Иванова Ивана
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Путешествие в Страну трав»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе (окружающий мир)
Тема: «Путешествие в Страну трав»
Составила и провела воспитатель второй квалификационной категории Салахутдинова Р. Н.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
-познакомить детей с лекарственными растениями родного края.
-рассказать о простейших способах использования растений для лечения.
-вызывать желание беречь и охранять природу.
Развивающие задачи:
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе „Путешествие в Страну трав“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
-вызывать интерес к окружающему миру,
-расширять у детей представления и знания о травах, их внешнем виде, о пользе, которую они приносят людям.
-обогащать словарный запас, развивать связную речь, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.
Предварительная работа:
-рассматривание альбома «Целебные травы»
-беседы с детьми о лекарственных травах
-загадывание загадок, заучивание стихотворения «Целебные травы»
-рисование
- узнавание лекарственных растений по запаху
Оборудование:
картинки, плакаты, фотографии с изображениями лекарственных растений, листья разных трав, белая бумага, трафареты, цветные карандаши.
Методические приемы:
Словесные: художественное слово, объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, беседа, предвосхищающая оценка.
Наглядные: рассматривание фотографий и альбомов о лекарственных растениях, сравнение с оригиналом.
Практические: узнавание лекарственных растений по запаху, физминутка, пальчиковая гимнастика, рисование.
Игровые: создание игровой ситуации
Ход деятельности:
-Дорогие ребята! Предлагаю вам отправиться в путешествие в Страну трав. Чтобы оказаться в этой стране, не нужно ехать на поезде, плыть на корабле или лететь на самолете. Достаточно выйти на зеленую лужайку перед домом, и вы окажетесь в Стране трав. Перед вами самые обычные травы, порой вы их не замечаете, а ведь они красивые, душистые и полезные. Что же такое трава? Трава небольшое растение с мягким и тонким стеблем. Если много разных растет рядом на опушке леса, на поляне или на лугу, то их называют красивым словом «разнотравье». Подумаем вместе, чем похожи и чем отличаются травы от других растений, например деревьев. (ответы детей)
-Верно! Травы и деревья похожи тем, что и у тех и у других есть корень, стебли, листья, цветы, семена. Отличаются тем, что травы ниже деревьев, у травы стебель, у деревьев - ствол, деревья живут много-много лет, травы живут недолго.
-Знаете ли вы, ребята, какие травы растут рядом с нами на лугах, в лесу, вдоль дорог и на пустыре? Попробуйте их назвать. (ответы детей).
Ребята, отгадайте загадки: (воспитатель демонстрирует при ответе фотографию или картинку)
К земле никнет стебелек, ягодка как огонек. (земляника)
Золотист, красив на вид - для коровок ядовит. (зверобой)
Хоть она и не печь, руку может вам обжечь. (крапива)
В белой шапке стоит дед, если дунешь – шапки нет. (одуванчик)
Пышным розовым султаном, украшает он поляну. (Иван-чай)
Нет свежее аромата и приятней чем у (мяты)
-Ребята, а давайте с вами поиграем в игру. Будем учится узнавать лекарственные растения по запаху. (предложить детям понюхать листья мяты, подорожника, одуванчика, ромашки, земляники).
Следующая игра называется «Отгадай, где растет?» я называю растение, а вы должны отгадать где оно растет, например: Ромашка-луг, крапива-лес, огород, вдоль дороги, земляника- лес, василек – поле, луг, и тд.
Следующая игра «Четвертый лишний». Я называю ряд слов, а вы должны отгадать какое слово лишнее. Например, Пижма, зверобой, мята, береза. Липа, крапива, дуб, клен. Земляника, лопух, полынь, пижма. Боярышник, шиповник, подорожник, орешник. Ромашка, василек, одуванчик, папортник. Жасмин, ландыш, Иван-чай, ромашка.
-Ребята, скажите, кого-нибудь из вас, когда вы болели, мамы лечили травами? (ответы детей) Лечение травами известно с давних времен. Люди заметили, что растения, которыми они питаются, могут быть целебными. В наших лесах очень много таких растений. Какие вы можете назвать? Чем они полезны? (воспитатель вывешивает плакат с травами) Из цветков липы заваривают «липовый чай», он помогает при простудных заболеваниях, подорожник хорошо прикладывать к ранкам, он кровь останавливает и микробы убивает. Мята – у нее полезны только листья, из нее заваривают чай, который пьют при простудах, а также успокаивает. Земляника – одна из самых полезных ягод, лучшее средство при заболеваниях сердца. Ромашка лекарственная- ее отвар пьют при простуде, полоскать горло, ромашка входит в состав зубных паст, кремов, шампуней. Тысячелистник обладает заживляющим свойством, улучшает аппетит. Календула – ее настой дезинфицирует и заживляет раны, настоем полощут горло при ангинах. Ребята, на самом деле лекарственных трав огромное количество, и все они обладают целебными свойствами, поэтому их собирают, сушат, готовят из них отвары, настойки и мази.
(Выходит ребенок рассказывает стихотворение «Целебные травы»)
Наступили дни целебных трав,
Мяты, Иван-чая, зверобоя.
Их в пучки душистые собрав,
Из лесов несу цветы с собою.
Все целебно: лес, луга, поля,
Подорожник, заросли тимьяна,
Щедрая прекрасная земля,
Словно лекарь, нам врачует раны!
-Ребята, а давайте, представим, что мы в поле, где растет много разной травы. (дети встают у стульчиков)
Ветер веет над полями, и качается трава (дети плавно качают руки над головой)
Облако плывет над нами, словно белая гора. (потягивания- руки вверх)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья - вправо-влево, взад-вперед.
А потом наоборот (наклоны вправо - влево, взад-вперед)
Мы взбираемся на холм (ходьба на месте)
Там немного отдохнем. (дети садятся)
-Дорогие ребята, хочу вас предупредить, что лекарственные травы нельзя собирать вблизи дорог, по которым движется транспорт, а также в скверах, парках, дворах. Ведь на стебли, листья, цветы трав оседает копоть и пыль, растения вбирают в себя вредные вещества и могут принести вред здоровью. Если летом вы оказались на цветущем лугу, на тенистой лесной полянке или опушке, полюбуйтесь удивительной Страной трав, вдохните свежий аромат зелени, но постарайтесь не мять траву, не ломать ее нежные стебельки, не рвать ни лесные, ни полевые цветы. Пусть украшают землю. Пусть радует нас цветущее разнотравье! Спасибо за внимание.
-А теперь я приглашаю вас за столы и предлагаю вам нарисовать любую понравившуюся целебную траву.
(заранее приготовленные трафареты раздать детям и предложить раскрасить их цветными карандашами).
- Но для начала разомнем наши пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот больше ел,
От того и потолстел.