Светлана Кавтаськина
Совершенствование математических знаний посредством игровой деятельности и художественного слова. НОД «В страну Сказок»
Цель: Совершенствование математических знаний посредством игровой деятельности и художественного слова.
Коррекционно-образовательные задачи:
*закреплять порядковый и количественный счёт в пределах 7;
*умение составлять число 7 из двух меньших;
*закреплять знания о днях недели, их последовательности;
*совершенствовать знания детей геометрических фигур, умения составлять фигуру-силуэт по образцу.
Коррекционно-развивающие задачи:
Публикация «Совершенствование математических знаний посредством игровой деятельности и художественного слова, НОД „В страну Сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
*развивать внимание, зрительное восприятие и память, логическое мышление, мелкую моторику;
Коррекционно-воспитательные задачи:
*воспитывать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература», «Физическая культура», «Здоровье».
Развивающая среда:
1. К четырём шарам прикреплены небольшие конверты с загадками о сказочных героях.
2. Изображения сказочных героев на экране.
3. Плоскостные изображения конфет-7 штук, разного цвета.
4. Картинка с изображением собаки и ракеты из геометрических фигур.
5. Наборы геометрических фигур разного цвета по количеству детей.
6. Счётный материал (орехи каштанов).
Ход деятельности:
1. Орг. момент. В: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся: Здравствуйте! (дети стоят полукругом, хором)
В: А как ещё можно поздороваться?
Д: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
Дети повторяют хором: Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
В: Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее). И у меня тоже хорошее настроение. (дети садятся на стульчики)
- Ребята, отгадайте загадку:
Загадка: Приходит с добром, веет теплом.
Светом солнечным полна. А зовут её ….(весна).
Назовите, какие весенние месяцы знаете? (дети называют).
Повторить хором и индивидуально: слабых.
Какое время года было до весны? (зима)
Какое время года наступит после весны? (лето)
Молодцы, ребята!
2. Логопедическая зарядка.
Цель: развитие у детей фонематического слуха, речевого внимания, артикуляционного аппарата.
Сегодня на занятии нам надо будет много говорить, давайте приготовим наши язычки. Послушайте, а затем повторяйте за мной хором.
На-на-на-наступила весна.
Но-но-но-распахнём окно.
Не-не-не-рады мы весне. Повторить хором и индивидуально.
3. Сообщение темы и цели:
Сегодня у нас необычное занятие, у нас много гостей, а впереди много работы. Работать нужно дружно и быстро, чтобы всё успеть, а главное - всё сделать правильно.
- Ребята, посмотрите, как много у нас разноцветных шариков! Эти воздушные шары прислали нам жители Страны Сказок. Шары необычные, они с загадками. Если мы правильно отгадаем их, то окажемся в Стране Сказок.
- Как узнать, сколько их? (нужно шарики сосчитать).
- Давайте их сосчитаем. Сколько их? (4)
(Воспитатель берёт красный воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку). Слушайте, загадку:
1. Загадка. Маленькая девочка весело бежит.
По тропинке к домику. Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей,
Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная шапочка)
На экране появляется картинка с Красной Шапочки.
- Девочка идёт к бабушке. Что она несёт ей? (ответы детей)
Молодцы! А ещё она несёт ей конфеты. Как узнать, сколько конфет? (надо сосчитать)
Работа с наборным полотном. (Конфеты на наборном полотне).
Давайте, сосчитаем. Сколько конфет? (2 детей выходят к доске, считают). (спросить слабых, сильных)
- Сколько всего конфет? (7 конфет)
Молодцы! Скажите, какая по счёту желтая конфета? (желтая конфета по счёту-третья)
-Какая по счёту синяя конфета? (синяя конфета по счёту-…
Какого цвета пятая конфета? (пятая конфета по цвету…
Какая конфета находится перед малиновой? (перед малиновой находится …
Хорошо! Вы правильно выполнили задания. Нам пора отправляться в следующую сказку, а Красной Шапочке надо идти в гости к бабушке.
(Воспитатель берёт зелёный воздушный шарик, открывает конверт и загадывает загадку)
Слушаем и отгадываем следующую загадку:
2. Загадка. Их приглашают вместе с Геной. На день рожденья непременно.
Он любит каждую букашку. Забавный, добрый ….(Чебурашка)
На экране появляется картинка с фигуркой Чебурашки.
- Ребята, Крокодил Гена дал Чебурашке задание. Одному ему не справиться с таким заданием.
Поможем Чебурашке? (да, но сначала отгадайте ещё одну загадку:
Загадка. Братцев этих ровно семь. Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом. Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний – появляется передний. Что это такое? (дни недели).
На столе лежат карточки, они перевернуты. Вы берете их и строитесь по порядку в ряд. Каждый из вас называет, какой он по счё ту и день недели: я – первый, понедельник. Я – второй, вторник. И т. д…
Игра «Неделька, стройся!»
Цель: закреплять названия и последовательность дней недели.
А сейчас послушайте задание:
1. выйдет тот день недели, который обозначает понедельник, среда, пятница.
2. выйдет тот день недели, который стоит после понедельника, перед субботой, между вторником и четвергом.
3. назовите те дни недели, которые вы не посещаете детский сад?
Как они называются?
4. про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?
Ребята, мы с вами ещё будем тренироваться, чтобы запомнить названия дней недели, потому что это нам пригодится в школе. А сейчас, посмотрите, у меня в руках календарь, в котором четко обозначены дни недели. В каждом месяце определенное количество дней, из которых составлены недели. С помощью календаря можем назвать месяц, число и день недели.
Чебурашка говорит «спасибо» за помощь. Попрощаемся с Чебурашкой и отправимся в следующую сказку.
(Воспитатель берёт оранжевый воздушный шарик, открывает конверт и загадывает загадку).
Отгадываем следующую загадку:
3. Загадка. Деревянным острым носом, всюду лезет он без спроса.
Даже дырку на картине, носом сделал… (Буратино).
(На экране появляется картинка с фигуркой Буратино).
Сейчас мы отдохнё м вместе с Буратино:
Физминутка.
Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл, ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.
(дети садятся за рабочие столы)
Не может Буратино достать ключик пока не выполнит задание, которое дала ему Мальвина.
Дидактическая игра «Засели жильцов».
Цель: закрепление знаний детей состава числа 7;
Развитие мышления, памяти, мелкой моторики, умении ориентироваться на плоскости, сенсорное развитие.
Мальвина дала задание Буратино, но он один не может справиться. Давайте поможем ему заселить жильцов в дом. – показ дома. (На мольберте).
Посмотрите на этот домик, какое число живёт в этом домике? (7)
Ребята, посчитайте, сколько этажей в доме? (6 этажей). Значит, как можно его назвать? (шестиэтажный).
А это много или мало? Как об этом можем сказать, какой дом (многоэтажный).
Повторить хором и индивидуально.
Нам нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число 7.
Давайте вместе с Буратино будем считать, и начнём с первого этажа. На этом этаже уже живёт 6 жильцов, а какое число должно жить рядом? (используя счётный материал-каштаны, расселяем жильцов).
Возьмите 7 каштанов - это 7 жильцов. В одной квартире живёт 6 человек, отодвиньте 6 каштанов.
Тогда в другой квартире живёт, сколько жильцов? (1)
Вывод: Значит, 7 – это 6 плюс 1.
(Дети считают сидя за рабочими столами, с помощью каштанов. Один ребенок вставляет. Выходят по очереди выходят).
На втором этаже уже живёт 5 жильцов, тогда в другой квартире живёт сколько жильцов? (2).
Вывод: 7 – это 5 плюс 2.
Аналогично с остальными этажами: 4 и ещё 3, станет 7; 3 да ещё 4, станет 7; 2 да ещё 5 будет 7; 6 и ещё1 будет 7.
Молодцы, ребята, весь дом заселили! Давайте повторим состав числа 7.
7-это 6 и 1; 5 и 2; 4 и 3; 3 и 4; 2 и 5; 1 и 6;
Буратино благодарит нас, получает ключ от Мальвины и отправляется в сказку.
А мы с вами отгадаем загадку с зеленого воздушного шарика.
(Воспитатель берёт зелёный воздушный шарик, открывает конверт и загадывает загадку).
4. Загадка. Он не знает ничего, вы знаете его.
Мне ответьте без утайки, как зовут его? (Незнайка)
На экране появляется картинка с фигуркой Незнайки.
4. Работа с Танграмом.
Цель: совершенствовать умения детей анализировать способ расположения частей;
упражнять детей в сравнении треугольников по размеру;
составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец;
развитие мелкой моторики рук, зрительного восприятия, мышления, памяти.
- Незнайке нужно помочь собрать из геометрических фигур, посмотрите кого? Кто это?
- Правильно. Из каких геометрических фигур он состоит? (ответы детей). Сосчитайте, сколько геометрических фигур? (7)
Найти все треугольники на рисунках. Одинаковой ли они величины? Чем отличаются? (два больших зелёных треугольника, два маленьких зелёных треугольника, один средний зелёный треугольник).
А сейчас поделимся на две команды. У каждой команды свой рисунок, (ракета, собака, домик-для слабых, дети выполняют задание в парах.
Молодцы, ребята! Незнайка очень доволен и благодарит вас. Ему пора отправляться в другую сказку.
5. Итог.
Мы с вами все задания выполнили. Сделали много добрых дел.
Вы рады были встрече со сказочными героями?
Вспомните и скажите, из каких сказок они пришли к нам?
Какое задание было самым трудным, а какое самым интересным?
Где ещё мы с вами можем увидеть, услышать или встретить цифру 7?
В следующий раз мы с вами отправимся в другое путешествие.