Лариса Селихова
Конспект НОД по рисованию дымковской игрушки для детей старшей группы «Там живут мастеровые, да умелые такие»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по рисованию Тема «Там живут мастеровые, да умелые такие».
Для детей старшей группы
Цель: закрепить и углубить знания о дымковской игрушке, продолжать приобщать детей к народной культуре нашей страны.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по рисованию дымковской игрушки для детей старшей группы „Там живут мастеровые, да умелые такие“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- расширить знания детей о дымковской игрушке : продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, элементами росписи, цветовой гаммой;
- учить украшать силуэты дымковских игрушек. Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, полоски, волнистые линии, точки,
вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.
Развивающие:
- развивать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству; приобщать к национальным – культурным традициям, расширяя и углубляя знания о народных игрушках.
- способствовать развитию речи, зрительной памяти, наблюдательности, внимания;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать чувство цвета, эстетические чувства;
- развивать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы;
- развивать общую и мелкую моторику;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к народной игрушке, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;
- воспитывать самостоятельность, активность;
- формировать эстетическое восприятие и воображение.
Предварительная работа:
просмотр презентации «Дымковская игрушка», заучивание стихов, разгадывание загадок о матрешке, рассматривание дымковской игрушки, игры с матрёшками.
Материалы и оборудование:
• дымковские игрушки;
• иллюстрации с изображением дымковских игрушек;
• трафареты лошадок, гуашь, кисточки, краски и кисточки, салфеточки (по количеству детей);
особенности выполнения техники дымковских узоров; самостоятельно расписывает силуэты дымковских игрушек.
ХОД:
Воспитатель:
(Под звучание русской народной музыки дети заходят в музыкальный зал)
Воспитатель:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Сегодня у нас с вами в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами (демонстрация дымковской игрушки)
Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками.
В Дымково, за Вяткою рекою,
Мастерицы славные живут.
Глиняные вятские игрушки
Лепят…Нет, не лепят, а творят!
Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая,
Ставшего искусством ремесла.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в государство «Дымково». Чем прославилась Дымковская слобода? Самый известный из глиняных промыслов в России возник в слободе Дымково, что возле города Вятка (сейчас Киров). Действительно, в Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Основана она еще при Иване 3 великом князе Московском, который объединил русские земли вокруг Москвы. Слободчанам приходилось много работать, как и остальным жителям Руси, они занимались рыболовством, делали глиняные грузила для сетей и глиняные игрушки. Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это свистульки, которые использовали и старые и малые на местном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже - Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили
1 ребенок:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
2 ребенок:
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Воспитатель: Послушайте рассказ о том, как появились дымковские игрушки.
«Жили в одном селе люди. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали летом на берегу реки глины, а зимой, когда работы в поле закончились, приступили к делу: вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Игрушки эти лепили и раскрашивали только женщины. Так и появились дымковские игрушки : барыни, козлики, лошадки. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.
Приступали к обжогу игрушек в русской печи, когда на улице становилось уже холодно, и зимний мороз сковывал землю. Вот тогда и начинал из печи в каждой избе куриться дымок, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно. Вот и назвали то село Дымково.
Фигуры игрушек отличались простотой и ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Элементов в дымковской росписи только пять, но сколько с их помощью можно составить узоров… По сей день дымковская игрушка продолжает радовать своей яркостью, красочностью и праздничностью. Ее промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие, благодаря мастерицам из города Кирова.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в словесную игру, я буду читать стихотворение, но в нем не хватает несколько слов, вы должны будете угадать их по смыслу.
Есть в России уголок, где из труб идет) дымок,
Знаменита деревушка яркой, глиняной) игрушкой.
Свистульками звонкими, с голосами ….) тонкими,
Пестрыми фигурками, кошечками ….) Мурками.
Расписными петухами, курицами, ….) индюками,
Змейки, ленточки и точки, клетки, кольца, ….) завиточки.
Веселит, ласкает взор пестрый дымковский ….) узор.
Воспитатель: Ребята, дымковскую игрушку нельзя спутать с другими народными игрушками благодаря ее колориту (цвету). Скажите, чем отличается она от других игрушек? (Нежной белизной, по которому написан простой геометрический узор: кружочки, точки полоски.)
Воспитатель: Какие краски используют мастера для росписи игрушек? (Яркие, праздничные.)
Воспитатель: Они любят насыщенный цвет: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек. А сейчас, я предлагаю рассмотреть фигурки птиц, зверей, людей, и вы ясно увидите, как мастер использует выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барышень.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Индя - индя -индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой,
Красный, белый, золотой.
Посмотри, как хороша
Эта девица- душа.
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
Воспитатель:
Сейчас я предлагаю вам стать народными умельцами, а для этого вам надо «оживить» фигурки дымковских игрушек - коней. Но для начала мы рассмотрим настоящего дымковского коня, изготовленного из глины.
- Сначала внимательно рассмотрите разнообразие элементов геометрических узоров.
- После этого на листе бумаги обведите силуэт при помощи шаблона.
- На голове по шаблону дорисуйте гребень. Прорисуйте хвост, не проводя линий там, где уже нарисована грудка и голова с гребнем.
-А потом распишите силуэты коней узором по образцу, но перед тем, как вы приступите к работе, мы с вами сделаем пальчиковая гимнастику:
Прежде, чем рисовать.
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки.
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера.
За работу всем пора.
(Негромко звучит русская народная музыка. Дети работают самостоятельно. В ходе работы, воспитатель закрепляет название геометрических фигур, цветов, элементов росписи, проводит индивидуальную работу, напоминает технические приемы рисования).
Воспитатель: Чем мы с вами сегодня занимались? Что вы узнали, о дымковской росписи? Ребята, рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. (ответы детей)