Наталья Смородина
НОД по речевому развитию «Я и моё имя»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в прошлое.
«Я И МОЕ ИМЯ»
ЗАДАЧИ:
- Создать условия для знакомства детей с историей русских имен и значением имени для человека.
- Способствовать развитию у детей слухового внимания и сообразительности.
- Содействовать закреплению в речи детей употребление сложных предложений.
- Побуждать детей любить свое имя и вызвать желание называть друг друга ласковыми именами.
Публикация «НОД по речевому развитию „Я и моё имя“» размещена в разделах
Методические приемы: Введение сказочного героя – Домовёнка Кузи; загадка; рассказ воспитателя; поговорка; игра – представление «Моё имя»; игра «Расколдуй-ка»; художественное слово; викторина «Что в имени моем»; изготовление визитной карточки.
Словарная работа (обогащение словаря) : предки, суеверие, иноземные.
Индивидуальная работа: отвечать развернутыми сложными предложениями – Оля; включать Сашу в активное взаимодействие с детьми во время групповой работы.
Предварительная работа: чтение отрывка из произведения А. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»; чтение стихов «Когда я был маленький» Т. Петруниной, «Книга ласковых имен» О. Кириллова; игры «Назови себя», «Позови ласково»; беседы с детьми и родителями.
Оборудование: игрушка Домовёнок Кузя, записка с загадкой: «Без чего человеку жить нельзя?», волшебная палочка для игры «Расколдуй-ка», жетоны для викторины, заготовки визиток, фломастеры.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент. Вводная часть.
Занятие начинается в «горнице», в гости приходит Домовенок Кузя, знакомится с детьми, используя обращения «разрешите познакомиться…», «разрешите представиться…», «очень приятно…», «я много о вас слышал…», побуждая детей тоже повторять эти слова. Во время знакомства с детьми Домовенок обронил записку.
Воспитатель: (читает загадку-вопрос) Домовенок Кузя хочет узнать: «Без чего человеку жить нельзя?»
Дети: Человеку нельзя жить без имени
Воспитатель: Родился человек – ему дают имя. У каждого человека, живущего на Земле, есть имя. Как Вы думаете, для чего человеку имя?
Дети:- По имени можно узнать девочка это или мальчик;
-мужчина или женщина;
- позвать на помощь;
- определить молодой это человек или в возрасте.
Воспитатель: Да, дети, имя – это отличительное обозначение человека, которое дается ему при рождении.
1. Основная часть.
Воспитатель: Все в мире совершенствуется – меняются и имена. Давайте вспомним и расскажем Домовенку Кузе какие имена давали на Руси наши предки.
Дети: Добрыня, Любомир, Владимир.
Воспитатель: Что обозначают эти имена?
Дети: Добрыня – делающий добро, Любомир – любящий мир, Владимир – владеющий миром.
Воспитатель: Как Вы думаете, могли родители дать имя Лев сыну? Почему?
Дети: Могли, потому что родители хотели, чтобы их ребенок был сильным и смелым.
Воспитатель: Имя для человека имеет огромное значение. В народе говорили: «С именем Иван, без имени – болван».
(Рассказ воспитателя об истории возникновения русских имен).
Наши предки были очень суеверными (объяснить) людьми, верили во всякие приметы, боялись злых духов и поэтому давали своим детям «плохие» имена. Такие имена отпугивали злых духов, отводили болезнь, смерть. Им казалось, если назвать ребенка красивым именем, значит навлечь на него беду, привлечь внимание злых духов. Назовут мальчонку Красавчиком, а девочку – Ладой, а бес уже тут как тут: разве ему не захочется завладеть таким прелестным ребенком? А услыхав про маленького Хаврошу, Некраса, Немилу, Злобу, захочет ли злой дух забрать такого ребенка? Конечно же нет. И под прикрытием обманного имени – оберега (как вы думаете, что это такое) дитя будет спокойно расти. Послушайте какие имена давали родители своим детям: Неулыба, Несмеяна, Молчун.
- Как Вы думаете, что обозначают имена: Неулыба, Несмеяна, Молчун? – (дети объясняют).
Дети выходят из горницы, встают в круг.
Воспитатель: Такие имена некрасивые, неудобные в обращении, поэтому люди повзаимствовали другие иноземные (объснить) имена, которые сохранились до нашего времени.
В игре «Мое имя» расскажите Домовенку Кузе, что обозначает ваше имя.
(дети, передавая Домовенка из рук в руки, объясняют значение своего имени, в конце игры говорю значение имени Кузьма – мир, краса, честь).
Воспитатель: Что обозначают эти слова по – вашему мнению?
Дети отвечают.
Воспитатель: Растет человек, растут и его дела, а с ними растет и его имя. Человека называют по имени – отчеству. К кому можно обратиться по имени – отчеству? Скажите, как образуется отчество?
Дети: Отчество происходит от слова «отец», по имени – отчеству называют взрослых.
(называют свое полное имя и объясняют).
Воспитатель: Скажите, как вас зовут дома? Как вас зовет бабушка? Как вас зовут друзья?
Чтение стихотворения (ребенок)
«Сколько имен у подружки, у Оли?
Как бы друзья, не запутались тут.
Олей зовут эту девочку в школе,
Олечкой папа и мама зовут.
Олюшкой тетя ее называет,
«Олька!» - кричит озорник во дворе.
Кто же, скажи – ка мне, посчитает
Сколько имен у подруги моей?»
Игра «Расколдуй–те» : ребенок «заколдован» прикосновением волшебной палочки; дети должны назвать ребенка всеми ласковыми именами – «расколдовать». Каждому человеку приятно слышать свое имя, а когда называют ласково, он сразу расцветает, как цветок и улыбается.
Викторина «Что в имени моем?» (за правильный ответ жетон).
1. Придумайте ласковые имена для Домовенка. (Кузенька, Кузьменок, Кузюшка)
2. «Назови лишнее слово»
Саша, Петя, Ира, Иванов, Коля.
Настя, Лера, Поля, Кирилл, Даша.
Илья, Дима, Рома, Наташа,Саша.
-Почему это слово лишнее? (дети объясняют)
3. Какими именами можно назвать и мальчика и девочку?
(Женя, Саша, Валя).
4. Какие имена можно получить, если добавить один звук к имени?
(Оля-Коля, Поля, Толя; Аня-Таня, Саня, Маня, Ваня).
5. Назовите имена с цветочной клумбы.
(Роза, Маргарита, Лилия, Ромашка)
Итог подводит Домовенок Кузя: Самые эрудированные…
Игра – физкультминутка:
«Пошел Кузя на торжок, купил Кузя пирожок;
Пошел Кузя на улочку – купил Кузя булочку:
- Самому ли съесть, иль (называет имена всех девочек, а затем – всех мальчиков) отнесть? Да я и сам откушу и девочкам (мальчикам) отнесу!
3. Заключительная часть. (работа за столами)
Воспитатель: Дети, а сейчас предлагаю изготовить свои визитные карточки для Домовенка.
Как Вы думаете, что обозначает «визит», «визитная карточка»
(ответы детей)
Воспитатель: Визит – это приход в гости или на деловую встречу т. е. визитная карточка это своего рода приглашение, на котором написано имя и домашний адрес, номер телефон (достаю поднос с заготовками, на которых указан адрес. Ребенок называет свой адрес – получает свою визитку. Дети пишут свое имя и отдают их Домовенку Кузе – приглашая к себе домой).
Воспитатель подводит итог работы детей во время активизирующего общения и дети делают вывод – ответ на вопрос Домовенка Кузи).
Воспитатель: Да, дети, без имени прожить нельзя. Без имени нам было бы очень трудно общаться друг с другом и понимать о ком идет речь в разговоре.
Вот почему люди ценят свои имена. Человек проносит имя через всю свою жизнь: его можно лишить всех богатств, всех званий и прав, но нельзя лишить имени.