Мохова Татьяна Викторовна
НОД по экологии «Комнатные растения и уход за ними»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по экологии «Комнатные растен
ия. [/b]
Образовательная область: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
Возрастная направленность : старший дошкольный возраст (6 – 7 лет).
Цель:
Публикация «НОД по экологии „Комнатные растения и уход за ними“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Уточнение знаний об известных детям комнатных растениях и способах ухода за ними.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представления детей о комнатных растениях. Учить выделять и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Упорядочить знания детей о потребности растений в воде, свете, тепле.
Развивающие:
1. Развивать умение находить решение проблемных задач.
2. Расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать ответственность за порученное дело, желание оказать помощь другу.
2. Поощрять желание детей ухаживать за комнатными растениями.
Материал: комнатные растения, лейка с водой, салфетки для протирания пыли, кисточки, лопатка, ножницы, ведро с водой, фартуки, пульверизаторы, схема – модель «Части растений», схема – модель «Что необходимо растениям для жизни», 10 карточек с названиями комнатных растений, 4 карточки с изображениями комнатных растений, 6 схем «Правила ухода за комнатными растениями», конверт, картинка с изображением божьей коровки.
Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихотворений о комнатных растениях, рассматривание комнатных растений в уголке природы.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришло письмо. Оно не простое, а говорящее. Хотите узнать, кто спрятался в конверте? Послушайте загадку.
На берёзовом листочке
Кто-то красненький сидит.
Спинка-крылья – в чёрных точках…
Замерла, как будто спит.
Посидела, посидела…
Вверх взвилась и улетела.
Симпатичная плутовка,
Эта … (Божья коровка).
Воспитатель: Верно. Это – божья коровка. К какому классу она относится? Почему? Божьи коровки – маленькие хищники. Они поедают вредителей насекомых – тлю, тем самым спасают растения. А вот божьих коровок никто не ест: ни птицы, ни ящерицы, ни даже другие большие насекомые. Божьи коровки выделяют защитную жидкость – невкусно пахнущее молочко, которым всех от себя отпугивают. Наша маленькая гостья обеспокоена: она защищает растения в природе. А кто защитит комнатные растения?
Дети: мы.
Воспитатель:
Воздух очищают,
Создают уют.
На окнах зеленеют
И зимой цветут.
Воспитатель: Это - комнатные растения. Давайте расскажем божьей коровке, какие комнатные растения есть в нашей группе, для чего они нужны, и как мы за ними ухаживаем. Прочитайте на карточках названия комнатных растений и найдите эти растения в нашей группе.
Дети парами берут по одной карточке, читают название комнатного растения, находят его в группе, ставят карточку с названием около найденного растения. Дети, не умеющие читать, находят растение по его изображению на карточке.
Воспитатель: Ребята, из каких частей состоят комнатные растения?
Два ребёнка рассказывают по схеме – модели из каких частей состоят комнатные растения.
Воспитатель: Что необходимо комнатным растениям для роста?
Дети рассказывают по схеме – модели о необходимости тепла, света и воды для роста и жизни растений.
Воспитатель: Ребята, а зачем людям нужны комнатные растения?
Дети: Комнатные растения украшают помещения, создают уют, очищают воздух, положительно влияют на настроение людей. Некоторые комнатные растения цветут и наполняют воздух вкусными ароматами.
Воспитатель: А, ещё комнатные растения могут регулировать влажность воздуха в помещении.
Воспитатель: Почему растения называются комнатными?
Дети: Потому что растут и цветут эти растения в помещении.
Воспитатель: А, у вас дома есть комнатные растения? Какие? Кто за ними ухаживает? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте расскажем божьей коровке, как мы ухаживаем за комнатными растениями в нашей группе. Назовите способы ухода.
Дети: Полив, рыхление, опрыскивание, протирание листочков от пыли, мытьё, обрыв сухих листьев.
Дети объединяются в подгруппы по 3 человека. Каждая подгруппа, пользуясь карточками ухода за комнатными растениями, рассказывает, как правильно организовать этот уход.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю поухаживать за растениями.
Воспитатель: Ребята, что же нам понадобится для работы?
Дети: Лейки, пульверизаторы, салфетки, кисточки, лопатки, вода для полива, фартуки.
Воспитатель: За растениями надо ухаживать. Растения дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями. Пыль на листьях мешает растению дышать, поэтому крупные плотные листья очищают от пыли влажной тряпочкой, с некоторых листьев пыль убирают кисточкой.
Воспитатель: Как надо протирать листочки?
Дети: Салфетку надо держать в правой руке, на левую руку кладут лист растения и осторожно протирают. Потом повернуть лист и протереть снизу.
Воспитатель: Растения с мелкими листьями моют водой. Как надо мыть?
Дети: Горшок с растением ставят в таз. Закрыть землю в горшке клеёнкой, чтобы вода не размывала землю, поливать на растение из лейки.
Воспитатель: Сложнее очищать растения от пыли, листья которых покрыты ворсинками. Ворсинки задерживают на листочках капельки воды. Если на эти капельки попадают лучи солнца, каждая капелька, как увеличительное стекло прожигает на листочках чёрные пятна.
Воспитатель: Как надо мыть листья с ворсинками?
Дети: Пыль на таких листочках надо счищать мелкой щёточкой или кисточкой.
Воспитатель: Земля в горшочках должна быть рыхлой, чтобы хорошо проходила влага и воздух к корням растений. Рыхлят землю деревянными палочками с тупым концом.
Воспитатель: Ребята, как надо рыхлить землю в цветочных горшках?
Дети: Рыхлить надо осторожно, ближе к корню. Рыхление проводят не глубоко, а то можно повредить корни.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какими яркими стали растения, какими чистыми их листочки. Сейчас мы переходим к поливу и опрыскиванию. Опрыскивание – важная часть ухода за растениями. После опрыскивания растения дольше остаются свежими и зелёными и лучше растут. Для этого нам нужны пульверизаторы. Но, ребята, надо помнить правило – комнатные цветы с ворсистыми листьями (например, фиалку и бегонию) опрыскивать нельзя.
А как узнать, надо поливать растение или нет?
Дети: Можно узнать на ощупь или по цвету земли. Если земля тёмная и влажная на ощупь, поливать не надо. Если земля светлая и сухая надо полить.
Воспитатель: Как правильно поливать?
Дети: Поливать надо с края горшка, чтобы носик лейки лежал на горшочке. Лейку надо держать низко.
Воспитатель: Ребята, а какой водой нужно поливать растения?
Дети: Талой, комнатной температуры.
Воспитатель: Ребята, что интересного или нового узнали?
(Ответы детей).
Воспитатель: Божья коровка теперь убедилась, что дети нашей группы знают названия комнатных растений, умеют за растениями ухаживать. Давайте будем продолжать заботиться о цветах. Ведь растениям нужна наша забота и любовь. Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки, даже ласковые слова.
А сейчас ребята нам нужно убрать за собой рабочее место.
(Дети убирают рабочий инвентарь).
Использованная литература:
1. С. А. Веретенникова «Методика ознакомления детей с природой». М. 1995.
2. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников». М. 2000.
3. Н. А. Рыжова «Наш дом – природа». М. «Карапуз» 2005.
4. В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями». М. 1981.