Надежда Панасюк
НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Актуализация словарного запаса детей старшего дошкольного возраста по теме : «Космос».
Задачи:
Образовательные:
- упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;
- учить образовывать предложные конструкции.
Развивающие :
- развивать логическое мышление и связную речь детей;
- активизировать словарь по теме;
- формировать представления детей о космосе, космонавтах;
Публикация «НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме „Космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- развивать умение согласовывать слова в предложениях;
- закреплять знания о профессиях, связанных с космосом;
Воспитательные:
- воспитывать у детей познавательный интерес к космическому пространству и уважение к труду людей, работы которых связаны с освоением космоса.
Методы и приемы: словесные, словесные с опорой на наглядность, наглядные, игровое мотивирование, ИКТ.
Оборудование: ноутбук, презентация «Космос», плакат «Солнечная система», музыкальное оформление («Марш космонавтов» муз. А. Рыбникова, фотографии Ю. А. Гагарина и космического корабля «Восток», развивающая игра «Земля и Солнечная система», цветные карандаши, мяч, глобус.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Утреннее приветствие
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
2. Беседа по теме.
Ребята, о чём мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут планеты, звезды и кометы,
Чтобы изучить его, нам нужны ракеты. (Космос)
Да, ребята, это космос. С давних пор люди мечтали изучить его. И 12 апреля 1961 года первый космонавт Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток» поднялся в космос и совершил полёт вокруг Земли. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики.
А вы хотите побывать в космосе? (Да) Хорошо, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие, но прежде мне нужно проверить ваши знания о космосе.
3. Игра с мячом
- Как называется планета, на которой мы живем? (Земля).
- Что мы увидим на небе безоблачным ясным вечером? (Звезды).
- Что собой представляют звезды? (Звезды — это огромные раскаленные газовые огненные шары).
- Почему звёзды кажутся нам маленькими сверкающими точками? (Находятся очень далеко).
- Какого цвета бывают звезды? (Голубого, красного, желтого.).
- Какие ты знаешь планеты? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
- Чем планеты отличаются друг от друга? (Размером, цветом.).
- Чем отличаются звезды от планет? (Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты - из твердых, жидких частиц и газов).
- Какая звезда к нам ближе всего? (Солнце).
- Что дает нашей планете Солнце? (Свет и тепло).
Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин).
Молодцы, ребята. Знания у вас хорошие, отправляемся в космос.
4. Физкультминутка. «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети, (дети маршируют)
Улетаем на ракете.
На носки поднимись, (тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их)
А потом руки вниз. (опускают руки)
Раз, два, три, потянись. (тянутся)
Вот летит ракета ввысь! (бегут по кругу)
Ракета к старту готова. Займите места на космическом корабле. Внимание! Начинаем обратный отсчет: 10,9,8,7. ,пуск!
Вот мы и отправились в путешествие по Солнечной системе, а чтобы не скучно было лететь, давайте поиграем.
5. Дидактическое упражнение «Договори словечко».
Чтобы глаз вооружить и со звёздами дружить, Млечный путь увидеть чтоб, Нужен мощный… (телескоп)
Телескопом сотни лет изучают жизнь планет, Нам расскажет обо всём умный дядя … (астроном)
Астроном –он звездочёт, знает всё наперечёт! Только лучше звёзд видна в небе полная … (Луна)
Дарит Солнце жизнь планетам, нам тепло, хвосты -… (кометам)
До Луны не может птица долететь и прилуниться, но зато умеет это делать быстрая… (ракета)
У ракеты есть водитель – невесомости любитель, по-английски – астронавт, а по-русски -… (космонавт)
6. Дидактическая игра «Составь предложение».
Корабль, на, летит, космический, Луна.
Яркие, небо, большие, на, звезды.
Мы, Земля, живем, планета, на.
Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.
В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.
Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.
7. Дидактическая игра «Земля и Солнечная система».
Вот мы и в космосе. Сейчас каждый из вас из пазлов соберёт планету, на которую он прилетел, и расскажет нам о ней.
8. Развивающая игра «Назови планету». Никита, на какую планету ты прилетел? Что ты можешь о ней рассказать? (дети рассказывают о своей планете, воспитатель дополняет их ответы)
Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Ее поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.
Венера - вторая от Солнца планета. Там настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера - самая яркая планета на небе.
Земля - третья от Солнца планета. На земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник - Луну. Луна - каменистый шар размером с четверть Земли. Луна- безжизненный мир, без воздуха, без воды, без растений и животных. Ее поверхность покрыта пылью, на ней очень много впадин, называемых кратерами.
Марс - четвёртая от Солнца планета. На Марсе, как и на Земле, четыре времени года. Там есть ледяные полярные полюса и каналы, напоминающие русла рек.
Юпитер - пятая от солнца планета. Это самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли поместиться в нее.
Сатурн - шестая планета Солнечной системы. Она известна тем, что имеет
огромные кольца изо льда, камней и песка.
Уран - седьмая планета от Солнца. Это единственная планета Солнечной
системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».
Нептун - восьмая планета от Солнца. Названа в честь бога моря -Нептуна, потому что она холодная и синяя. Там дуют самые сильные ветры в Солнечной системе.
Плутон – самая отдалённая от Солнца планета и самая тёмная.
9. Д/упражнение «Земля из космоса».
(чтение стихотворения о космосе)
Вот звездное небо! Что видно на нем?
Звезды там светят далеким огнем!
Только ли звезды на небе сияют?
Нет! Среди звезд там планеты блуждают!
И вместе с ними планета моя -
Та, что зовется планетой. (Земля!
Ребята, а давайте попробуем нарисовать, как выглядит наша планета из космоса, но прежде, разомнём наши пальчики.
10. Пальчиковая гимнастика.
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз — Меркурий, два — Венера,
Три — Земля, четыре — Марс,
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, за ним — Нептун.
А девятый – дальний он
Называется Плутон.
11. Продуктивная деятельность.
Звучит «Знаете, каким он парнем был» Юрия Гуляева, дети раскрашивают планету «Земля».
Внимание! Внимание! Вызывает земля! Космическому экипажу срочно прибыть на Землю!
Физминутка «Ракета
А теперь мы снова, дети, (дети маршируют)
Улетаем на ракете.
На носки поднимись, (тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их)
А потом руки вниз. (опускают руки)
Раз, два, три, потянись. (тянутся)
Вот летит ракета вниз! (бегут по кругу)
Вот мы приземлились!
12. Итог занятия.
Ребята, где мы с вами сегодня побывали, чем занимались, что нового узнали?
Как красива наша Планета! Наш полет в Космос завершен! Вы сегодня были умными, ловкими, организованными, как настоящие космонавты! И открыли для себя мир Космоса. Я думаю, вы готовы пополнить отряд юных космонавтов. Растите, тренируйтесь, ведь далекие Планеты ждут вас! А на память о сегодняшнем путешествии я дарю вам книгу о космосе «Твоя вселенная».