Махруткина Оксана
НОД по развитию речи «Вежливость и грубость» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи в старшей группе
Тема: «Вежливость и грубость»
(интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога - психолога)
Цель: Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.
Задачи:
Публикация «НОД по развитию речи „Вежливость и грубость“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные: познакомить (закрепить) знания детей с различными формами приветствия, с формулами приветствия используемыми для различных ситуаций и людей разного социального статуса; с историей возникновения этих форм.
Воспитательные: довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы, что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям; приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев; воспитывать любовь и уважение к окружающим людям, развивать творческое воображение, фразовую речь при ответах на вопросы, воспитывать нравственные качества: доброту, взаимопонимание, взаимоподдержку
Развивающие: развивать связную речь, мышление; упражнять в словообразовании, активизировать словарь.
Оборудование:камешек, мяч, компьютер, презентация «Наши поступки», запись песни «Вежливая песенка», картонные смайлики, ватман, сердечки из цветной бумаги.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Психолог: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, мы собрали детей из разных групп. Давайте с вами познакомимся, у меня есть волшебный камешек, который вы будете передавать по кругу, после того как вы назовете свое имя.
Например, меня зовут Наталья Владимировна. (знакомство детей друг с другом)
Логопед: Здравствуйте. Сегодня к нам в гости пришел Буратино.
У Буратино есть друг Василий, но ему не нравятся некоторые поступки Васи.
Логопед: Послушайте стихотворение и скажите, что Буратино не нравится в поступках Василия.
Кто никогда не попросит прощенья,
Не скажет спасибо» за угощенье.
Кто не уступит место старушке
И не подарит открытку подружке…
Вежливых слов кто совсем не знает.
Каждый день с дерзости кто начинает.
Собою доволен – высок и румян.
Это Василий – он грубиян!
Психолог. Ребята, какой друг у Буратино?
Дети: Грубый.
Психолог: Верно, Василий очень грубый. Он грубит всем и «волшебных» слов не знает, Буратино очень хочется изменить его. Ведь он его друг. Поможем Буратино?
Дети: Да.
Психолог: А для этого вы должны выполнить задания, которые подготовил наш гость.
Логопед: А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми? – (ответы детей.)
- Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой, быть внимательным, доброжелательным, помогать друг другим людям.
Логопед: Предлагаю поиграть игру «Словарь вежливых слов».
Я буду произносить слова и бросать мяч. Если про то, что я назову, можно сказать «вежливо», мяч нужно поймать, если нет, то ловить его не надо.
Слова: поздороваться, поливать, улыбнуться, попросить прощенья, плавать, поблагодарить, читать, обратиться, попрощаться, извиниться.
Презентация «Оценка ситуаций на картинках»
Психолог: А теперь, я предлагаю, рассмотреть разные ситуации из жизни, которые я буду показывать на компьютере, а вы должны по - рассуждать, что там правильно, а что нет.
(дети рассматривают ситуации и принимают активное участие в обсуждении. Например, «Мальчик сидит в автобусе и не уступает место старушке». Мальчик извиняется, за то, что наступил девочке на ногу).
Игра «Вежливо - невежливо»
Логопед: Чтобы Незнайка смог лучше усвоить правила вежливости поиграем в игру «Вежливо - невежливо»
Слушаем внимательно!
Если человек поступает вежливо - хлопаем в ладоши, невежливо –топаем ногами.
-Поздороваться при встрече это … (вежливо - хлопаем)
- Толкнуть и не извиниться – это …. (невежливо – топаем)
- Помочь, поднять упавшие вещи….
-Толкнуть и не извиниться….
- Уходя, сказать: «До свиданья» ….
- Громко разговаривать….
- Сказать: «Приятного аппетита».
- Молодцы!
А теперь поиграем в словарь вежливых слов.
«Словарь вежливых слов»
Послушайте правила игры. Я читаю вам первую строчку, а вы по смыслу дополняете его волшебным словом. Отвечайте все вместе (хором).
Растает даже ледяная глыба от слова теплого (Спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).
И во Франции, и в Дании на прощание говорят (До свидания).
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини)
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста)
Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…» (Поздравляем)
Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…» (Прошу прощенья)
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…» (Добрый день)
На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Для того, чтобы стать вежливым, мы должны как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами».
Буратино приготовил вам еще одно задание.
Игра «Слова-приятели»
Надо из трех слов выбрать два слова приятеля.
Слова:
Вежливый, большой, учтивый.
Учить, приветствовать, здороваться.
Позволить, разрешить, хотеть.
Простить, угостить, извинить.
Громко, далеко, шумно
Психолог: - Молодцы!
Надеюсь, что Буратино усвоил сегодня правила вежливого поведения и обязательно научит их своего Василия.
«Коллаж вежливых слов».
Психолог: Ребята, у меня на столе лежат сердечки, вы каждый подходите, выбираете сердечко называете вежливое слово, которое я записываю, и приклеиваем сердечко на ватман и таким образом, мы создадим коллаж вежливых слов.
(выполняют работу)
Рефлексия:
-О каких особенных словах мы сегодня говорили?
- Почему эти слова называют «волшебными»?
- Почему эти слова очень важные?
- Что вам понравилось больше всего?
- Не забывайте, пожалуйста, волшебные слова!
Научите им своих сестер и братишек, родных и близких, чтобы мир вокруг стал добрее и светлее! А сейчас предлагаем вам сфотографироваться.