Ани Мартиросян
НОД по экологии «Воздух в жизни человека и растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель - выявить потребность человека и растений в воздухе, в дыхании.
Программное содержание:
Задачи в области «познание» :
- дать детям представление о том, какое значение имеют воздух, вода и свет для жизни человека и растений,
- обогащать знания о том, как происходит процесс дыхания у растений и человека,
- формировать представление о взаимодействии живой и неживой природы,
- развивать у детей поисково - познавательную деятельность.
Задачи в области «здоровье» :
- развивать у детей дыхательную систему,
Темочки:
- В мире растений. Конспекты
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- воспитывать у детей стремление заботиться о своем здоровье,
- научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека.
Задачи в области «коммуникация» :
- совершенствовать у детей умение слышать и слушать педагога и своего товарища,
- развивать умение анализировать, высказывать свою точку зрения, делать выводы.
Задачи в области «социализация» :
- формировать дружеские взаимоотношения между детьми,
- развивать умение сообща трудиться,
- воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать ее.
Интеграция областей:
- познание,
- здоровье,
- коммуникация,
- социализация.
Индивидуальная работа: надувание воздушных шаров.
Предварительная работа:
- Беседа на темы: «Органы дыхания человека», «Почему нужно охранять природу», «Все в природе взаимосвязано», «Что такое воздух».
- Опытно - исследовательская деятельность: опыт с воздушным шаром (услышать воздух); опустить камешек в воду - пойдут пузыри (увидеть воздух).
- Экскурсия в парк.
- Дидактическая игра «Валеология», «Этажи леса».
- Чтение: И. Семенов «Как стать Неболейкой», Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких».
- продуктивная деятельность: плакаты о защите природы.
Материал и оборудование: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, воздушные шарики по числу детей, схематические изображения солнца, пищи, воздуха, воды, рисунок с изображением органов дыхания у человека.
Ход занятия:
1 Организационный момент.
В: Ребята, я рада вас видеть! Какое у вас настроение? Чтобы настроение было веселым, подарите улыбку друг другу, подарите улыбку гостям. Сегодня удивительный день, потому что вы ребята будете учеными. Мы будем с вами проводить опыты, благодаря которым узнаем много интересного и полезного.
2. Основная часть.
В: Ребята, что необходимо для жизни человека?
Д: Вода, пища, воздух, солнце. (Воспитатель выставляет картинки с условным изображением воды, пищи, воздуха и солнца)
Условные обозначения:
вода воздух пища солнце
В: Что бы было, если бы не было воды? (пищи, воздуха, солнца)
Д: Люди не смогли бы жить.
В: Ребята, вдохните воздух. Куда он попал?
Д: В нос.
В: Попадая в нос, воздух опускается в горло, дыхательную трубку, затем через бронхи в легкие. (Воспитатель показывает силуэт человека, его органы дыхания)
В: Ребята, давайте покажем, как мы дышим. Сделаем глубокий вдох и выдох. (Дети все вместе выполняют глубокий вдох и выдох 3-4 раза)
В: А теперь проведем опыт с шариками. Надуем все вместе воздушные шары.
Д: Надувают и сдувают воздушные шары.
В: Вот так работают легкие. Наши легкие трудятся постоянно и мы должны заботиться о них. Как вы думаете, как мы должны беречь органы дыхания?
Д: стараться не простудиться, дышать чистым воздухом, дышать через нос, не курить и. д.
В: А что было бы, если бы воздух исчез или был грязным?
Д: Мы не смогли бы жить или люди заболели.
В: Чтобы доказать это предположение мы с вами проведем эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно (выполняем несколько секунд). Что вы почувствовали?
Д: Нам нечем дышать.
В. Какой мы с вами сделаем вывод?
Д: Человек не может жить без воздуха.
.В Ребята, а как вы думаете, откуда берется чистый воздух?
Д: Чистый воздух дают нам растения, листочки.
В: Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. А кислород нам дают листочки деревьев и растения.
Физминутка:
Мы листики осенние,
На веточках сидим,
(поднять руки вверх)
Дунул ветер, полетели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели (присесть).
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
(взмахи поднятыми руками вправо – влево).
Завертел нас, закружил (покружиться на месте)
И на землю опустил (присесть).
В: Ребята, скажите, что необходимо для жизни растений?
Д: Свет, вода, земля и воздух.
В: Мы с вами проведем эксперимент и узнаем: может ли растение дышать? Детям предлагается подышать ртом через трубочку. Затем одно из отверстий трубочки смазывают вазелином. Дети пытаются дышать и понимают, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения могут иметь в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить гипотезу, одну или другую стороны нескольких листьев комнатного растения смазывают вазелином.
В: Ребята, ежедневно в течении недели вы будете наблюдать за листьями, а в конце недели скажете, что с ними произошло.
В результате наблюдения дети приходят к выводу, что листья «дышат» нижней стороной, потому что листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
3. Заключительная часть.
В: Ребята, о чем мы сегодня говорили?
Какие эксперименты мы проводили?
Что интересного вы узнали?
Что больше всего вам понравилось?
Молодцы ребята, вы сегодня были настоящими учеными, хорошо потрудились и многое узнали.
Ребята, расскажите родителям, какие опыты вы сегодня проводили и нарисуйте дома рисунки на тему: «Как можно защищать воздух от загрязнений».