Елена Викторовна Проскуряк
НОД по экологическому воспитанию «Мы — друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Мы друзья природы»
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыкально-художественная деятельность»
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.
Программные задачи:
Публикация «НОД по экологическому воспитанию „Мы — друзья природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.
• Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.
• Воспитательные : воспитывать радостное, заботливое отношение к пробуждающейся природе.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдения, беседы.
Материалы и оборудование: оформление – карточки со знаками «правила поведения в природе», музыка «Голоса леса».
Ход НОД:
Воспитатель :
Если деньги накопить,
Можно многое купить
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Ребята, есть ли что-нибудь такое, чего нельзя купить?
Дети: Солнце нельзя купить, траву. и т. д.
Воспитатель :
Но нельзя купить росу
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
Нельзя купить красоту, - которую дарит нам природа, она бесценна. Ни за какие деньги не купить большое красивое зелёное дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло в первый же год, прижилось и выросло. Как редко мы задумываемся над этим! На огромные букеты ломают черёмуху, а иногда ребята используют деревья вместо спортивных снарядов, лазают по ним, подтягиваются на ветках, забывая о том, что они живые.
Воспитатель : Ребята, кто знает, какую пользу приносят деревья?
Дети: Очищают воздух, украшают улицы, под деревом можно спрятаться от жары.
Воспитатель : Правильно, дети, деревья приносят огромную пользу: украшают наши улицы и дворы, очищают воздух, выделяя кислород и усваивая углекислый газ, уменьшают скорости ветров, увеличивают влажность воздуха, дают тень и прохладу, смягчая тем самым жару. Ребята, а хотите отправиться вместе со мной в весенний лес?
Дети: Да.
Воспитатель : Лес - это многоэтажный дом для самых разных жильцов, в котором все, нужны друг другу и все друг от друга зависят, а человек приходит к ним в гости и не должен нарушать распорядок их жизни.
Я приготовила знаки - это правила поведения в природе. Давайте возьмем их с собой, вдруг они нам пригодятся. В лес поедем на поезде. И нужно получить билеты, а для этого вы должны отгадать загадки о весне, ведь в лес поедем весенний.
Воспитатель загадывает каждому ребенку загадку и дает «билет».
Воспитатель : Вот теперь у вас есть билеты. Занимайте места в вагончиках. Посчитаем, кто в каком вагоне оказался (количественный счё т: первый.)
Воспитатель : Ребята, почему так тихо? Что случилось в лесу?
Воспитатель показывает макет сухого дерева берёзы.
Воспитатель : Как вы думаете, что случилось с этим деревом?
Дети: Оно заболело и может погибнуть.
Воспитатель : Ранней весной многие люди собирают берё зовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество сока и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «берёза плачет кровавыми слезами». Ребята, кто знает, как нам помочь берёзе?
Дети: надо замазать ранку на стволе глиной или землёй.
Дети вместе с воспитателем замазывают ранку на стволе.
Воспитатель : Вот теперь берёзка обязательно выздоровеет. А сейчас, ребятки, давайте поставим знак, чтобы другие люди, когда придут в лес не совершали таких поступков.
Знак «Не повреждай кору деревьев!».
Воспитатель : А теперь вокруг берёзки давайте заведём хоровод «Земелюшка чернозём».
Воспитатель : Ребята, смотрите, кто это прячется за кустиками? Да это же белка! Не бойся нас, белка, мы друзья природы и не сделаем тебе плохо.
Белка:
Вы скажите только слово,
Если вы помочь готовы,
Вам «Добро пожаловать!»
С радостью скажу,
Все тропинки тайные
Покажу в лесу.
Воспитатель : Вы согласны помочь, ребята?
Дети: Да, согласны.
Белка: Я спряталась, потому что не могу бежать, лапку я поранила. А аптеки в лесу у нас нет.
Воспитатель : Белка!
Лес - это сказочное царство!
Где кругом растут лекарства!
В каждой травке, в каждой ветке,
И микстура, и таблетки,
Ну, а чем, как что лечить,
Можем тебя мы научить.
Ребята, кто из вас знает, какое растение может помочь белке вылечить лапку?
Дети: Подорожник. Надо на ранку положить чистый лист подорожника, и боль пройдёт, и скоро это место заживёт. Воспитатель : Лапку вылечить несложно, вот совет наш от души: К свежей ране осторожно Подорожник приложи.
Воспитатель вместе с детьми прикладывают лист подорожника.
Белка: Спасибо вам, ребята! Вы и правда, друзья природы - наши друзья!
Воспитатель : А теперь, давайте поиграем. Проводится игра «Слово на ладошке».
Белка: Послушайте мою историю, может вы сможете помочь лесным жителям. В нашем лесу было одно очень живописное место - родник, куда ходили на водопой звери. Он располагается в лесной глуши, и казалось, что люди сюда никогда не придут. Но вот однажды пришли туристы: развели костёр, полянка у родника сильно вытоптана, трава вырезана, они рубили деревья, не щадя лесной красоты. После обеда оставили мусор.
Все вместе подходят к роднику.
Воспитатель : Больно и обидно смотреть, что испорчено такое красивое место. Лесные родники часто бывают единственным источником воды для питья животных. Давайте все вместе наведём порядок.
Воспитатель : Дети, кто знает, как нам поступить с мусором? А какой вред наносят костры?
Дети: Земля получает ожог и на этом месте не растёт трава. Костёр надо как следует затушить.
Воспитатель : Костры без необходимости не разводят, но если без него не обойтись, используют старые кострища, чтобы не делать новый ожог земле. Место для костра не должно быть рядом с сухими деревьями.
Воспитатель : Ребята, а почему в лесу нельзя громко шуметь?
Дети: Шум и музыка сильно пугают животных. Птицы боятся подлетать к своим гнёздам, чтобы накормить птенцов. А без родителей птенцы могут погибнуть.
Воспитатель : Правильно, ребята! В лесу надо слушать дыхание леса, звуки леса и тишину.
Включается запись «Голоса леса».
Воспитатель : Ребята, нет таких денег, которые могут заменить свежее дыхание леса, прозрачность голубого неба, чистые реки и озёра с зелёными берегами. Нужно не только самому бережно относиться к природе и её богатствам, но и останавливать взрослых, когда они относятся к природе потребительски, оскверняют своим бескультурьем.
Давайте и здесь оставим знаки, которые мы с собой взяли: «Не руби деревья!», «Не шуми!», «Старайся ходить по тропам тихо и осторожно!», «Не жги костры!», «Не оставляй мусор!».
Все становятся в круг и поют песню «Шире круг».
Белка: Спасибо вам, ребята, сегодня вы очень помогли нашему лесу и его жителям. Вы знаете, как вести себя в природе, чтобы не навредить ей. А теперь и знаки - правила поведения в лесу у нас появились. Я хочу угостить вас своими запасами.
Белка раздаёт детям грибы (выпечка).
Воспитатель : Ребята, пора возвращаться в детский сад. Давайте все вместе белке скажем «До свидания!».