Светлана Заморохова
Конспект НОД «Пожарная безопасность в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.
Задачи:
• Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе.
• Закрепить знания детей об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья.
• Выяснить правильные действия в случае возникновения пожара в природе.
• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
Публикация «Конспект НОД „Пожарная безопасность в природе“» размещена в разделах
- Безопасность на природе, в лесу
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Учить детей быть осторожными в обращении с огнём.
• Прививать чувство ответственности.
• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей.
• Развивать зрительную и слуховую память, произвольное внимание, речь детей.
• Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
Оборудование: иллюстрации с изображением лесных пожаров, пепелищ; предметы бытовой химии (баллончик с лаком, краской, пластиковые бутылки); фонограмма: запись звуков леса, пения птиц, запись звуков костра; разрезной дидактический материал «Собери пожарную машину», «огнетушитель»; металлический поднос, свечи (4 шт., кусок плотной ткани, вода, песок, земля.
Ход занятия
Идет фонограмма воспроизводящая шум леса и пение птиц.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами уже говорили о пожарах в квартирах и домах. Но у нас есть еще один дом, который нужно беречь – это лес. Что дает лес человеку? (доски для мебели, дрова для печки, грибы, ягоды, орехи)
Воспитатель: - Правильно. В лесу много деревьев. Они очень нужны животным и птицам. Белки живут в дупле деревьев. Птицы строят гнезда на деревьях. Насекомые гусеницы, жуки поедают листья, муравьи строят муравейники. Кабанам нужны желуди с дуба. Медведь питается плодами и ягодами, устраивает под деревьями берлогу. Лоси питаются листьями и побегами с деревьев. Заяц зимой питается корой деревьев.
Лес общий дом для растений, животных и птиц. Поэтому каждое дерево, каждый кустик и травинку нужно беречь.
Воспитатель: - Люди часто приходят в лес, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, разводят
Воспитатель: Ребята, отгадайте, о каком помощнике говорится в загадке?
На привале нам помог:
Суп сварил, картошку пек,
Для похода он хорош.
Да с собой не понесешь (костер, огонь).
Правильно костры.
Но иногда из-за такого вот непотушенного отдыхающими костра или просто из-за баловства детей возникает страшное бедствие – лесной пожар (воспитатель демонстрирует иллюстрации с изображением лесных пожаров, пепелищ).
Перед детьми два изображения: в одном изображен костер, на другом – пожар Воспитатель : Что изображено слева? (костер) А справа? (пожар)
Воспитатель: Что общего у костра и пожара?
Дети: Костер и пожар возникает из-за огня.
Воспитатель: В чем разница между костром и пожаром?
Дети: Костер разжигают люди для того, чтобы согреться или приготовить пищу, а пожар возникает из-за неосторожного поведения с огнем и причиняет вред имуществу, жизни и здоровью.
Воспитатель. Костры согревали наших предков, помогали готовить еду, защищали от врагов. И сегодня мы также любим посидеть в лесу или на берегу речки у костра, посмотреть на языки пламени, помечтать. Кто из вас разжигал костер? Как вы это делали? (Ответы детей.)
Но не надо забывать, что костер, если его не сторожить, может принести беду. Все видели, хотя бы по телевизору, как горят леса, огонь уничтожает все живое — и маленьких птенчиков в гнездах, и ушастых зайчишек, и ланей.
Конечно, сами по себе пожары не возникают. Каждый раз они вспыхивают лишь тогда, когда по нашему недосмотру на свет вырывается «злой огненный джинн». Кто-то обронил в лесу спичку или не погасил разведенный костер, и злой джинн тут как тут. Вначале маленький, тлеющий, он потом разрастается до огненной стены во все небо. (Показ иллюстраций или видеоматериалов о лесных пожарах.)
Костер – это всегда опасность и для нас с вами. Если не соблюдать правила безопасности, можно пострадать. Что может случиться с человеком около костра? (Ответы детей).
Ожог, если мы схватимся за уголек или сунем руку в огонь, несомненно, обеспечен. Но многие из вас говорили, что для разведения огня собирали веточки, сучья, коряги, но ведь, все деревья разные и горят они по –разному. Например: хвойные деревья содержат много смолы. Смола плавится и надувается, образуются пузырьки, которые лопаются. Брызги разлетаются в разные стороны. Если вы стоите близко к костру, то они могут попасть вам на кожу, глаза и нанести вред.
Запомните:
· Нельзя разводить костры без взрослых
· Нельзя разводить костры в не предназначенном для этого месте
· Нельзя близко стоять около костра
· Нельзя бросать в огонь предметы.
Всегда интересно бросить в горящий костер банку, пакет, пластиковую бутылку или еще что-нибудь и стоять смотреть, что же будет. А вот этого делать нельзя. Каждый предмет при нагревании ведет себя по разному: баллончики и баночки взрываются, осколки разлетаются в стороны и могут ранить или вызвать пожар. Пластмасса выделяет ядовитые вещества, вдыхая их, можно отравиться. Как видите, шалости с огнем несут в себе опасность.
Но если случилась беда. Как себя вести? Что делать? (ответы детей).
Воспитатель: Конечно, лесной пожар вы не потушите, тут нужна работа команды кого?
Загадка
Что за парень здоровенный? —
В форме он, а не военный,
В каске, как артиллерист,
Со стволом, а не танкист?
Если где-то вдруг случайно,
От огня грозит беда,
Этот паренек отчаянный
Сразу поспешит туда.
Ловко прыгнет он в окошко,
И спасет детей и кошку,
Победит огонь коварный,
Потому что он — …
пожарных. Но вы должны обязательно сообщить о случившемся пожаре взрослым и в пожарную часть.
Запомните правило: если вы развели костер, уходя, не забудьте его затушить. Как можно это сделать? (ответы детей).
Опыт: показать детям возможность тушения пламени разными средствами (вода, песок, земля, плотная ткань). Объяснить, в каких случаях их можно использовать.
Оборудование и материалы: поднос большой, 4 свечи плоские, вода, песок, земля, плотная ткань.
Воспитатель ставит на поднос свечу и зажигает ее
- Ребята, представьте, что это пламя костра, вам нужно его потушить. Чем легко это сделать? (водой) (Один из детей заливает пламя водой). Воспитатель по очереди зажигает свечи и предлагает детям потушить пламя сначала песком, затем землей.
Воспитатель: Почему вода гасит огонь? (Ответы детей)
Казалось бы очень простой вопрос. Но на него не так-то легко ответить. Огонь горит на воздухе. Но стоит ему «перекрыть кислород». И он начинает «задыхаться» и в конце концов гаснет. Вода, попадая на огонь, превращается в пар. Густые клубы пара оттесняют воздух, и без него огонь затухает. Песок и земля сбивают языки пламени и также перекрывают доступ воздуха к горящим веткам. Поэтому неважно, чем тушить огонь - сухим песком или водой. Главное – перекрыть доступ кислорода. Можно погасить пламя и плотной тканью, например, одеялом, так часто делают, если нужно погасить горящую одежду на человеке.
Воспитатель: Какой вред приносит пожар лесу?
Воспитатель: От дыма лесных пожаров нечем дышать. Огонь губит деревья и травы, погибают животные и птицы.
Воспитатель: Что нужно делать, если вы заметили в лесу пожар?
- Правильно, нужно срочно вызвать пожарных!
- Какой нужно набрать номер?
Воспитатель: - Правильно. Для того, чтобы вызвать пожарных надо набрать номер – 01.
Воспитатель: - Обязательно нужно указать адрес, чтобы пожарные знали куда ехать. С давних пор пожарные борются с огнем. Это люди мужественные, сильные, потому что их профессия очень опасна. Главный помощник пожарного – огнетушитель.
Дидактическое упражнение «Собери огнетушитель», «пожарную машину».
Задание: собрать из отдельных частей разрезного дидактического материала изображение огнетушителя, машины.
Воспитатель: - Пожарные выезжают по вызову на пожарной машине. На помощь пожарным в тушении лесных пожаров часто приходят пожарные вертолеты и самолеты.
- Я надеюсь, что пожарным никогда не придется выезжать на лесные пожары по вашей вине. Пусть они лучше любуются теми пожарами, о которых написал в стихотворении поэт О. Сенатович «Осенний пожар :
Ревели моторы и шины шуршали,
Машины пожарные в гору бежали.
Дымилась дорога, горела гора,
Медвежья берлога и лисья нора.
Дубы и осины вдруг вспыхнули жарко!
Сгорят исполины! Ну разве не жалко?
Искрится кустарник, ожогом грозя…
И старый пожарный промолвил :
- Друзья!
Бывал я недаром в дыму и огне,
Но с этим пожаром не справиться мне,
Однако сюда мы спешили не зря –
Любуйтесь, ребята, огнем сентября.
Воспитатель: Запомните, пожалуйста ребята :
Чтобы лес – звериный дом,
Не пылал нигде огнем,
Чтоб не плакали букашки,
Не теряли гнезда пташки,
А лишь пели песни птички,
Не берите в руки спички!
Детям предложила нарисовать знаки, которые они бы поставили при входе в лес или зону отдыха куда они приехали.
После этого рассмотрели рисунки на тему «Огонь в природе».