запас: солнечная система, планета, орбита, глобус, свет, тень, активизировать в речи детей слова- названия планет, сторон света.
6. Вызвать интерес к теме, способствовать психологической готовности к дальнейшему изучению астрономии и физики в школе, воспитывать любознательность и интерес к процессам, происходящим на Земле.
Наглядный материал:
Плакат с изображением Солнечной системы, глобус, для экспериментов : пластилин, зубочистки, мячи, маркеры, яблоко, свеча, два маленьких флажка белого и красного цветов, видео отрывок с изображением смены времен года, изображение Солнца на бумаге.
Ход НОД:
Воспитатель (далее В.) : Ребята, я приглашаю вас в нашу научно-исследовательскую лабораторию. Как вы думаете, зачем людям нужны такие лаборатории?
Дети: Проводить опыты, ставить различные эксперименты, что-то исследовать, изучать, открывать новое,
неизведанное.
В: Правильно. Недавно мы совершали космическое путешествие по Солнечной системе и познакомились с
Солнцем и его дружной космической семьёй. Сколько в Солнечной системе планет, назовите их (ответы детей).
Как вы думаете, почему Солнечную систему так называют?
Дети: В центре системы - Солнце, все планеты вращаются вокруг него. Все планеты образовались в результате взрыва на Солнце. Солнце даёт всем планетам свет и тепло.
В: Сегодня на заседании учёного совета мы поговорим об одной из планет Солнечной системы. О какой?
Догадайтесь: (загадка)
Во Вселенной есть планеты,
Очень разные они,
Но такую, вот как эта
Во Вселенной не найти.
Здесь леса, моря и горы,
Люди разные живут.
На других же на планетах
Жизнь пока что не найдут. (Земля)
На какой кольцевой улице Солнечной системы живёт наша планета? (третья кольцевая).А теперь назовите
соседей Земли. (Венера и Марс).
Воспитатель демонстрирует фотографию Земли из космоса.
В: Посмотрите внимательно, на этот снимок. Вот так выглядит наша планета, если смотреть на неё, из
космического корабля. На что она похожа (игра ТРИЗ, варианты детей) Космонавты говорят, что Земля
кажется голубой и хрупкой, как стеклянный шар. Почему кажется голубой (это моря и океаны). А ещё Земля
кажется живой и доброй, поэтому художник изобразил её для вас с добрым улыбающимся лицом. У кого
может быть такая добрая улыбка (у мамы).Для всех живущих на ней людей Земля- как мама. Люди должны
любить и беречь Землю, как любят и берегут маму. Мы должны охранять окружающую нас природу, потому
что больше нигде в космосе нет такой живой и красивой планеты, как наша Земля.
Далее проводится пальчиковая игра:
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, вольный ветерок.
Здравствуй, маленький дубок.
Мы в родном краю живём
И Земля- наш общий дом.
Дети садятся за столы.
В: Вы сказали, что Земля круглая, по форме напоминает шар. Но в древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края Земли и посмотреть, что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком, или верхом на лошади, или на корабле.
Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды- моря или океана и считали, что их путешествие закончено: вот он- край Земли ничего, кроме воды, дальше уже нет. Но были и такие, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились в том, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда началось их путешествие. Почему так происходит- задумались люди и пришли к выводу, что Земля- шар. Чтобы и нам в этом убедиться, давайте немного поэкспериментируем.
Эксппримент№1 :У нас есть небольшие мячи. Возьмите мячи и фломастеры. А теперь представьте, что вы путешественники и каждый из вас стоит на верхушке шара. Поставьте туда кончик фломастера. Теперь ваш путь пойдёт всё время вниз. Ведите фломастер вниз по мячу, а мяч поворачивайте вслед за движением фломастера. Если вы будете аккуратно двигать фломастер в одном направлении, то скоро окажетесь в той же точке,откуда начали свой путь.
Вывод: вот так и путешественники убедились, что Земля - это шар.
Физ. минутка: А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их, оглянулись
Через правое плечо, через левое плечо,
Дружно присели,пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
В: Земной шар постоянно вращается. Как это происходит, можно представить с помощью следующего эксперимента.
Эксперимент№ 2 : Берём кусочек пластилина и катаем шар- это планета Земля. Зубочисткой прокалываем шар по центру- это ось Земли. На самом деле ось у Земли невидимая, воображаемая. А сейчас раскрутим шар, удерживая его за конец палочки. Вот так и вращается наша планета Земля. Посмотрите на свой макет Земли : в верхней точке, где ось входит в Землю, находится север, Северный полюс, в нижней точке, где ось выходит, Южный полюс. Восток находится справа от севера и юга (показ, запад в противоположной стороне от востока, покажите где?
Солнце восходит утром на востоке, поднимается днём на небосклоне, а затем опускается на западе за горизонт. А вы задумывались, где ночует солнце? Куда оно прячется ночью? (ответы детей)Вы высказали много предположений, а чтобы узнать, какое из них верное, мы ещё немного поэкспериментируем.
Эксперимент№3 (Дети стоят вокруг столов) Для этого нам необходимы: яблоко, свеча, два флажка белый и красный. Горящая свеча будет Солнцем, яблоко- наша планета Земля, а флажки будут изображать дома. Итак. Половина яблока освещена, половина тёмная. В белом доме сейчас день, в красном ночь в самом разгаре, там все спят. Повернём планету так, чтобы белый дом скрылся, а красный появился на свету, здесь наступило утро. Какое время суток наступило в белом доме?
Дети: Вечер.
В: Земля не стоит на месте, она постоянно вращается вокруг своей оси. Вот она ещё повернулась, в красном домике – день, а в белом (ночь)
Повернём ещё нашу планету. Что мы видим? (ответы детей) Вот так наша игрушечная планета сделала один полный оборот вокруг своей оси. Ребята, а вы знаете, как называют день и ночь вместе, одним словом?
Дети: Сутки.
В: Правильно. Есть такая пословица: «День и ночь – сутки прочь». А сколько частей в сутках? (четыре). На нашей планете происходит смена дня и ночи, а какие ещё изменения происходят на Земле? Внимание на экран (видео отрывок со сменой времён года)
Дети: Смена времён года.
В:А как это происходит, мы узнаем на следующем заседании учёного совета. Я думаю, мы славно сегодня потрудились. Хочу завершить наше заседание словами: «Пройдёт ночь, Солнце снова встанет, осветит всех своими тёплыми лучами, и мы с радостью скажем друг другу и всем на нашей Земле : «Доброе утро!»